Автор: Бильданов Фаать Хадыйевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГКОУ "ВСШ при ИТУ Самарской области"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск
Наименование материала: доклад
Тема: Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории в рамках обновленных ФГОС
Раздел: полное образование
ГКОУ «ВСШ при ИТУ Самарской области»
Методическое объединение учителей истории и обществознания
Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории
в рамках обновленных ФГОС
Подготовил учитель истории и обществознания
филиала № 1 Бильданов Фаать Хадыйевич
Самара 2022
Содержание
1.
Введение.
2.
Практические приемы мотивации обучающихся:
- Кластер и его особенности в применении;
- Визуализация как прием;
- Метод применения видеофрагментов.
3.
Заключение.
1.
ВВЕДЕНИЕ.
Тема формирования мотивации обучения традиционно вызывает повышенный
интерес ученых, психологов, педагогов. Ее можно отнести к «нестареющим»
темам, не теряющим свою актуальность. Достаточно просмотреть педагогические
периодические издания, журналы, газеты, интернет – ресурсы последних лет,
чтобы убедиться в этом.
Как отмечает А.Н.Иоффе: «Мотивация - это искра, которая зажигает факел
познания». Несомненно, работа с мотивированным учеником продуктивнее, он
добивается лучших результатов. Повышение мотивации является одним из
факторов, способствующих росту результативности, качества обучения. Но
сегодня исследователи обращаются к этой теме больше из-за того, что мотивация
учащихся стала серьезной проблемой современной школы.
Пришлось задуматься над вопросом: что я могу сделать для того, чтобы повысить
мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы
ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались
интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали
удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.
2.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие
ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы,
побуждающие индивида к совершению определенных действий.
Ее также
рассматривают как один из ключевых этапов современного урока, направленный
на формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Чаще всего
мотивация проводится в начале урока с целью заинтересовать обучающихся,
пробудить желание изучить тему, создать положительную эмоциональную
атмосферу.
Кластер-технология
Самым распространённым приёмом является «Кластер-технология» Прием
кластеров универсален и возвращаться к работе с ним можно на протяжении всего
урока. Сам приём состоит в следующем: в центре – это наша тема, а вокруг все
крупные смысловые единицы. Этот приём может быть применён на стадии
вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с
основным источником (текстом). Этот приём имеет большое значение и на стадии
рефлексии: исправление неверных предположений или заполнения их на основе
новой информации.
Он формирует у учеников такие навыки:
1)
умение грамотно формулировать вопросы;
2)
работать с большими объемами информации и выделять в них
основное;
3)
способность выявлять логические и причинно-следственные связи
Существует множество вариаций кластера:
Бумажный кластер,
Обратный кластер,
Кластер с картинками.
Например, кластер по теме «Февральская революция 1917 года» может состоять
из следующих частей: в центре – Революция, смысловые части – предпосылки,
участники, основные события, итоги. Вторым уровнем могут стать фотографии,
иллюстрирующие эти события. Данный вариант можно отнести к кластеру с
картинками.
Приём визуализации
Следующим интересным приёмом мотивации является визуализация. Например,
демонстрация картинок, портретов, При их использовании задействуется образное
мышление учеников. Мотивирующим элементом выступает не картинка или
презентация как объект, а их содержание, сопровождающие занимательные,
проблемные вопросы, необычность преподнесения материала.
Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимает главное
место. Использование на уроках истории картины, карикатуры способствует
развитию памяти, мышления, воображения учащихся.
Например, при изучении материала по теме «Оборона Севастополя и Одессы» я
использую презентацию, созданную на основе исторических фактов, реальных
фотографий и карт.
Обучающих привлекает в картинах не столько внешняя занимательность, сколько
содержащийся в ней познавательный материал.
Метод применения видеофрагментов
Таким же успехом пользуется просмотр видеофрагментов из документальных и
художественных
фильмов.
Активность
учащихся
при
использовании
видеоматериалов на уроках повышается. Ученики, работая с таким источником,
лучше усваивают информацию и пытаются сами анализировать видеофрагменты с
историческими текстами.
К примеру, при изучении Смутного времени используется документальный
видеоролик и фрагмент художественного фильма «1612» 2007 года выпуска,
после просмотра обучающиеся не только обсуждают увиденное, но и проводят
сравнительный анализ увиденного.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении следует отметить, что в условиях обновленных ФГОС мотивация-
это важнейший, ключевой элемент урока, призванный повысить интерес к
учебной деятельности. Формировать и развивать мотивацию, вовлекать учащихся
в активную учебную работу можно используя разные технологии, приемы и
средства.
Большие
возможности
открывает
применение
информационных
технологий, без которых невозможно представить современный урок. Мотивация
должна носить систематический характер, а не случайный, лишь тогда она дает
положительный результат.
Следует отметить, что вариантов много, и среди них невозможно выделить
лучшие.