Напоминание

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста


Автор: Савченко Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 472 детский сад "Тигрёнок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы

по развитию мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у

детей поспособствовала формированию речевой деятельности. В работе

использовала весь комплекс мер по развитию мелкой моторики: пальчиковые

игры, работа с крупой

шнуровка, работа с бумагой, штриховка, графические диктанты и т.п

Деятельность осуществляла в соответствии с системой, которая упорядочила

процесс развития мелкой моторики и повысила его эффективность. Данная

система включает в себя 5 этапов:

1 этап – развитие движений кистей рук;

2 этап - развитие различных типов захватывания;

3 этап - развитие соотносящих действий;

4 этап – развитие подражательных движений рук;

5 этап – развитие тактильных ощущений пальцев рук.

Особенность работы по данной системе в том, что я приступала к реализации

следующего этапа только тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Так как у

каждого ребёнка свой темп развития, то данный переход от этапа к этапу

происходит индивидуально.

На первом этапе дети учатся выполнять сгибательные и разгибательные

движения кистей.

Для этого я использовала игры с кусочками поролона, резиновыми кольцами,

мячиками для массажа, игрушками из пористых, гибких или упругих

материалов, которые можно сжать в руке (спрятать их в ладошке так, чтобы

поролона не было видно в руке). А также упражнения пальчиковой

гимнастики с речевым сопровождением,

игры с песком и водой, упражнения в

пальчиковом бассейне, дидактические

игры; тренажёры с прищепками.

Я активно использовала массаж кистей рук,

способствующий снятию напряжения,

тревожности.

Когда движения кисти стали уверенными,

точными, я переходила ко второму

этапу, направленному на развитие

различных типов захватывания – Кулакам,

щепотью, умение выполнять различные

действия пальцами (расставлять, сжимать

пальцы вместе, выделять один палец).

Отрабатывалась согласованная работа

обеих рук детей с помощью пальчиковых

гимнастик с речевым сопровождением; игр с песком; пособия «Золушка»;

трудовой деятельности; игр с магнитами; упражнений на шнуровку;

упражнений с водой.

Особый интерес дети испытывали при работе с различной крупой. Крупа

применяется при изготовлении различных поделок, в играх, развивающих

мелкую моторику. Для совершенствования тонких движений кисти педагогом

используется пособие «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу),

“Письмо на крупе”. Ежедневно проводилась с детьми пальчиковая

гимнастика, чтобы корригировать движение каждого пальца в отдельности и

относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций.

Упражнения в основном проводились по темам, а также подбирались таким

образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений

пальцами.

Также в работе по развитию мелкой моторики я использовала и сенсорные

тренажёры с пробками, предложенные Е. В. Полозовой. Основное отличие

этих тренажёров от дидактических пособий в том, что с их помощью

происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная

деятельность. Работа с такими тренажёрами включалась в игровую

деятельность.

Благодаря развивающим тренажёрам, осуществляется не только сенсорное

развитие, но и формируется наглядно – образное мышление. С помощью

тренажёров отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую

руку. Выполняя ежедневные тренировки, меняя мотивацию игровой

деятельности, мне удалось подвести детей к качественному выполнению

заданий и бережному отношению к пособиям.

Постепенно я стала наблюдать положительные результаты работы: пальчики у

детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла

скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения.

Положительна динамика развития мелкой

моторики, позволила мне перейти к

следующему этапу работы.

Для развития соотносящих действий на

третьем этапе дети совмещали предметы и

их части, совершенствуя ловкость рук. Детям

предлагалось собирать разнообразные

развивающие игрушки – конструкторы,

играть с тренажёрами из пуговиц, пробок,

прищепок, выполнять упражнения в

пальчиковом бассейне, нанизать бусины.

Когда ребёнок научился легко совмещать

предметы и их части, движения рук стали

скоординированными, я перешла к

реализации четвёртого этапа, направленного на развитие подражательных

движений рук, которые лежат в основе формирования многих полезных

навыков ручных действий.

Деятельность педагога предусматривает развитие умения складывать пальцы

для захвата предметов разной формы подходящим для этого образом;

совершенствование умения действовать каждым пальцем самостоятельно, по

подражанию; умение хватать щепотью; умения выполнять действия,

способствующие развитию навыков самообслуживания (расстёгивать и

застегивать пуговицы, продевать шнурки, расстёгивать и застёгивать

«молнию»).

На пятом этапе развиваются тактильные ощущения пальцев рук с помощью

игр и массажа с природным и подручным материалом; пальчиковых игр;

упражнений в пальчиковом бассейне; игр с водой. Для развития мелкой

моторики и тактильных ощущений было использовано специальное пособие –

«каталог» тканей. Ткани подбирались различные по своему составу и фактуре

(атлас, сатин, велюр, шёлк, букле и т.д.). Ребёнку предлагалось ощупать

каждый образец ткани, затем рассказать о своих ощущениях и о свойствах

ткани, отвечая на наводящие вопросы: «Ткань какая? Прохладная? Гладкая?

Скользкая? Шершавая?

Плотная?» В дальнейшем дети

распознают образцы тканей с

закрытыми глазами.

На занятиях продуктивной

деятельностью, особенно на

занятиях лепкой, успешно

разрабатывается мускулатура

рук, тонкие движения кисти.

Почему так важны

пальчиковые игры и

упражнения и что происходит,

когда ребенок ими занят?

1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к

возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению

согласованной деятельности речевых зон.

2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность

ребенка.

3.Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его

распределять.

4.Во время выполнения упражнения, которое сопровождается стихами, речь

становится более четкой, ритмичной, яркой, повышается контроль за

выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребенка.

6.Развиваются воображение и фантазия.

7.Кисти рук и пальцы ребенка приобретают силу, хорошую подвижность и

гибкость, а это поможет в овладении навыками письма.

Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с

движениями позволило раскрыть ряд преимуществ: речь становилась более

четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияло на слуховое

восприятие. Так появилось желание и необходимость подбирать к каждому

упражнению подходящий по смыслу стихотворный текст. И как показал опыт

моей работы, сочетание упражнений для развития пальцевой моторики с

речевым сопровождением в стихотворной форме позволяют достичь

наибольшего обучающего эффекта. Было заметно, что такие упражнения

очень нравятся детям. У меня появилось желание так организовать день

пребывания детей в детском саду, чтобы пальчиковая гимнастика в самых

разнообразных формах была включена в режимные моменты и в разные виды

деятельности детей. В результате появилась циклограмма использования

упражнений по формированию мелкой моторики.

Поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений на развитие

мелкой моторики позволяет последовательно развивать разные движения рук,

способствует активному познанию окружающего мира, повышению

работоспособности коры головного мозга, что существенно ускоряет общее

развитие ребёнка.

Подбирая игры и упражнения по формированию мелкой моторики рук, я

пришла к выводу о необходимости учитывать и выполнять следующие

правила:

- упражнения должны соответствовать уровню развития каждого ребенка;

- вызывать интерес у детей, доставлять им радость;

- обязательно присутствие игровой мотивации;

- упражнения должны нести обучающий характер;

- компетентность педагога;

- этические и личностные качества педагога.

Заключение

Принимая во внимание важность речевого развития детей, я пришла к выводу

о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики у

дошкольников с ОНР в системе.



В раздел образования