Напоминание

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории в рамках обновленных ФГОС


Автор: Бильданов Фаать Хадыйевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГКОУ "ВСШ при ИТУ Самарской области"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск
Наименование материала: доклад
Тема: Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории в рамках обновленных ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




ГКОУ «ВСШ при ИТУ Самарской области»

Методическое объединение учителей истории и обществознания

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории

в рамках обновленных ФГОС

Подготовил учитель истории и обществознания

филиала № 1 Бильданов Фаать Хадыйевич

Самара 2022

Содержание

1.

Введение.

2.

Практические приемы мотивации обучающихся:

- Кластер и его особенности в применении;

- Визуализация как прием;

- Метод применения видеофрагментов.

3.

Заключение.

1.

ВВЕДЕНИЕ.

Тема формирования мотивации обучения традиционно вызывает повышенный

интерес ученых, психологов, педагогов. Ее можно отнести к «нестареющим»

темам, не теряющим свою актуальность. Достаточно просмотреть педагогические

периодические издания, журналы, газеты, интернет – ресурсы последних лет,

чтобы убедиться в этом.

Как отмечает А.Н.Иоффе: «Мотивация - это искра, которая зажигает факел

познания». Несомненно, работа с мотивированным учеником продуктивнее, он

добивается лучших результатов. Повышение мотивации является одним из

факторов, способствующих росту результативности, качества обучения. Но

сегодня исследователи обращаются к этой теме больше из-за того, что мотивация

учащихся стала серьезной проблемой современной школы.

Пришлось задуматься над вопросом: что я могу сделать для того, чтобы повысить

мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы

ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались

интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали

удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.

2.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В

ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие

ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы,

побуждающие индивида к совершению определенных действий.

Ее также

рассматривают как один из ключевых этапов современного урока, направленный

на формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Чаще всего

мотивация проводится в начале урока с целью заинтересовать обучающихся,

пробудить желание изучить тему, создать положительную эмоциональную

атмосферу.

Кластер-технология

Самым распространённым приёмом является «Кластер-технология» Прием

кластеров универсален и возвращаться к работе с ним можно на протяжении всего

урока. Сам приём состоит в следующем: в центре – это наша тема, а вокруг все

крупные смысловые единицы. Этот приём может быть применён на стадии

вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с

основным источником (текстом). Этот приём имеет большое значение и на стадии

рефлексии: исправление неверных предположений или заполнения их на основе

новой информации.

Он формирует у учеников такие навыки:

1)

умение грамотно формулировать вопросы;

2)

работать с большими объемами информации и выделять в них

основное;

3)

способность выявлять логические и причинно-следственные связи

Существует множество вариаций кластера:

Бумажный кластер,

Обратный кластер,

Кластер с картинками.

Например, кластер по теме «Февральская революция 1917 года» может состоять

из следующих частей: в центре – Революция, смысловые части – предпосылки,

участники, основные события, итоги. Вторым уровнем могут стать фотографии,

иллюстрирующие эти события. Данный вариант можно отнести к кластеру с

картинками.

Приём визуализации

Следующим интересным приёмом мотивации является визуализация. Например,

демонстрация картинок, портретов, При их использовании задействуется образное

мышление учеников. Мотивирующим элементом выступает не картинка или

презентация как объект, а их содержание, сопровождающие занимательные,

проблемные вопросы, необычность преподнесения материала.

Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимает главное

место. Использование на уроках истории картины, карикатуры способствует

развитию памяти, мышления, воображения учащихся.

Например, при изучении материала по теме «Оборона Севастополя и Одессы» я

использую презентацию, созданную на основе исторических фактов, реальных

фотографий и карт.

Обучающих привлекает в картинах не столько внешняя занимательность, сколько

содержащийся в ней познавательный материал.

Метод применения видеофрагментов

Таким же успехом пользуется просмотр видеофрагментов из документальных и

художественных

фильмов.

Активность

учащихся

при

использовании

видеоматериалов на уроках повышается. Ученики, работая с таким источником,

лучше усваивают информацию и пытаются сами анализировать видеофрагменты с

историческими текстами.

К примеру, при изучении Смутного времени используется документальный

видеоролик и фрагмент художественного фильма «1612» 2007 года выпуска,

после просмотра обучающиеся не только обсуждают увиденное, но и проводят

сравнительный анализ увиденного.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении следует отметить, что в условиях обновленных ФГОС мотивация-

это важнейший, ключевой элемент урока, призванный повысить интерес к

учебной деятельности. Формировать и развивать мотивацию, вовлекать учащихся

в активную учебную работу можно используя разные технологии, приемы и

средства.

Большие

возможности

открывает

применение

информационных

технологий, без которых невозможно представить современный урок. Мотивация

должна носить систематический характер, а не случайный, лишь тогда она дает

положительный результат.

Следует отметить, что вариантов много, и среди них невозможно выделить

лучшие.



В раздел образования