Автор: Савченко Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 472 детский сад "Тигрёнок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Система работы
по развитию мелкой моторики рук
у детей дошкольного возраста.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у
детей поспособствовала формированию речевой деятельности. В работе
использовала весь комплекс мер по развитию мелкой моторики: пальчиковые
игры, работа с крупой
шнуровка, работа с бумагой, штриховка, графические диктанты и т.п
Деятельность осуществляла в соответствии с системой, которая упорядочила
процесс развития мелкой моторики и повысила его эффективность. Данная
система включает в себя 5 этапов:
1 этап – развитие движений кистей рук;
2 этап - развитие различных типов захватывания;
3 этап - развитие соотносящих действий;
4 этап – развитие подражательных движений рук;
5 этап – развитие тактильных ощущений пальцев рук.
Особенность работы по данной системе в том, что я приступала к реализации
следующего этапа только тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Так как у
каждого ребёнка свой темп развития, то данный переход от этапа к этапу
происходит индивидуально.
На первом этапе дети учатся выполнять сгибательные и разгибательные
движения кистей.
Для этого я использовала игры с кусочками поролона, резиновыми кольцами,
мячиками для массажа, игрушками из пористых, гибких или упругих
материалов, которые можно сжать в руке (спрятать их в ладошке так, чтобы
поролона не было видно в руке). А также упражнения пальчиковой
гимнастики с речевым сопровождением,
игры с песком и водой, упражнения в
пальчиковом бассейне, дидактические
игры; тренажёры с прищепками.
Я активно использовала массаж кистей рук,
способствующий снятию напряжения,
тревожности.
Когда движения кисти стали уверенными,
точными, я переходила ко второму
этапу, направленному на развитие
различных типов захватывания – Кулакам,
щепотью, умение выполнять различные
действия пальцами (расставлять, сжимать
пальцы вместе, выделять один палец).
Отрабатывалась согласованная работа
обеих рук детей с помощью пальчиковых
гимнастик с речевым сопровождением; игр с песком; пособия «Золушка»;
трудовой деятельности; игр с магнитами; упражнений на шнуровку;
упражнений с водой.
Особый интерес дети испытывали при работе с различной крупой. Крупа
применяется при изготовлении различных поделок, в играх, развивающих
мелкую моторику. Для совершенствования тонких движений кисти педагогом
используется пособие «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу),
“Письмо на крупе”. Ежедневно проводилась с детьми пальчиковая
гимнастика, чтобы корригировать движение каждого пальца в отдельности и
относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций.
Упражнения в основном проводились по темам, а также подбирались таким
образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений
пальцами.
Также в работе по развитию мелкой моторики я использовала и сенсорные
тренажёры с пробками, предложенные Е. В. Полозовой. Основное отличие
этих тренажёров от дидактических пособий в том, что с их помощью
происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная
деятельность. Работа с такими тренажёрами включалась в игровую
деятельность.
Благодаря развивающим тренажёрам, осуществляется не только сенсорное
развитие, но и формируется наглядно – образное мышление. С помощью
тренажёров отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую
руку. Выполняя ежедневные тренировки, меняя мотивацию игровой
деятельности, мне удалось подвести детей к качественному выполнению
заданий и бережному отношению к пособиям.
Постепенно я стала наблюдать положительные результаты работы: пальчики у
детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла
скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения.
Положительна динамика развития мелкой
моторики, позволила мне перейти к
следующему этапу работы.
Для развития соотносящих действий на
третьем этапе дети совмещали предметы и
их части, совершенствуя ловкость рук. Детям
предлагалось собирать разнообразные
развивающие игрушки – конструкторы,
играть с тренажёрами из пуговиц, пробок,
прищепок, выполнять упражнения в
пальчиковом бассейне, нанизать бусины.
Когда ребёнок научился легко совмещать
предметы и их части, движения рук стали
скоординированными, я перешла к
реализации четвёртого этапа, направленного на развитие подражательных
движений рук, которые лежат в основе формирования многих полезных
навыков ручных действий.
Деятельность педагога предусматривает развитие умения складывать пальцы
для захвата предметов разной формы подходящим для этого образом;
совершенствование умения действовать каждым пальцем самостоятельно, по
подражанию; умение хватать щепотью; умения выполнять действия,
способствующие развитию навыков самообслуживания (расстёгивать и
застегивать пуговицы, продевать шнурки, расстёгивать и застёгивать
«молнию»).
На пятом этапе развиваются тактильные ощущения пальцев рук с помощью
игр и массажа с природным и подручным материалом; пальчиковых игр;
упражнений в пальчиковом бассейне; игр с водой. Для развития мелкой
моторики и тактильных ощущений было использовано специальное пособие –
«каталог» тканей. Ткани подбирались различные по своему составу и фактуре
(атлас, сатин, велюр, шёлк, букле и т.д.). Ребёнку предлагалось ощупать
каждый образец ткани, затем рассказать о своих ощущениях и о свойствах
ткани, отвечая на наводящие вопросы: «Ткань какая? Прохладная? Гладкая?
Скользкая? Шершавая?
Плотная?» В дальнейшем дети
распознают образцы тканей с
закрытыми глазами.
На занятиях продуктивной
деятельностью, особенно на
занятиях лепкой, успешно
разрабатывается мускулатура
рук, тонкие движения кисти.
Почему так важны
пальчиковые игры и
упражнения и что происходит,
когда ребенок ими занят?
1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к
возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению
согласованной деятельности речевых зон.
2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность
ребенка.
3.Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его
распределять.
4.Во время выполнения упражнения, которое сопровождается стихами, речь
становится более четкой, ритмичной, яркой, повышается контроль за
выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребенка.
6.Развиваются воображение и фантазия.
7.Кисти рук и пальцы ребенка приобретают силу, хорошую подвижность и
гибкость, а это поможет в овладении навыками письма.
Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с
движениями позволило раскрыть ряд преимуществ: речь становилась более
четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияло на слуховое
восприятие. Так появилось желание и необходимость подбирать к каждому
упражнению подходящий по смыслу стихотворный текст. И как показал опыт
моей работы, сочетание упражнений для развития пальцевой моторики с
речевым сопровождением в стихотворной форме позволяют достичь
наибольшего обучающего эффекта. Было заметно, что такие упражнения
очень нравятся детям. У меня появилось желание так организовать день
пребывания детей в детском саду, чтобы пальчиковая гимнастика в самых
разнообразных формах была включена в режимные моменты и в разные виды
деятельности детей. В результате появилась циклограмма использования
упражнений по формированию мелкой моторики.
Поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений на развитие
мелкой моторики позволяет последовательно развивать разные движения рук,
способствует активному познанию окружающего мира, повышению
работоспособности коры головного мозга, что существенно ускоряет общее
развитие ребёнка.
Подбирая игры и упражнения по формированию мелкой моторики рук, я
пришла к выводу о необходимости учитывать и выполнять следующие
правила:
- упражнения должны соответствовать уровню развития каждого ребенка;
- вызывать интерес у детей, доставлять им радость;
- обязательно присутствие игровой мотивации;
- упражнения должны нести обучающий характер;
- компетентность педагога;
- этические и личностные качества педагога.
Заключение
Принимая во внимание важность речевого развития детей, я пришла к выводу
о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики у
дошкольников с ОНР в системе.