Автор: Кузмичёва Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ№1 "Теремок"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние музыкально - ритмических движений на музыкальное развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Влияние музыкально-ритмических движений на музыкальное развитие
детей дошкольного возраста»
Кузмичёва Ирина Николаевна/ Kuzmichjova Irina Nikolaevna –
музыкальный руководитель,
ЛГ МАДОУ ДСКВ №1 «Теремок»,
Г. Лангепас;
Аннотация: Музыкально - ритмические движения являются синтезом
эстетического
и
физического
развития
ребёнка
дошкольного
возраста.
Автор,
опираясь
на
опыт
работы,
в
статье
раскрывает
значение
музыкально-
ритмического
воспитания,
виды
и
методические
приёмы,
используемые в музыкально- ритмической деятельности.
Ключевые
слова:
дошкольный
возраст,
музыкально-
ритмические
движения, музыкальная деятельность
«Музыкально-ритмическое воспитание
оказывает огромное влияние на развитие
воли, характера и интеллекта человека».
(Э. Жак-Далькроз)
Современные
научные
исследования
свидетельствуют
о
том,
что
музыкальное воспитание играет особую роль во всестороннем, полноценном
развитии
ребёнка.
Музыка
–
одно
из
могучих
средств
эстетического
воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в
звуковых образах. Но музыкальное воспитание не было бы полноценным,
если бы дети ограничивались лишь пением или прослушиванием музыки.
Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-
ритмические движения.
В
детском
саду
вместо
термина
«ритмика»
вначале
пользовались
терминами
«ритмические
движения»,
«музыкально-двигательное
воспитание»,
затем
«движение
под
музыку»,
«музыкальное
движение»,
«музыкально-ритмические движения», «ритмика». На протяжении многих
лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми
этими
терминами
нет
принципиального
различия,
так
как
большинство
специалистов
по
музыкально-ритмическому
воспитанию
в
дошкольных
учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике,
а движение - средством ее усвоения.
В
период
дошкольного
детства
ребенок
интенсивно
растет
и
развивается,
движения
становятся
его
потребностью. Известно,
что
при
помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в
играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка
вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает
движения, а определяет их сущность.
Воздействие
музыки
положительно
сказывается
на
развитии
личностных
качеств
и
способностей
детей:
занятия
ею
способствуют
концентрации
внимания,
памяти,
во сприятия,
формированию
эмоционального мира и поддерживают работоспособность.
Развитие
музыкально-ритмических
способностей
в
музыкальном
воспитании ребёнка содействует становлению его общей музыкальности и
обогащает
эмоциональный мир, развивает познавательные способности,
воспитывает
активность
и
дисциплинированность.
М у з ы к а
-
э т о
раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения,
так и в сторону торможения. На занятиях можно наблюдать, как вялые,
п а с с и в н ы е
д е т и
с т а н о вя т с я
а кт и в н ы м и ,
а
в о з буж д е н н ы е
–
дисциплинированным.
Движение
под
музыку
развивает
у
дошкольников
чувство
ритма,
способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в
движении
различные
средства
музыкальной
выразительности:
темп,
его
ускорение
и
замедление,
динамику
-
усиление
и
ослабление
звучности;
характер мелодии; строение произведения.
Другими словами, музыкально - ритмические движения - это синтез
эстетического
и
физического
развития
человека.
А
это
значит,
что
музыкально
-
ритмические
движения
в
жизни
ребёнка:
обогащают
эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности; развивают
познавательные
спо собно сти;
во с п и т ы ва ют
а к т и в н о с т ь ,
дисциплинированность, чувство коллективизма; способствуют физическому
совершенствованию организма.
Главным
направлением
в
работе
над
музыкально
-
ритмическими
движениями
является
систематическое
музыкальное
развитие
ребенка.
Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е.
движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или
на фоне музыки, оно должно соответствовать: характеру музыки; средствам
музыкальной выразительности; форме музыкального произведения.
В современных детских садах используются различные методики, например:
программа Е.В. Горшкова «От жеста к танцу», О.П. Радынова программа
«Музыкальные шедевры», А.И. Буренина программа «Ритмическая мозаика»,
и многие другие.
Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания,
безусловно,
зависят
от
общего
физического
развития
ребёнка,
однако
в
большей
мере
этому
способствуют
правильная
организация
и
систематичность занятий.
Сформируем конкретные задачи воспитания и обучения на занятиях
ритмикой:
учить
детей
воспринимать
развитие
музыкальных
образов
и
согласовывать движения с их характером.
развивать
чувство
ритма:
учить
ощущать
в
музыке
ритмическую
выразительность, передавая её в движениях.
развивать художественно-творческие способности, которые у детей
старшего
дошкольного
возраста
проявляются
в
с во е о б р а зн ом
индивидуальном
выражении
игрового
образа,
прид ум ы ва нии,
комбинировании танцевальных движений, построений хороводов.
В
процессе
музыкально-ритмических
занятий
педагог
должен
добиться
не
просто
усвоения
какого-то
движения,
а
качественного
выразительного
исполнения.
Свобода,
естественность,
отсутствие
всякого
напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми
музыкально
-
ритмических
движений.
Конечно,
это
сложная
задача,
но
вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать
следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального
воспитания, системность, постепенность, последовательность, повторность.
Музыкальное
воспитание
средствами
движения
осуществляется
в
музыкальных
играх,
хороводах,
плясках,
танцах,
упражнениях,
драматизациях, доступных и интересных детям.
Основное
место
в
разделе
музыкально
–
ритмических
движений
занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная
на
выполнение
музыкально-ритмических
задач.
Она
вызывает
у
детей
веселое,
бодрое
настроение,
влияет
на
активность
процесса
развития
движений, формирует музыкальные способности. А.С. Макаренко говорил:
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во
многом он будет в работе, когда вырастет». Играя, ребенок упражняется в
движении,
осваивает
его,
в
процессе
игры
развиваются
положительные
качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.
Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет
собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции,
обостренное
музыкальное
восприятие,
связанное
с
переживанием,
различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных
заданий
в
игре
предполагает
определение
характера
музыки,
темпа,
различение динамики, отдельных частей произведения. Интерес к игре и
эмоциональная
приподнятость
в
процессе
ее
исполнения,
доступность
игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.
В
детском
саду
проводятся
различные
пляски.
К
пляскам
с
зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся: пляски
с
участием
взрослого(
этот
вид
пляски
создается
автором
с
учетом
обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных
движений);
современный
детский
танец;
народные
пляски,
в
которых
используются подлинные элементы народного танца; хороводы с пением,
движения которых
связаны с текстом; характерный танец, в движениях
которого изображается данный персонаж; детский бальный танец и пляски-
импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью
развития
детского
творчества.
К
ним
относятся:
пляска
типа
«зеркало»;
пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части
движения показывает педагог; пляска, где дети сочиняют движения для ее
первой и второй частей.
Следующий вид музыкально- ритмических движений это упражнения -
многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.
Назначение
упражнений
различно:
упражнения,
используемые
в
целях
совершенствования
основных
движений
(ходьба,
бег,
подскоки,
прыжки);
подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к
играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача
флажка по кругу и т. д.); образные упражнения, уточняющие различные
игровые образы,
движения
персонажей
сюжетных
игр
(поступь
медведя,
прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность
овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей; упражнения
как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.
В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и
двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений.
Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены
на
осуществление
общей
задачи
- развитие
музыкального
восприятия
и
ритмичности движений.
Огромное значение на занятиях должно уделяться
умению детей владеть своим телом. Чем способней, пластичней ребенок в
движении, тем ярче в нем развивается творческое начало, вырабатывается
художественный
вкус,
исчезает
скованность
движений,
появляется
уверенность, радость от своих возможностей.
В
разучивании
музыкально-
ритмических
движений
применяются
методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом),
наглядно-зрительный,
двигательный
(показ
игр,
плясок,
отдельных
их
элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце,
пояснения и ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.),
упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).
Методика
обучения
музыкально-ритмиче ским
движениям
характеризуется следующим: в ходе освоения репертуара детей постоянно
упражняют,
развивая
навыки
музыкального
восприятия
в
единстве
с
выразительным
движением;
разучивая
игры,
хороводы,
пляски,
последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;
неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые
дети
смогут
применять
в
самостоятельной
деятельности;
постоянно
стимулируют
творческую
самостоятельность
ребят,
используют
разнообразные
варианты
игр,
плясок,
хороводов;
предлагают
детям
предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от
их возраста, индивидуальных интересов и способностей.
Поскольку
основная
цель
применения
музыкально
–
ритмических
движений
в
работе
с
детьми
–
развить
музыкальное
восприятие,
музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в
этом
виде
деятельности
имеются
большие
возможности
обогащения
музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию и
развитию дошкольника.
Литература
1.
Бекина, С.И., Ломова, Т.П., Соковнина, Е.Н. [Музыка и движения.] –
М.: Просвещение, 1984.
2.
Буренина А. И.
[Ритмическая
мозаика.]
Программа
по
ритмической
пластике для детей. — СПб, 2000.
3.
Ветлугина,
Н.А.,
Кенеман,
А.В.
[Теория
и
методика
музыкального
воспитания в детском саду.] – М.: Просвещение, 1983.
4.
Ветлугина, Н.А. [Методика музыкального воспитания в детском саду.] –
М.: Просвещение, 1976.
5.
Рубан, Т.Г., Тарасова, К.В.[Музыкальное развитие дошкольников.] – М.:
Мозаика-Синтез, 2001.
6.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. [Танцевально-игровая
гимнастика
для
детей352
с.,]:
Учебно-методическое
пособие
для
педагогов и школьных учреждений.-СПб.: «Детство-пресс»,.ил.2001
7.
Слуцкая С.Л. [Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду].-
М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.-272с.