Автор: Назипова Альфия Рашидовна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: Филиал ГАУЗ РКПД Детский туберкулёзный санаторий
Населённый пункт: РТ, Зеленодольский р-он,пос. Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: Развитие креативности воспитанников во внеурочное время с применением здоровье сберегающей технологии.
Раздел: дополнительное образование
Развитие креативности воспитанников во внеурочное время
с применением здоровьесберегающей технологии
.
« Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать»
Дж. Родари
Понятие
«здоровьесберегающая
среда»
относится
к
качественной
характеристике любой образовательной среды, показывающей, насколько при
реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных
субъектов
образовательного
процесса
-
учащихся
и
педагогов.
Одной
из
приоритетных
задач
образования
становится
сегодня
укрепление
здоровья
учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни. Проблема
охраны
и
укрепления
здоровья
учащихся
очень
многогранна
и
сложна.
Улучшение
их
здоровья
является
одной
из
самых
перспективных
форм
оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся
-
важнейшая
обязанность
школы,
отдельного
педагога
и
самого
ребенка.
Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы,
педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.
Следует
учесть,
что
утомительность
урока
и
самоподготовки
не
является
следствием
какой-либо
одной
причины
(сложности
материала
или
психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью
различных факторов.
В
создавшейся
обстановке
естественным
стало
активное
использование
педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По
словам профессора Н. К. Смирнова, «Здоровье сберегающие образовательные
технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный
на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения,
которые сформулировал Н. К. Смирнов
1.«Не навреди!»
2.Приоритет заботы о здоровье педагога и учащегося
3.Непрерывность и преемственность
4.Объект-субъектные взаимоотношения
5.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям
учащихся
6.Комплексный, междисциплинарный подход
7.Успех порождает успех
8.Активность
9.Ответственност
ь.
При проведении самоподготовки также необходимо придерживаться здоровье
сберегающих технологий.
В своей работе я использую дыхательные, артикуляционные и пальчиковые
гимнастики, физкультурные минутки и зарядку для глаз.
Использую музыку во время проведения письменных занятий и релаксации, в
последнее
время
стала
использовать
ароматическую
терапию
с
целью
профилактики
простудных
заболеваний,
стимулирования
мыслительных
процессов
и
познавательной
активности,
постоянно
контролирую
осанку
учащихся,
их
посадку
за
партой,
приучаю
ребят
к
самоконтролю
и
взаимоконтролю. Во время подготовки домашнего задания постоянно чередую
выполнение
устных
и
письменных
заданий.
При
первых
же
признаках
проявления усталости учащихся провожу смену деятельности – физические
минутки,
игры
на
внимание,
таким
образом
давая
детям
возможность
восстановиться и продолжить выполнение домашнего задания на достаточно
высоком уровне.
Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое
условие
здоровьесбережения.
Включение
ребенка
в
творческий
процесс
не
только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от
которой
зависит
развитие
человека,
его
адаптационный
потенциал,
способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося,
и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь
простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или
иной
степени
является
насилием
над
собой
и
другими.
Насилие
же
разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по
себе.
Созидание нового - неотъемлемая часть человеческой жизни. Этому нужно
специально
учить,
как
учат
детей
навыкам
письма,
чтения,
переработки
информации, оперирования математическими символами.
Таким образом, возникает противоречие между характером традиционно
сложившейся
системы
обучения
и
насущной
потребностью
общества
в
креативной системе развития личности, в ее стремлении к проявлению своего
«я».
На
протяжении
десятилетий
отечественными
и
зарубежными
психологами
большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности
и
творческого
мышления.
Показателем
творческого
развития
является
креативность. В психологических исследованиях под креативностью понимают
комплекс
интеллектуальных
и
личностных
особенностей
индивида,
способствующих самостоятельному выдвижению проблем, оригинальных идей
и нешаблонному их решению.
В психологии разные авторы характеризуют способность к творчеству по –
разному
и
для
определения
уровня
креативности
выделяют
множество
способностей индивида. Общепризнанными являются следующие: беглость и
гибкость
мышления,
оригинальность,
любознательность,
фантастичность,
разработка гипотез и способность к анализу и синтезу.
Важную роль в развитии креативности и творческого потенциала детей играет
начальная школа. Детям младшего школьного возраста изначальна, присуща
талантливость. Именно в этом возрасте развиваются воображение и фантазия,
воспитывается
любознательность,
формируется
умение
наблюдать
и
анализировать
явления,
проводить
сравнения,
обобщать
факты.
Целенаправленная
работа
учителя
дает
возможность
обеспечить
высокий
уровень развития заложенных творческих способностей детей.
На праздниках часто использую
творческие задания, которые ребята
выполняют без подготовки: придумать поздравление товарищу в стихотворной
форме, сочини песню на известный мотив, придумай другую концовку сказки,
сочини скороговорку и др.
Одним из путей развития креативности: организация творческой проектной
деятельности. Дети создают проекты утренников, праздников, классных часов,
осуществляют выпуск газет, оформляют выставки поделок.
В классе создается атмосфера творческого поиска: все чем- то увлечены, к
чему-
то
готовятся,
что-
то
обсуждают.
На
первых
порах
я
являюсь
инициатором. Мне действительно интересно с ними. Тоска и равнодушие- это
не по мне, а дети, видя увлеченных людей рядом, заражаются атмосферой
поиска и творчества.
К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии
потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если
мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только
в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и
развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если
раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто
скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий
в процессе самоподготовки и на воспитательных занятиях позволяет
воспитанникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном
пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно
проводить профилактику асоциального поведения.
Воспитатель ГПД Назипова А.Р.