Автор: Пехтерева Елена Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 276 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Консультации для педагогов
Тема: «Сенсорное развитие детей
дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель I кв.категории
Пехтерева Елена Витальевна
г.Челябинск, 2023г.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у
ребёнка
наблюдается
интенсивное
развитие
сенсорных
способностей,
определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном
развитии
является
восприятие
предметов.
Действенное
знакомство
с
предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.
В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия
невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на
отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных
характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет
«киской» и т.п.). На первом году жизни наиболее интенсивно формируется
восприятие величины и формы предметов.
Что
же
касается
цвета,
то
несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие
наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с
цветом.
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в
связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление.
Уровень
сенсорного
развития
таков,
что
у
ребёнка
оказывается
сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать
предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития,
особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность
восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве
образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Например, предметы
круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является
выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных
сенсорных
эталонов.
Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия,
позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с
ними. Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-
разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно
многократные
сравнения
позволяют
ребёнку
достигать
практических
результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.).
Первоначально
сравнение
является
приблизительным:
ребёнок
примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает
результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число
проб и предварительных примерок быстро сокращается и переходит переход
к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который
свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический
план.
На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное,
но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие
речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого
общения с окружающими. Совершенствование осязательного восприятия
осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений
руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для
формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей
действительности.
Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в
повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных
зрительных,
слуховых,
осязательных
впечатлений,
формировать
элементарные
представления
об
основных
разновидностях
величины
(большой
-
маленький),
формы
(круг,
квадрат,
треугольник,
овал,
прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий,
фиолетовый,
чёрный,
белый).
В
результате
становится
возможным
формировать
умение
выделять
разнообразные
свойства
предметов,
ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.
Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому
основными
средствами
выражения
мысли
и
чувств
являются
непосредственные
действия.
Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса
к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего
пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие,
пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или
формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу
второго года жизни).Именно деревянные игрушки важны для сенсорного
развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении
элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего
возраста.
Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали
дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что
соответствует размерам ладони малыша, Разница между большими и
маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их
величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. При большей
толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма
при определённом ракурсе может смотреться как прямоугольник или
квадрат т и.п.
Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические
пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой,
пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать
возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов,
явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе –
главное
условие
познавательного
развития,
правильной
и
быстрой
ориентировки
в
бесконечно
меняющимся
окружении,
эмоциональной
отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А
быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых
способностей человека, основ его полноценного развития. Использование
«опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно
говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они
их различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети
усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые
детали для строительного набора для «крыши» и т.д.
Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от
развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-
названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию
восприятия типа «такой», «разные», «не такой». Запоминание и правильное
употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс,
формирование его заканчивается только к пяти годам.
К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым
названия отдельных цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий»
или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом
конкретных
предметов.
Слово-название
существует
само
по
себе,
а
конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае
ребёнок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных
упражнений может иногда им воспользоваться. Случайное употребление
слова, названия цвета или формы, ещё не значит, что ребёнок понимает суть
этих слов.
Распределение внимания у ребёнка второго года жизни между
зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный
процесс. Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые
оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с
ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному
наблюдению.
При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к
одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же
насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и
другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового
восприятия
может
ориентироваться
не
на
сам
цвет,
а
на
его
интенсивность.
Постепенность,
последовательность
в
усложнении
заданий,
направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного
возраста, так и для более старших. В течение второго года жизни при
целенаправленном
сенсорном
воспитании
у
ребёнка
наблюдается
положительное отношение к действиям с предметами разной величины,
формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает,
перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры
предметного мира. В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у
ребёнка
оказываются
сформированными
приёмы
прикладывания,
сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины. К 2 годам эти
процессы осуществляются без предварительных примериваний, переходя из
внешнего лана во внутренний.
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого
условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный
возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и
прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии
развития базируются на сенсорной основе. Познавательная потребность, в
той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни, в
основном
направлена
на
обследование
величины,
формы,
фактуры
предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.
У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко
следовать
образцу,
который
задан
взрослым.
Теперь
малыш
при
предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его,
слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом
начинает
действовать,
следуя
инструкции
взрослого.
Более свершенной становится координация движений руки под контролем
глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой,
строительными наборами, рисование кистью и карандашом.
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно
усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде
всего
началом
формирования
новых
видов
деятельности
(игровой,
элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать
условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете,
форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе
специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При
этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах
предметов были не только широкими, но и систематизированными. После 3-х
лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с
общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления.
Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление
детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета
и самостоятельному их употреблению.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию
детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и
навыки,
свидетельствующие
о
соответствующем
уровне
развития
восприятия:
Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину,
фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда
практических действий.
Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету,
форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей
в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше.
Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине,
фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности
цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.).
Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления,
имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в
пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2
лет 3 месяцев).
Обозначают
различные
предметы
в
соответствии
с
их
характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и
т.п. (с 2,5 лет).
Активно
используют
«опредмеченные»
слова-названия
для
обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава,
апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6
месяцев).
Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития
самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики»
или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в
соответствии с цветом их одежды).
Начинают
активно
пользоваться
общепринятыми
словами-
названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может
называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).
«Зачем нужно развивать мелкую моторику?»
Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями
головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между
мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты
мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы,
которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики
малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у
ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет
скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и
ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание,
а также словарный запас вашего малыша.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее
моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас
даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы
воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще
20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать
руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на
каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей
моторики,
и
в
частности
-
руки,
общая неготовность
большинства
современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость
между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в
прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно
заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с
моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что
ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет
завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина
кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание
настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш
ребенок не исключение.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему
овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не
отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой
моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это
оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой
информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах
карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие
тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за
шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием
руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много
об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А
ведь можно сделать все намного проще!
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
Заводить будильник, игрушки ключиком.
Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками,
красками.
Резать ножницами (желательно небольшого размера).
Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Заниматься
на
домашних
снарядах,
где
требуется
захват
пальцами (кольца, перекладина).
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки,
шарики.
Делать пальчиковую гимнастику
Можно
использовать
для
этого
обычные
занятия
ребенка.
Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно
мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем,
хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и
привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени
или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет
безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй,
попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая
непослушная!
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках,
плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам),
застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет
пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития
тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру
в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные
теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то,
что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на
столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на
ощупь определить, что это за предмет.
В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно
- развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и
посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся
и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д.
Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не
получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует
постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится.
Надо только постараться.
«Сенсорное воспитание – как основа умственного развития
детей дошкольного возраста»
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает
формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о
предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на
свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь
предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное
сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного
воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные
представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных
предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все
виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной
деятельности.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить
трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается
наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся
зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М.
Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной
дошкольной педагогики и психологии: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П.
Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.
справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение
полноценного интеллектуального развития, является одной из основных
сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного
обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой
деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение —
строятся на основе образов восприятия, являются результатом их
переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно
без опоры на полноценное восприятие.
В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста
дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения.
Дидактическая игра характеризуется определенной структурой: наличием
дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер и
целенаправленность, наличием игрового действия, которое и ведет ребенка,
заинтересовывает, дает возможность обучаться, играя, и, конечно, правилами
игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути. На
дидактическую игру возлагается задача формировать сенсорику ребенка, ей
первой предоставлено право, познакомить его с формой, величиной, цветом,
звуком, пространственными признаками. Ребенка знакомят с
фиксированными сенсорными эталонами, затем, сопоставляя с ними
предметы, он получает первичные обобщенные знания об общих признаках
формы, цвета и т.д. Поэтому важно определить, с какими сенсорными
эталонами и как знакомить ребенка.
Кроме дидактических игр с геометрическими фигурами (круг, квадрат,
прямоугольник и т.д.) и телами (шар, куб, цилиндр и т.д.) рекомендуется
вводить игры с естественным дидактическим материалом - листьями,
цветами, камнями, шишками и т.д.; по признакам формы, величины, цвета.
На основе накопленного сенсорного опыта многие дети начинают понимать,
что геометрические фигуры что-то отличное от обычных предметов и вещей,
видят сходство и различие между реальными предметами и геометрическими
фигурами. Большинство дидактических игр для маленьких детей является
именно игровыми упражнениями с различными геометрическими телами
(шар, куб и т.д.) и геометрическими фигурами (круг, квадрат и т.д.).
Практически действуя с ними, дети сенсорно познают их, учатся различать,
узнавать и т.д. Вполне понятно, сколько пользы могут принести хорошо
подобранные и правильно организованные игры на называние цветов,
геометрических фигур, пространственных признаков.
Под влиянием практики дидактических игр, направленных на формирование
общих представлений об эталонах, происходит значительное
совершенствование сенсорных ориентировок детей. Возрастает не только
точность различения, называния форм, цвета и т.д., но и увеличивается объем
сенсорной памяти. Это выражается, например, в способности воспринимать
большее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые
качества (форму, величину, цвет). Заметно увеличивается быстрота детских
реакций. Одной из причин этого является совершенствование способов
определения формы, которые заметно становятся иными.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не
ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою
предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться
правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь
четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь
пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств
самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе
говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в
качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,
формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии
и воспитании детей от рождения до 6 лет:
• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует
создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими
игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет,
форму и величину как особые признаки предметов, накапливать
представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении
между двумя предметами по величине.
• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны:
устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических
фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических
фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами
ряда, состоящего из большего количества предметов.
• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей
способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг
образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы,
выполнению все более сложных глазомерных действий.
• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у
детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов,
расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
«Дидактические игры на развитие сенсорики у
детей дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное
формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и
вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.
С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это
подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему
совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.
На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет,
форму и величину как особые признаки предметов, накапливать
представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении
между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны:
устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических
фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических
фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами
ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам
обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-
эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все
более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у
детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов,
расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Проанализировав задачи сенсорного воспитания, мы пришли к выводу, что
основная его задача в том, чтобы формировать у детей такие умения
воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали
бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового
анализа слов, труда в природе и т. д.
Таким образом, мы осознали, что сенсорное воспитание должно
осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
При развитии детей дошкольного возраста, главной становится игровая
деятельность. Она является и самой занимательной деятельностью детей и,
как следствие, самой эффективной.
Для этого мы использовали дидактические игры, направленные на
сенсорное воспитание, которые помогают развивать у детей восприятие,
формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить.
Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств.
С целью сенсорного развития применяем дидактические пособия:
«Цветные мячики», «Разноцветные коробочки», «Цветы и бабочки»,
«Чудесный мешочек», «Рамка-вкладыш», «Геометрические фигуры»,
«Объемные фигуры», «Коробочка ощущений», «Сенсорные ладошки»,
«Тактильный мешочек», «Рисуем пальцем на песке и манке»,
«Дидактическая черепаха», «Дидактический коврик», «Дидактическая
гусеница», «Наборы тематических картин для игр», лото, домино, трафареты,
шнуровки, бизиборды настенный и напольный, фланелеграф с
геометрическими фигурами для составления узоров, разрезные картинки,
пазлы, пирамидки, лабиринты, которые являются многофункциональным и
очень нравятся детям. Данные дидактические пособия мы используем при
реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие».
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, являются
эффективными в накоплении представлений об окружающем мире.
Мы используем различные варианты дидактических игр, такие как: «Разложи
мячики в свои домики» «Разложи жёлтые мячики в зелёные домики»
«Продолжи ряд» «Найди лишний мячик» «Что сначала, что потом» «Веселые
прищепки» «Цветные крышки» «Определи на ощупь» «Одежда для кукол
Кати и Саши» «Найди пару» «Собери бусы» «Определи на вкус» «Тонет – не
тонет» «Цветные ежики и карандаши» «Собери животных» «Семья» «Посели
зверушек» «Кто в домике живет?» «Волшебный домик» «Подбери ключи»
«Овощи и фрукты» «Подбери по форме» «Какое время года?» «Что это за
зверь? «Четвертый – лишний» «У меня зазвонил телефон» «Волшебный
комод» «Спрячь мышку» «Разложи фигуры» «Волшебный квадрат» (по
Никитину) .
Для обогащения чувственного опыта детей и умения фиксировать его в речи,
совершенствуя навыки установления тождества и различия предметов по их
свойствам: величине, форме, цвету мы разработали следующие
дидактические игры:
"Спаси Зайчонка".
Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых
цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение)
закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный
цвета.
«Цветное лото»
Цель: развивать у детей умение различать 4 оттенка одного цвета, называть
предметы одного
«Поезд»
Цель: соотносить цвета, закрепить знания о цветах.
«Длинный - короткий»
Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь
различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий»,
«длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
«Какого цвета не хватает?»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные
способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.
«Найди такой же цветочек»
Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4
основных цвета, умение по показу назвать цветы.
«Один – много»
Цель: развивать первые математические способности, развивать внимание
мышление, умение различать цвет предметов.
«Разноцветные клубочки и прищепки»
Цель: продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять
знание цвета, развивать внимание, воображение.
«Большой, поменьше, маленький»
Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по
величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать
основные цвета. Таким образом, при систематическом использовании в
работе с детьми младшего дошкольного возраста дидактических игр,
направленных на сенсорное развитие, у детей поэтапно моделируются и
апробируются основополагающие свойства пространства внешнего мира,
происходит эмоциональное развитие, взаимосвязь между психическим и
моторным развитием. С развитием высшей нервной деятельности,
произвольная двигательная деятельность, в целом, приобретает все большее
значение в поведении ребенка.
Литература:
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., «Просвещение», 2008
2. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному
искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2010.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веркасы, Комаровой,
М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.