Напоминание

"Влияние музыкально - ритмических движений на музыкальное развитие детей дошкольного возраста


Автор: Кузмичёва Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ№1 "Теремок"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние музыкально - ритмических движений на музыкальное развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние музыкально-ритмических движений на музыкальное развитие

детей дошкольного возраста»

Кузмичёва Ирина Николаевна/ Kuzmichjova Irina Nikolaevna –

музыкальный руководитель,

ЛГ МАДОУ ДСКВ №1 «Теремок»,

Г. Лангепас;

Аннотация: Музыкально - ритмические движения являются синтезом

эстетического

и

физического

развития

ребёнка

дошкольного

возраста.

Автор,

опираясь

на

опыт

работы,

в

статье

раскрывает

значение

музыкально-

ритмического

воспитания,

виды

и

методические

приёмы,

используемые в музыкально- ритмической деятельности.

Ключевые

слова:

дошкольный

возраст,

музыкально-

ритмические

движения, музыкальная деятельность

«Музыкально-ритмическое воспитание

оказывает огромное влияние на развитие

воли, характера и интеллекта человека».

(Э. Жак-Далькроз)

Современные

научные

исследования

свидетельствуют

о

том,

что

музыкальное воспитание играет особую роль во всестороннем, полноценном

развитии

ребёнка.

Музыка

одно

из

могучих

средств

эстетического

воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в

звуковых образах. Но музыкальное воспитание не было бы полноценным,

если бы дети ограничивались лишь пением или прослушиванием музыки.

Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-

ритмические движения.

В

детском

саду

вместо

термина

«ритмика»

вначале

пользовались

терминами

«ритмические

движения»,

«музыкально-двигательное

воспитание»,

затем

«движение

под

музыку»,

«музыкальное

движение»,

«музыкально-ритмические движения», «ритмика». На протяжении многих

лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми

этими

терминами

нет

принципиального

различия,

так

как

большинство

специалистов

по

музыкально-ритмическому

воспитанию

в

дошкольных

учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике,

а движение - средством ее усвоения.

В

период

дошкольного

детства

ребенок

интенсивно

растет

и

развивается,

движения

становятся

его

потребностью. Известно,

что

при

помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в

играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка

вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает

движения, а определяет их сущность.

Воздействие

музыки

положительно

сказывается

на

развитии

личностных

качеств

и

способностей

детей:

занятия

ею

способствуют

концентрации

внимания,

памяти,

во сприятия,

формированию

эмоционального мира и поддерживают работоспособность.

Развитие

музыкально-ритмических

способностей

в

музыкальном

воспитании ребёнка содействует становлению его общей музыкальности и

обогащает

эмоциональный мир, развивает познавательные способности,

воспитывает

активность

и

дисциплинированность.

М у з ы к а

-

э т о

раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения,

так и в сторону торможения. На занятиях можно наблюдать, как вялые,

п а с с и в н ы е

д е т и

с т а н о вя т с я

а кт и в н ы м и ,

а

в о з буж д е н н ы е

дисциплинированным.

Движение

под

музыку

развивает

у

дошкольников

чувство

ритма,

способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в

движении

различные

средства

музыкальной

выразительности:

темп,

его

ускорение

и

замедление,

динамику

-

усиление

и

ослабление

звучности;

характер мелодии; строение произведения.

Другими словами, музыкально - ритмические движения - это синтез

эстетического

и

физического

развития

человека.

А

это

значит,

что

музыкально

-

ритмические

движения

в

жизни

ребёнка:

обогащают

эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности; развивают

познавательные

спо собно сти;

во с п и т ы ва ют

а к т и в н о с т ь ,

дисциплинированность, чувство коллективизма; способствуют физическому

совершенствованию организма.

Главным

направлением

в

работе

над

музыкально

-

ритмическими

движениями

является

систематическое

музыкальное

развитие

ребенка.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е.

движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или

на фоне музыки, оно должно соответствовать: характеру музыки; средствам

музыкальной выразительности; форме музыкального произведения.

В современных детских садах используются различные методики, например:

программа Е.В. Горшкова «От жеста к танцу», О.П. Радынова программа

«Музыкальные шедевры», А.И. Буренина программа «Ритмическая мозаика»,

и многие другие.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания,

безусловно,

зависят

от

общего

физического

развития

ребёнка,

однако

в

большей

мере

этому

способствуют

правильная

организация

и

систематичность занятий.

Сформируем конкретные задачи воспитания и обучения на занятиях

ритмикой:

учить

детей

воспринимать

развитие

музыкальных

образов

и

согласовывать движения с их характером.

развивать

чувство

ритма:

учить

ощущать

в

музыке

ритмическую

выразительность, передавая её в движениях.

развивать художественно-творческие способности, которые у детей

старшего

дошкольного

возраста

проявляются

в

с во е о б р а зн ом

индивидуальном

выражении

игрового

образа,

прид ум ы ва нии,

комбинировании танцевальных движений, построений хороводов.

В

процессе

музыкально-ритмических

занятий

педагог

должен

добиться

не

просто

усвоения

какого-то

движения,

а

качественного

выразительного

исполнения.

Свобода,

естественность,

отсутствие

всякого

напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми

музыкально

-

ритмических

движений.

Конечно,

это

сложная

задача,

но

вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать

следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального

воспитания, системность, постепенность, последовательность, повторность.

Музыкальное

воспитание

средствами

движения

осуществляется

в

музыкальных

играх,

хороводах,

плясках,

танцах,

упражнениях,

драматизациях, доступных и интересных детям.

Основное

место

в

разделе

музыкально

ритмических

движений

занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная

на

выполнение

музыкально-ритмических

задач.

Она

вызывает

у

детей

веселое,

бодрое

настроение,

влияет

на

активность

процесса

развития

движений, формирует музыкальные способности. А.С. Макаренко говорил:

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у

взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во

многом он будет в работе, когда вырастет». Играя, ребенок упражняется в

движении,

осваивает

его,

в

процессе

игры

развиваются

положительные

качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет

собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции,

обостренное

музыкальное

восприятие,

связанное

с

переживанием,

различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных

заданий

в

игре

предполагает

определение

характера

музыки,

темпа,

различение динамики, отдельных частей произведения. Интерес к игре и

эмоциональная

приподнятость

в

процессе

ее

исполнения,

доступность

игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

В

детском

саду

проводятся

различные

пляски.

К

пляскам

с

зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся: пляски

с

участием

взрослого(

этот

вид

пляски

создается

автором

с

учетом

обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных

движений);

современный

детский

танец;

народные

пляски,

в

которых

используются подлинные элементы народного танца; хороводы с пением,

движения которых

связаны с текстом; характерный танец, в движениях

которого изображается данный персонаж; детский бальный танец и пляски-

импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью

развития

детского

творчества.

К

ним

относятся:

пляска

типа

«зеркало»;

пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части

движения показывает педагог; пляска, где дети сочиняют движения для ее

первой и второй частей.

Следующий вид музыкально- ритмических движений это упражнения -

многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение

упражнений

различно:

упражнения,

используемые

в

целях

совершенствования

основных

движений

(ходьба,

бег,

подскоки,

прыжки);

подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к

играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача

флажка по кругу и т. д.); образные упражнения, уточняющие различные

игровые образы,

движения

персонажей

сюжетных

игр

(поступь

медведя,

прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность

овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей; упражнения

как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и

двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений.

Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены

на

осуществление

общей

задачи

- развитие

музыкального

восприятия

и

ритмичности движений.

Огромное значение на занятиях должно уделяться

умению детей владеть своим телом. Чем способней, пластичней ребенок в

движении, тем ярче в нем развивается творческое начало, вырабатывается

художественный

вкус,

исчезает

скованность

движений,

появляется

уверенность, радость от своих возможностей.

В

разучивании

музыкально-

ритмических

движений

применяются

методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом),

наглядно-зрительный,

двигательный

(показ

игр,

плясок,

отдельных

их

элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце,

пояснения и ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.),

упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

Методика

обучения

музыкально-ритмиче ским

движениям

характеризуется следующим: в ходе освоения репертуара детей постоянно

упражняют,

развивая

навыки

музыкального

восприятия

в

единстве

с

выразительным

движением;

разучивая

игры,

хороводы,

пляски,

последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;

неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые

дети

смогут

применять

в

самостоятельной

деятельности;

постоянно

стимулируют

творческую

самостоятельность

ребят,

используют

разнообразные

варианты

игр,

плясок,

хороводов;

предлагают

детям

предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от

их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Поскольку

основная

цель

применения

музыкально

ритмических

движений

в

работе

с

детьми

развить

музыкальное

восприятие,

музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в

этом

виде

деятельности

имеются

большие

возможности

обогащения

музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию и

развитию дошкольника.

Литература

1.

Бекина, С.И., Ломова, Т.П., Соковнина, Е.Н. [Музыка и движения.] –

М.: Просвещение, 1984.

2.

Буренина А. И.

[Ритмическая

мозаика.]

Программа

по

ритмической

пластике для детей. — СПб, 2000.

3.

Ветлугина,

Н.А.,

Кенеман,

А.В.

[Теория

и

методика

музыкального

воспитания в детском саду.] – М.: Просвещение, 1983.

4.

Ветлугина, Н.А. [Методика музыкального воспитания в детском саду.] –

М.: Просвещение, 1976.

5.

Рубан, Т.Г., Тарасова, К.В.[Музыкальное развитие дошкольников.] – М.:

Мозаика-Синтез, 2001.

6.

Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. [Танцевально-игровая

гимнастика

для

детей352

с.,]:

Учебно-методическое

пособие

для

педагогов и школьных учреждений.-СПб.: «Детство-пресс»,.ил.2001

7.

Слуцкая С.Л. [Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду].-

М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.-272с.



В раздел образования