Автор: Филина Светлана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ "На Вадковском"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Ориентировка в пространстве. Игры и упражнения для дошкольников.
Раздел: дополнительное образование
Ориентировка в пространстве. Игры и упражнения для дошкольников.
С.В. Филина
Педагог дополнительного образования,
объединения «Формирование элементарных
математических представлений»,
«Развитие логического мышления»
ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском», г. Москва
Формирование пространственных представлений у детей начинается с восприятия
ребенком собственного тела. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение
для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия
с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у
него способности к ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве занимает
значительное
место
в
области
формирования
элементарных
математических
представлений и в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста. В
понятие пространства входит оценка формы, размера, расстояния, местоположения
предметов относительно друг друга, а также относительно к ориентирующемуся и к
другому лицу. Ориентировка в пространстве является неотъемлемой частью подготовки
ребенка к школе и к жизни в целом. Благодаря формированию пространственных
отношений у детей активизируется речь, пополняется словарный запас, ребенку легче
ориентироваться в помещении, на улице, проезжей части. А ориентировка на листе
бумаги готовит ребенка к обучению в школе, развиваются мелкая моторика, воображение,
глазомер.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития ориентировок связан с
накоплением личного чувственного опыта, связанного с его имеющимися сенсорными
способностями, а также с активностью малыша и умением перерабатывать увиденное,
прочувствованное. Поэтому очень важно создать детям условия для наблюдений, игр,
занятий различными видами деятельности, в которых опыт накапливается.
Детям дошкольного возраста часто бывает трудно правильно ориентироваться в
пространстве. Многие дети часто путают правую и левую руку, а также направление –
налево,
направо.
Но
ребенок
с
ранних
лет
сталкивается
с
необходимостью
ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие
пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между,
по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном
направлении и др.). Все эти понятия способствуют развитию пространственного
воображения у детей. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития и умения
ориентироваться в пространстве.
В Центре творчества «На Вадковском» более двадцати пяти лет работает
объединение «Формирование элементарных математических представлений». Основная
цель занятий, помимо подготовки к успешному овладению математикой в будущем,
всестороннее развитие обучающихся. Занятия направлены на развитие элементарных
математических представлений, логическое мышление, знакомят с математическими
понятиями,
формируют
правильные
представления
о
числе,
проходит
усвоение
временных понятий…
Важнейшим итогом такой совместной деятельности педагога и обучающегося
является не только и не столько накопление определенного запаса знаний и умений,
сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических
познавательных и умственных умений, а также развитие важнейших составляющих
личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей.
Развивая способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению,
умению
сравнивать
предметы
и
явления,
выяснять
закономерности,
обобщать,
конкретизировать
и
упорядочивать,
педагог,
тем
самым,
развивает
логико-
математический опыт ребенка, так необходимый ему для познания окружающего мира.
Познание окружающего мира у детей дошкольного возраста проходит через игру.
Игровая деятельность является для них в этом возрасте ведущей. Это не просто
интересное время препровождение, а способ моделирования взрослого мира, их
взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не
может быть полноценного умственного развития.
Использование игры на занятиях «Формирование элементарных математических
представлений» развивает у обучающихся в эмоционально комфортных для них условиях
все познавательные процессы: мышление, внимание, память и, конечно же, воображение.
Незаменимыми помощниками для обучения
детей
пространственным
понятиям
являются
дидактические игры. Важное место посредством
игры отводится обогащению сенсорного опыта
детей путем ознакомления с величиной, формой,
пространством.
На
занятиях
обучающиеся
выполняют задания по разным темам. Наряду с
вводным занятием и такими разделами программы,
как
«Количество
и
счет»,
«Величина»,
«Геометрические фигуры», «Логические задачи»,
«Геометрические
фигуры»,
«Ориентировка
во
времени»,
обязателен
раздел
«Ориентировка
в
пространстве».
В ходе занятий используются следующие
дидактические игры:
дидактические игры, направленные на пространственные представления с
точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади;
дидактические игры, направленные на пространственные представления с
точки отсчета «от предмета», «от другого человека»;
дидактические игры, направленные на определение посредством слова
положения того или иного предмета по отношению к другому;
дидактические игры, направленные на ориентировку в трехмерном
пространстве, в движении (как усложнение: закрытыми глазами);
дидактические игры, направленные на ориентировку на плоскости,
ориентировку на листе бумаги, в том числе на листе бумаги в клетку.
Обучение детей ориентировке на плоскости в первую очередь предполагает
ориентировку на листе бумаги, тетради, альбома, в том числе на листе бумаги в клетку.
Располагая предметы на плоскости, дети учатся отражать свои действия в речи. Такому
виду ориентировки хорошо помогают занятия аппликацией, рисованием, ручным трудом,
а также задания и игры:
«Проведи дорожку»
«Графический диктант»
«Чудесные картинки»
«Раскрась картинки»
«Заполни квадрат»
«Укрась салфетку»
«Наряди елку»
«Укрась платье»
«Лабиринты»
«Красивый ковер»
«Веселые рисунки»
Например, в этих упражнениях детям даются задания: нарисовать предметы в
центре, внизу листа, в правом верхнем или в левом нижнем углу и т.п., создать узоры на
листе бумаги кистью, карандашом, аппликацией. Разложить предметы на листе или
создать композиции из природного материала, располагая их на определенной плоскости
по устному заданию взрослого, по образцу или по желанию ребенка с дальнейшим
рассказом о том, что где находится.
Очень интересны детям игры-путешествия, квест-игры «Поиски клада», в которых
содержатся разнообразные способы решения пространственных ориентировок. Проще по
содержанию и короче, чем игры-путешествия, занимательные игры-поручения. Игровая
задача в поручениях основана на предложении найти какой-либо предмет, игрушку или
определить его местоположение. Например, задание детям может быть таким: «направо
пойдешь — пенал найдешь; прямо пойдешь — альбом найдешь; назад — книгу; налево —
сюрприз!». Или игры типа: «Поможем Незнайке» найти более быстрый путь в Цветочный
город. В данной игре надо четко определить маршрут Незнайки и последовательно его
пройти.
«Путешествие
в
страну
вещей»
—
нужно
определить
пространственное
расположение вещей, и по заданному маршруту дети должны их отыскать. Игра может
проводиться в помещении, на участке, в лесу, парке. Дети могут составлять план комнаты,
участка. Находить предметы в пространстве можно по словесному указанию, по описанию
примет, по схеме, по маршруту и т.п
Не менее интересны словесные игры и подборка стихов, загадок, пословиц,
поговорок с математическим содержанием. «Кто правильно назовет?», «Назови соседей»,
«Найди картинку и назови ее», «Кто, где живет». Игры-беседы с картинками, где дети
описывают или отвечают на вопросы о пространственном расположении предметов на
картинах.
Большая роль отводится подвижным играм. Ребенок легче ориентируется в
направлениях пространства в статическом положении, при этом он исходит из сторон
собственного
тела,
т.е.
ориентируется на себя.
Постепенно
ребенок овладевает
ориентировками "от себя" и "от объектов". В подвижной игре можно не только развивать
и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно
расширять их. В подвижных играх детям даются ориентировки бега, ходьбы, бросания.
Это различные игры-соревнования, хороводы с заданиями и прочее:
«Жмурки с колокольчиком»
«Бездомный заяц»
«Кот и мыши»
«У медведя во бору»
«Цветные автомобили»
«Найди свой домик»
«Прятки»
«Найди свое место»
«Найди, где спрятано»
«Мы веселые ребята»
«Мышеловка»
«Караси и щука»
«Хитрая лиса»
«Найди и принеси»
«Гуси-лебеди»
«Ловишки»
Таким образом, используя подобные игры для ознакомления с направлениями и
обучения ориентировке в пространстве, расширяется круг детских представлений, вместе
с тем развивается детская любознательность, активность, воспитывается стремление
узнавать, что-то искать, проявлять усилие и находить. Игры вызывают эмоциональный
отклик у детей и познавательный интерес, радуют, влияют на развитие детской
деятельности. Все вместе взятое обогащает духовный мир детей, содействует их общему
умственному развитию.
Литература:
1.
Методические рекомендации к пособию «Учусь ориентироваться в пространстве».
М.: Школьная пресса, 2010.
2.
Кочурова Е.Э. Учимся ориентироваться в пространстве. Пособие для детей 5-7 лет,
М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2016
3.
Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития
пространственного восприятия у дошкольников. М. 2004.
4.
Шевелев К.В. Ориентация в пространстве и на плоскости. Рабочая тетрадь для
детей 5-6 лет. ФГОС ДО., М. Просвещение/Бином, 2022