Напоминание

Развитие креативности воспитанников во внеурочное время с применением здоровье сберегающей технологии.


Автор: Назипова Альфия Рашидовна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: Филиал ГАУЗ РКПД Детский туберкулёзный санаторий
Населённый пункт: РТ, Зеленодольский р-он,пос. Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: Развитие креативности воспитанников во внеурочное время с применением здоровье сберегающей технологии.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие креативности воспитанников во внеурочное время

с применением здоровьесберегающей технологии

.

« Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать»

Дж. Родари

Понятие

«здоровьесберегающая

среда»

относится

к

качественной

характеристике любой образовательной среды, показывающей, насколько при

реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных

субъектов

образовательного

процесса

-

учащихся

и

педагогов.

Одной

из

приоритетных

задач

образования

становится

сегодня

укрепление

здоровья

учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни. Проблема

охраны

и

укрепления

здоровья

учащихся

очень

многогранна

и

сложна.

Улучшение

их

здоровья

является

одной

из

самых

перспективных

форм

оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся

-

важнейшая

обязанность

школы,

отдельного

педагога

и

самого

ребенка.

Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы,

педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

Следует

учесть,

что

утомительность

урока

и

самоподготовки

не

является

следствием

какой-либо

одной

причины

(сложности

материала

или

психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью

различных факторов.

В

создавшейся

обстановке

естественным

стало

активное

использование

педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По

словам профессора Н. К. Смирнова, «Здоровье сберегающие образовательные

технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный

на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения,

которые сформулировал Н. К. Смирнов

1.«Не навреди!»

2.Приоритет заботы о здоровье педагога и учащегося

3.Непрерывность и преемственность

4.Объект-субъектные взаимоотношения

5.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям

учащихся

6.Комплексный, междисциплинарный подход

7.Успех порождает успех

8.Активность

9.Ответственност

ь.

При проведении самоподготовки также необходимо придерживаться здоровье

сберегающих технологий.

В своей работе я использую дыхательные, артикуляционные и пальчиковые

гимнастики, физкультурные минутки и зарядку для глаз.

Использую музыку во время проведения письменных занятий и релаксации, в

последнее

время

стала

использовать

ароматическую

терапию

с

целью

профилактики

простудных

заболеваний,

стимулирования

мыслительных

процессов

и

познавательной

активности,

постоянно

контролирую

осанку

учащихся,

их

посадку

за

партой,

приучаю

ребят

к

самоконтролю

и

взаимоконтролю. Во время подготовки домашнего задания постоянно чередую

выполнение

устных

и

письменных

заданий.

При

первых

же

признаках

проявления усталости учащихся провожу смену деятельности – физические

минутки,

игры

на

внимание,

таким

образом

давая

детям

возможность

восстановиться и продолжить выполнение домашнего задания на достаточно

высоком уровне.

Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое

условие

здоровьесбережения.

Включение

ребенка

в

творческий

процесс

не

только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от

которой

зависит

развитие

человека,

его

адаптационный

потенциал,

способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося,

и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь

простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или

иной

степени

является

насилием

над

собой

и

другими.

Насилие

же

разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по

себе.

Созидание нового - неотъемлемая часть человеческой жизни. Этому нужно

специально

учить,

как

учат

детей

навыкам

письма,

чтения,

переработки

информации, оперирования математическими символами.

Таким образом, возникает противоречие между характером традиционно

сложившейся

системы

обучения

и

насущной

потребностью

общества

в

креативной системе развития личности, в ее стремлении к проявлению своего

«я».

На

протяжении

десятилетий

отечественными

и

зарубежными

психологами

большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности

и

творческого

мышления.

Показателем

творческого

развития

является

креативность. В психологических исследованиях под креативностью понимают

комплекс

интеллектуальных

и

личностных

особенностей

индивида,

способствующих самостоятельному выдвижению проблем, оригинальных идей

и нешаблонному их решению.

В психологии разные авторы характеризуют способность к творчеству по –

разному

и

для

определения

уровня

креативности

выделяют

множество

способностей индивида. Общепризнанными являются следующие: беглость и

гибкость

мышления,

оригинальность,

любознательность,

фантастичность,

разработка гипотез и способность к анализу и синтезу.

Важную роль в развитии креативности и творческого потенциала детей играет

начальная школа. Детям младшего школьного возраста изначальна, присуща

талантливость. Именно в этом возрасте развиваются воображение и фантазия,

воспитывается

любознательность,

формируется

умение

наблюдать

и

анализировать

явления,

проводить

сравнения,

обобщать

факты.

Целенаправленная

работа

учителя

дает

возможность

обеспечить

высокий

уровень развития заложенных творческих способностей детей.

На праздниках часто использую

творческие задания, которые ребята

выполняют без подготовки: придумать поздравление товарищу в стихотворной

форме, сочини песню на известный мотив, придумай другую концовку сказки,

сочини скороговорку и др.

Одним из путей развития креативности: организация творческой проектной

деятельности. Дети создают проекты утренников, праздников, классных часов,

осуществляют выпуск газет, оформляют выставки поделок.

В классе создается атмосфера творческого поиска: все чем- то увлечены, к

чему-

то

готовятся,

что-

то

обсуждают.

На

первых

порах

я

являюсь

инициатором. Мне действительно интересно с ними. Тоска и равнодушие- это

не по мне, а дети, видя увлеченных людей рядом, заражаются атмосферой

поиска и творчества.

К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии

потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим

детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если

мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только

в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и

развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если

раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто

скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий

в процессе самоподготовки и на воспитательных занятиях позволяет

воспитанникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном

пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно

проводить профилактику асоциального поведения.

Воспитатель ГПД Назипова А.Р.



В раздел образования