Автор: Кисленкова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 65 имени Н.Сафронова
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного стандарта НОО, а также в соответствии с рекомендациями
Примерной программы по литературному чтению и «на основе авторской программы Программа по
предмету «Литературное чтение», авторы: Н.А. Чуракова, О. В. Малаховская.( Программы по учебным
предметам. Примерный учебный план: 1-4 кл.: в 3 ч./ Сост. Р. Г. Чуракова – М.: Академкнига/ Учебник,
2013. (Перспективная начальная школа).
Целью изучения курса «Литературное чтение» в 4 классе является:
формирование инструментария, необходимого и достаточного для того, чтобы в основ ной школе
уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской
литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы
повествования: прозу и поэзию.
Задачи изучения литературного чтения:
воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения
литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое
специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет
возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда
ощущать себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности
человеческих чувств и отношений.
Общая характеристика учебного предмета
Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искус ства и
явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эсте тического
развития.
Она
впервые
знакомит
школьников
с
понятием
«миф»,
а
сложная
природа
мифа,
объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в
фольклор
более
широкий
контекст
явлений
культуры.
Особенностью
работы в 4 классе является
формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и
волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка.
На
материале
фольклорных
текстов
(волшебной
сказки и
былины)
школьникам
показывается
проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и
исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники
убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются.
Выявление
конкретно-исторических черт
времени
необходимо
для
формирования
полноценных
представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе
понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это
история, историческое
движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной
литературе
является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной
ценностью авторской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.
Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и
зарубежной живописи.
Живописные
произведения
«Музейного
Дома»
каждый
раз
позволяют
обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства.
Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.
Программа
продолжает
углублять
представления
младших
школьников
о
содержательной
выразительности
поэтической
формы.
На
разнообразном
поэтическом
материале
школьникам
демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и
изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверен ность женских
окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности
выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.
Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продол жают
знакомство
с
прозаическими
и
поэтическими
текстами
и
впервые
знакомятся
с
драматиче ским
произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с
родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.
Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по компо зиции и
художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям.
Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об
особенностях авторской литературы.
Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:
•
проблемы выражения чувств в лирике;
•
проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматривает только
случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя,
когда мир
воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);
•
проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и
того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались
сами установить имена переводчиков).
Особенность
четвертого
года
изучения
литературы
состоит
в
том,
что
этот
год
завершает
формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы
для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской
литературы.
Итогом
четвертого
года
обучения
должны
стать:
начальные
умения
анализа
литературно го
произведения, умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на
свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);
первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной
литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 105ч., предусмотренных в учебном плане гимназии,
3 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Литературное
чтение»:
Личностные УУД:
- формирование учебного действия сравнения точек зрения
- оценивание мира природы и человеческих отношений,
-
формирование
базовых
историко-культурных
представлений
и
гражданской
идентичности
школьников,
- контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
- чтение по цепочке или по ролям.
- обоснование из текста иного мнения,
- учет позиции собеседника.
Предметные УУД:
- оценка смысла всего текста по его названию,
- определение темы и главной мысли текста,
- поиск нужных частей текста, нужных строчек, литературных приемов,
- поиск и анализ живописного произведения,
- работа с маркированными в тексте словами и строчками,
- самостоятельное маркирование,
- работа с дидактическими иллюстрациями.
Содержание тем учебного курса.
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений
о мире.
Формирование
общего
представления
о
«мифе» как
способе жизни человека в древности,
помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве
как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и
тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная
сказка. Отражение
древних
(мифологических)
представлений
о
мире.
Герой
волшебной
сказки.
Представление
о
волшебном
мире,
волшебном
помощнике
и
волшебных
предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного)
порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир;
испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление
социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание
особенностей
мифологического
восприятия
мира
в
сказках
народов
мира,
в
старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина
как
эпический
жанр
(историческое
повествование). Характеристика
эпического
(исторического)
героя
(победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и
отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей
или
ратными
подвигами
—
свое
отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического
времени,
исторических
и
географических
названий)
в
жанры
устного
народного
творчества:
волшебной
сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Знакомимся
с
повествованиями,
основанными
на
фольклоре.
Обнаруживаем
в
былине
интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств.
Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и
обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к
торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и
силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь
древнего
жанра
гимна
во
времени
(античный
гимн
«Природе»
и
«Гимн
России»):
жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких
сюжетных
линий,
многообразие
событий, протяженность
действия
во
времени,
реальность
переживаний героя.
Жанровые
особенности,
роднящие
сказочную
повесть
с
жанром сказки:
сосуществование
реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий,
волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи,
развитие
характера
во
времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание
волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных
принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности
поэзии. Выражение
внутреннего
мира
автора посредством
изображения
окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе
поэта через его творчество.
Формирование
представления
о
разнообразии
выразительных средств
авторской
поэзии:
использование
приемов
олицетворения,
сравнения,
антитезы
(контраста);
лексического
и
композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на
примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас.
Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
а)
событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
б) сложность характера героя и развитие его во времени;
в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная
победа»);
г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств,
которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
д) выразительность художественного языка.
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.
Биография
автора
художественного
произведения. Начальные представления о творческой
биографии писателя (поэта, художника):
a.
роль
конкретных
жизненных
впечатлений
и
наблюдений
в
создании
художественного
произведения;
b.
участие воображения и фантазии в создании произведений;
c.
диалоги
с
современным
московским
детским
писателем
и
современными
художниками
(авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.
Литература
в
контексте
художественной
культуры. Связь произведений
литературы
с
произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к
разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на ос-
нове сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и
переживаний).
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое
отечество.
Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее
элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-
иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и
сборник
произведений.
Представление о
собрании
сочинений.
Использование
толкового
и
этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов,
встречающихся
на страницах литературных произведений.
Представление
о библиографическом
словаре
(без
использования
термина).
Использование
биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя
или поэта.
Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного
списка.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Умения
и
навыки
чтения
и
говорения.
Совершенствование
навыков
выразительного
и
осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной
речью.
Формирование культуры предметного общения:
a.
умений
целенаправленного
доказательного
высказывания
с привлечением
текста
произведения;
b.
способности критично относиться к результатам собственного творчества;
c.
способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программу обеспечивают:
1.
Чуракова
Н.А.
Литературное
чтение.
4
класс:
Учебник.
В
2
ч.
— М.:
Академкнига/Учебник,
2014
2.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хр./ Под редакцией Чураковой Н.А. —
М.: Академкнига/Учебник, 2014
3.
Млаховская О.В. Литратурое чтение. 4 класс. Тетрадь для самосоятельной работы в2
частя. М: Академкнига/Учебник, 2014
4.
Борисенкова
О.В.,
Чуракова
НА,
Малаховская
О.В.
Литературное чтение.
4
класс:
Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
•
содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
•
названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
•
основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским
формам.
Выпускник получит возможность научиться:
•
читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
•
определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, со ставлять
план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
•
различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню,
рассказ; отличать народные произведения от авторских;
•
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
•
читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
•
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
•
обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его
фрагментами или отдельными строчками из произведения;
•
ориентироваться
в
книге
по
ее
элементам
(автор,
название,
титульный
лист,
страница
«Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
•
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; состав лять
аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.
Использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повсе-
дневной жизни:
•
для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно
рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
•
определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации,
иллюстрациям);
•
самостоятельного чтения выбранных книг;
•
высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
•
работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Тип урока
Универсальные учебные действия
Основные виды учебной
деятельности
предметны
е
метапред
метные
личностные
1
Древнегреческое
сказание «Персей»
1
Комбиниров
анный
Предметные: определение жанра литературного
произведения; умение работать с книгой
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей
формирование базовых нравственно-этических
ценностей; контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности.
Нахождение подтверждения в тексте
своим предположениям; анализ
волшебных предметов
литературного произведения
2
Древнегреческое
сказание «Персей».
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с живопис-
ными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; работа с музыкальным
произведением; перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения;
Объяснение значения слова
«тотем»; ответы на вопросы клуба
«Ключ и заря»; называть сказки, где
животные обладают чудесными
способностями и становятся
волшебными помощниками героев;
подтверждение характеристики
героя волшебной сказки на примере
сказок Ш. Пьерро
3
Русская народная
сказка «Сивка-
бурка»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения устного народного
творчества
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения
Анализ сказки; деление текста на
смысловые части;
4
Русская народная
1
Комбиниров
Предметные: произведения устного народного
Описание внешнего вида героя
сказка «Сивка-
бурка»
анный
творчества
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения
сказки; выбор характеристики героя
для Иванушки-дурачка;
5
Русская народная
сказка «Крошечка-
Хаврошечка»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения устного народного
творчества
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; контроль и самоконтроль,
оценка и самооценка процесса и результата
деятельности.
Название
волшебных помощников в сказке
(тотемное животное, тотемное
растение); сравнение содержания
и порядок событий в сказках
«Сивка-бурка» и «Крошечка-
Хаврошечка»
6
Русская народная
сказка «Морской
царь и Василиса
Премудрая»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения устного народного
творчества
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; поиск нужной библиографической и
содержательной информации.
Личностные:формирование базовых историко-
культурных ценностей; формирование опыта
переживаний,
Нахождение в сказке волшебных
чисел; пользоваться библиотекой;
давать характеристику герою
волшебной сказки; подтверждать
свое мнение примерами из сказки;
называть тотемное животное в
сказке
7
Русская народная
сказка «Морской
царь и Василиса
Премудрая»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения устного народного
творчества
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; поиск нужной библиографической и
содержательной информации.
Личностные: формирование базовых историко-
культурных ценностей; формирование опыта
переживаний,
Нахождение в сказке волшебных
чисел; пользоваться библиотекой;
давать характеристику герою
волшебной сказки; подтверждать
свое мнение примерами из сказки;
называть тотемное животное в
сказке
8
Русская народная
сказка «Морозко»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения устного народного
творчества
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; работа с маркированными в тексте
Определение. в сказке волшебного
мира, его хозяина;
словами и строчками.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
9
Русская народная
сказка «Морозко»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения устного народного
творчества
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; работа с маркированными в тексте
словами и строчками.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
Подтверждение
логики, свойственной волшебной
сказке
10
Русская народная
сказка «Финист -
ясный сокол»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения устного народного
творчества
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки
зрения, помощь сквозным героям).
Сравнение
героев сказки; определение черт
героя волшебной сказки;
подтверждение своего мнения
словами из текста;
11
Русская народная
сказка «Финист -
ясный сокол».
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с
живописными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения, помощь
сквозным героям
Называние
волшебных помощников; сравнение
изображения героев в литературном
и музыкальном произведениях
12
Русская народная
сказка «Иван-
царевич и серый
1
Комбиниров
анный
Предметные: восприятие и понимание
эмоционально- нравственных переживаний героя
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
Признаки волшебных предметов;
характеристика героя сказки;
волк»
информации в словарях.
Личностные: учет чужой точки зрения,; контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
13
Русская народная
сказка «Иван-
царевич и серый
волк»
1
Комбиниров
анный
Предметные: восприятие и понимание
эмоционально- нравственных переживаний героя
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях.
Личностные:учет чужой точки зрения, ; контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
Нахождение
в сказке волшебных чисел;
характеристика героя волшебной
сказки; подтверждение своего
мнения примерами из сказки;
14
Башкирская
народная сказка
«Алтын-сака -
золотая бабка»
1
Комбиниров
анный
Предметные: сказки разных народов мира
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения,;
формирование базовых нравственно-этических
ценностей
Работа
с толковым словарем;
доказательство, что эта сказка
волшебная; называние волшебных
помощников в сказке; сравнение
башкирской сказки с русскими
народными сказками;
15
Башкирская
народная сказка
«Алтын-сака -
золотая бабка»
1
Комбиниров
анный
Предметные: сказки разных народов мира
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные:учет чужой точки зрения, ;
формирование базовых нравственно
Объяснение
Сходства мотивов в сказках и
преданиях разных народов мира;
доказательство, что сказка
построена по всем сказочным
законам
16
Башкирская
народная сказка
«Алтын-сака -
золотая бабка»
1
Комбиниров
анный
Предметные: сказки разных народов мира
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения, ;
формирование базовых нравственно
Доказательство, что сказка
построена по всем сказочным
законам
17
Обобщение по теме
«Постигаем законы
волшебной сказки»
1
.
Систематиз
ация,
обобщение
Предметные: сказки разных народов
мира;произведения устного народного творчества
Метапредметные: перечитывание текста с разными
Создание небольшого письменного
ответа на поставленные вопросы по
прочитанному литературы с
знаний и
умений
задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; контроль и самоконтроль,
оценка и самооценка процесса и результата
деятельности.
произведениями других видов
искусств: с живописными и
музыкальными произведениями
18
Былина «Илья
Муромец и
Соловей-
разбойник»
1
Комбиниров
анный
Предметные: различение жанров произведений;
оценочные высказывания о прочитанном
произведении
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; поиск нужной библиографической и
содержательной информации.. Личностные:
контроль и самоконтроль, оценка и самооценка
процесса и результата деятельности
Нахождение
Приметов народного юмора;
подтверждение, что Соловей-
разбойник в былине - это и человек-
пленник, и одновременно чудо- юдо
- получеловек- полуптица; работа с
толковым словарем;
19
Илья Муромец и
Святогор.
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с
живописными и музыкальными
произведениями
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; поиск нужной библиографической и
содержательной информации.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
работа с фразеологическим словарем;
подтверждение земноего
происхождения богатыря; ответы на
вопросы строчками из былины
20
Илья Муромец и
Святогор.
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с
живописными и музыкальными
произведениями
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; поиск нужной библиографической и
содержательной информации.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
Нахождение
связи былины с авторскими сказками;
определение, как художник
показывает волшебную силу
богатыря; сравнение богатырей
волшебного и земного
происхождения
21
Былина «Садко».
1
Комбиниро-
ванный
Предметные: анализировать произведение
изобразительного искусства; читать былины
нараспев;
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; поиск нужной библиографической и
содержательной информации..
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата
Анализ
произведения изобразительного
искусства; чтение былины
нараспев;
22
Г.-Х. Андерсен
«Русалочка»
1
Комбиниро-
ванный
Предметные: восприятие и понимание
эмоционально- нравственных переживаний героя
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения
Подтверждение
свого мнения цитатами из текста;
рассказ о творчестве Г.-Х.
Андерсена
23
Г.-Х. Андерсен
«Русалочка»
1
Комбиниров
анный
Подтверждение
свого мнения цитатами из текста;
рассказ о творчестве Г.-Х.
Андерсена
24
Г.-Х. Андерсен
«Русалочка»
1
Комбиниров
анный
Предметные: восприятие и понимание
эмоционально- нравственных переживаний героя
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения,
Определение законов волшебной
сказки; сравнение описания героев
народных и авторских сказок;
25
Г.-Х. Андерсен
«Стойкий
оловянный
солдатик»
1
Комбиниров
анный
Предметные: восприятие и понимание
эмоционально- нравственных переживаний героя
Метапредметные: работа с дидактическими
иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения,;
формирование опыта переживаний, опыта примерок;
контроль и самоконтроль, оценка и самооценка
процесса и результата деятельности
Работа
с толковым словарем; определение
законов волшебной сказки;
сравнение описания героев народных
и авторских сказок объяснение
названия сказки
26
Г.-Х. Андерсен
«Стойкий оло-
1
Комбиниро-
ванный
Предметные: восприятие и понимание
эмоционально- нравственных переживаний героя
Работа
с толковым словарем; определение
вянный солдатик»
Метапредметные: работа с дидактическими
иллюстрациями
. Личностные: учет чужой точки зрения,;
формирование опыта переживаний, ; контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
законов волшебной сказки;
сравнение описания героев народных
и авторских сказок объяснение
названия сказки
27
Г.-Х. Андерсен
«Снежная королева».
1
Комбиниров
анный
Предметные: различение жанров произведений
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; работа с дидактическими иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения, ; контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
Ответы на вопросы по содержанию
сказки; цитировать нужный
отрывок; выразительное чтение
диалога детей
28
Г.-Х. Андерсен
«Снежная королева».
1
Комбиниров
анный
Предметные: различение жанров произведений
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения;
работа с музыкальным произведением; работа с
дидактическими иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения, .
Ответы на вопросы по содержанию
сказки; цитировать нужный
отрывок; выразительное чтение
диалога детей
29
Г.-Х. Андерсен
«Снежная
королева».
1
Комбиниров
анный
Предметные: сходство и различие авторской и
народной сказки
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения;
работа с музыкальным произведением; работа с
дидактическими иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения,.
Называние
Географических названий мест,
которые указывает автор
30
Г.-Х. Андерсен
«Снежная
королева».
1
Комбиниров
анный
Предметные: сходство и различие авторской и
народной сказки
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения;
Анализ содержание сказки;
описание внешнего вида героини;
работа с музыкальным произведением; работа с
дидактическими иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения,
31
Г.-Х. Андерсен
«Снежная
королева».
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с
живописными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения;
работа с музыкальным произведением; работа с
дидактическими иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения,
Называние авторской сказки, в
которых любовь оказывается
сильнее волшебства;
делиться своими впечатлениями
при прослушивании музыкального
произведения
32
Обобщение по теме
«Фольклор».
1
Систематиз
ация,
обобщение
знаний и
умений
Предметные: чтение вслух доступного текста
целыми словами; осмысление цели чтения; сходство
и различие авторской и народной сказки
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; контроль и самоконтроль,
оценка и самооценка процесса и результата
деятельности.
Выразительное и осознанное
чтение текста
33
В. Жуковский
«Славянка»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся
представителей русской литературы;высказывание
оценочных суждений; связь произведений литературы
с произведениями других видов искусств: с
живописными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами; работа с дидактическими
иллюстрациями.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; формирование опыта
переживаний; контроль и самоконтроль, оценка и
Называние средств
художественной выразительности
(композиция, цветовая гамма);
определение, в каком музее
хранятся картины
самооценка процесса и результата деятельности
34
В. Жуковский
«Весеннее чувство».
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся
представителей русской литературы;высказывание
оценочных суждений; связь произведений литературы
с произведениями других видов искусств: с
живописными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами; работа с дидактическими
иллюстрациями.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; формирование опыта
переживаний, ; контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
Работа
с толковым словарем; сравнение
впечатления и чувства художника в
разных картинах о природе;
называние средств
художественной выразительности
(композиция, цветовая гамма);
определение, в каком музее
хранятся картины
35
Давид Самойлов
«Красная осень».
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся
представителей русской литературыв оценочных
суждений.
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; формирование опыта
переживаний,
Перечитывание текста с разными
задачами.; работа с толковым
словарем;
36
Николай
Заболоцкий
«Сентябрь».
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с
живописными и музыкальными произведениями
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; формирование опыта
переживаний,
Перечитывание текста с разными
задачами.; работа с толковым
словарем;
37
Николай
Заболоцкий
1
Комбиниров
анный
Предметные:произведения о природе
Метапредметные: перечитывание текста с разными
Выразительное чтение
стихотворения; анализ сравнения
«Оттепель»
задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; формирование опыта
переживаний,
поэта; чтение строфы с пометами
для выразительного чтения;
определение, какое впечатление
автор передает с помощью
сочетания звуков
38
Иван Бунин «Нет
солнца, но светлы
пруды...»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся
представителей русской литературы
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей
Определение , в каких двух строфах
выражено главное переживание
поэта; анализ авторского сравнения;
определение героя стихотворения;
подтверждение своего мнение
строками из стихотворения
39
Иван Бунин
«Детство»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся
представителей русской литературы
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами; работа с дидактическими
иллюстрациями.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; формирование опыта
переживаний, ; контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
Определение , в каких двух строфах
выражено главное переживание
поэта; анализ авторского сравнения;
определение героя стихотворения;
40
Владимир Набоков
«Обида»
1
Комбиниров
анный
Предметные: понимание содержания литературного
произведения: тема, главная мысль.
Метапредметные:поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей
Работа с толковым словарем; анализ
содержание литературного
произведения;
41
Владимир Набоков
«Обида».
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с живопис-
Средства художественной
выразительности при описании ягод
ными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения;
работа с музыкальным произведением; работа с
дидактическими иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения,.
черники; сравнение характеров ге-
роев, изображенных на картине
42
Владимир Набоков
«Обида».
1
Комбиниров
анный
Предметные: участие в диалоге при обсуждении
прослушанного (прочитанного) произведения
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; формирование опыта
переживаний
Выделение средств художественной
выразительности
43
Владимир Набоков
«Грибы», «Мой
друг, я искренно
жалею...»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения о взаимоотношениях
людей.
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; формирование опыта
переживаний
Работа с толковым словарем;
нахождение в стихотворении
подтверждения того, что поэт
подмечает малейшие подробности
окружающего его мира; рассказ о
творчестве автора
44
Юрий Коваль «Лес,
лес! Возьми мою
глоть!».
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с
живописными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения;
работа с музыкальным произведением; работа с
дидактическими иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения,
Работа с толковым словарем;
объяснение названия
произведения; рассказ о творчестве
Юрия Коваля; определение жанра
произведения
45
Виктор Драгунский
«Красный шарик в
синем небе»
1
Комбиниров
анный
Предметные: различение жанров произведений
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Строки из произведения;
объяснение приемов смешного;
рассказ о творчестве В.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; формирование опыта
переживаний, опыта примерок
Драгунского
46
Виктор Драгунский
«Красный шарик в
синем небе»
1
Комбиниров
анный
Предметные: высказывание оценочных суждений;
различение жанров произведений
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
Характеристика героев рассказа В.
Драгунского; ь строки из
произведения; объяснение приемов
смешного; рассказ о творчестве В.
Драгунского
47
Борис Сергуненков
«Конь Мотылек».
1
Комбиниро-
ванный
Предметные: связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с живопис-
ными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения;
работа с музыкальным произведением; работа с
дидактическими иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения,).
Сравнение произведения живописи
и литературного произведения;
анализ содержания произведения;
определение жанра произведения;
48
Джералд Даррелл
«Землянично-
розовый дом»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения зарубежной литературы;
различение жанров произведений.
Метапредметные: работа с маркированными в
тексте словами и строчками.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; контроль и самоконтроль,
оценка и самооценка процесса и результата
деятельности
Называние средств художественной
выразительности; анализ
содержания произведения
49
Джералд Даррелл
«Землянично-
розовый дом» (
1
Комбиниров
анный
Предметные: различение жанров произведений;
связь произведений литературы с произведениями
других видов искусств: с живописными и
музыкальными произведениями
Метапредметные: работа с маркированными в
тексте словами и строчками.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; контроль и самоконтроль,
оценка и самооценка процесса и результата
деятельности
Высказывания героев учебника;
называние средства художественной
выразительности; анализ
содержания произведения
50
Обобщение по теме
«Учимся у поэтов и
художников».
1
Систематиз
ация,
обобщение
знаний и
умений
Предметные: различение жанров произведений;
создание небольших письменных ответов на
поставленный вопрос по изученным произведениям
Метапредметные: поиск нужной
библиографической и содержательной информации.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
Выразительное чтение
стихотворения;
51
Леонид Андреев
«Петька на даче»
1
Комбиниро-
ванный
Предметные: герои произведения; восприятие и
понимание их переживаний
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки
зрения, помощь сквозным героям).
Работа с толковым словарем;
высказывание своего мнения о
главных героях; определение
жанра произведения
52
Леонид Андреев
«Петька на даче»
1
Комбиниров
анный
Предметные:герои произведения; восприятие и
понимание их переживаний
Метепредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные:учет чужой точки зрения, помощь
сквозным героям
Работа с фразеологическим
словарем; определение, от какого
лица ведется повествование; анализ
поступки героев
53
Леонид Андреев
1
Комбиниров
Предметные: связь произведений литературы с
строки из произведений;
«Петька на даче».
анный
произведениями других видов искусств: с
живописными и музыкальными произведениями
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: формирование опыта переживаний,
опыта примерок; контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
характеристика героев; анализ
содержания произведения; анализ
репродукции картин
54
Леонид Андреев
«Петька на даче»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения о детях; герои
произведения; восприятие и понимание их
переживаний
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: смыслообразование (формирование
опыта переживаний, опыта примерок); контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
Работа с фразеологическим
словарем; определение, от какого
лица ведется повествование; анализ
поступков героев
55
Антон Чехов
«Ванька».
1
Комбиниров
анный
Предметные: понимание содержания литературного
произведения: тема, главная мысль, события, их
последовательность
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; поиск нужной библиографической и
содержательной информации.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка
Работа с фразеологическим
словарем; описание внешнего вида
героя; доказательство ответами
строками из произведения; анализ
содержания
произведения
56
Антон Чехов
«Ванька».
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с
живописными и музыкальными произведениями
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; поиск нужной библиографической и
содержательной информации.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка
Анализ содержания произведения;
сравнение отрывков из писем героя;
определение темы и основной мысли
картины; сравнение произведения
живописи и литературные
произведения
57
Антон Чехов
1
Комбиниро-
Предметные: чтение вслух доступного текста
Работа с толковым словарем;
«Мальчики»
ванный
целыми словами; осмысление цели чтения
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения, ;
(формирование базовых нравственно-этических
ценностей; контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
характеристика главным героям;
определение жанра произведения
58
Антон Чехов
«Мальчики»
1
Комбиниров
анный
Предметные: участие в диалоге при
обсуждении прослушанного (прочитанного)
произведения
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения
,формирование базовых нравственно-этических
ценностей; контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
Деление
текста на смысловые части;
пересказ рассказа; определение
главной мысли литературного
произведения
59
Антоний
Погорельский
«Черная курица, или
Подземные жители»
1
Комбиниров
анный
Предметные: высказывание оценочных суждений;
определение жанра литературного произведения
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения, ;
формирование базовых нравственно-этических
ценностей; контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
Работа с толковым словарем;
подтверждение ответов строчками
из текста; находение в тексте
конкретно- исторические приметы
времени;
60
Антоний
Погорельский
«Черная курица, или
Подземные жители»
1
Комбиниров
анный
Предметные: высказывание оценочных суждений;
определение жанра литературного произведения
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения
Выделение важных событий в
жизни героя
формирование базовых нравственно-этических
ценностей; контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
61
Антоний
Погорельский
«Черная курица,
или Подземные
жители»
1
Комбиниров
анный
Предметные: высказывание оценочных суждений
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка
Доказательство того , что Чернушка
не простая курочка, а персонаж
волшебной сказки; ответы на
вопросы по содержанию
62
Антоний
Погорельский
«Черная курица, или
Подземные жители»
1
Комбиниров
анный
Предметные: события, составляющие основу
произведения
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; поиск нужной библиографической и
содержательной информации.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка
Анализ описания внешнего вида
героя произведения; доказательство
своего мнения; деление текста на
смысловые части
63
Антоний
Погорельский
«Черная курица,
или Подземные
жители»
1
Комбиниров
анный
Предметные: события, составляющие основу
произведения
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; поиск нужной библиографической и
содержательной информации. Личностные:
контроль и самоконтроль, оценка и самооценка
Выражение
Своего отношения к герою
произведения; доказательство
своей точки зрения, опираясь на
текст
64
Антоний
Погорельский
«Черная курица, или
Подземные жители»
1
Комбиниров
анный
Предметные: восприятие и понимание переживаний
героев
Метапредметные: : перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: формирование базовых историко-
культурных ценностей
Анализ характеров героев
произведения; подтвержление
своего мнения цитатами из текста
65
Обобщение по теме
«Всматриваемся в
лица наших
сверстников».
Человек в мире
1
Систематиз
ация,
обобщение
знаний и
Предметные: связь названия с темой текста, мысль
текста
Метапредметные: : работа с маркированными в
тексте словами и строчками.
Личностные: формирование базовых нравственно-
Выразительное и осознанное
чтение текста
культуры.
умений
этических ценностей; контроль и самоконтроль,
оценка и самооценка процесса и результата
деятельности
66
Сергей Козлов
«Давно бы так,
заяц!»
1
Комбиниров
анный
Предметные: восприятие и понимание переживаний
персонажей; связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств: с живопис-
ными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения.
Личностные: учет чужой точки зрения
Выразительное и осознанное
чтение текста; работа с
иллюстрацией
67
Владимир Соколов
«О умножение
листвы на
золотеющих
дорожках!»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения о детях и для детей;
восприятие и понимание их переживаний; герои
произведения
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения
Чтение наизусть; подтверждение
своей точки зрения строчками из
текста; анализ того, какое чувство
вызывает у героя сочетание золотой
осени и наступающей зимы; чтение,
соблюдая знаки препинания;
объяснение крылатых выражений
68
Борис Пастернак
«Опять весна»
(отрывок)
1
Комбиниров
анный
Предметные: различение жанров литературных
произведений
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения,;
формирование базовых нравственно-этических
ценностей; контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности.
Перечитывание первуй строфы;
выделение средств художественной
выразительности (ритм, звукопись,
повторы слов)
69
Владимир Соколов
«Все чернила
вышли, вся бумага,
все карандаши»
1
Комбиниров
анный
Предметные: понимание содержания литературного
произведения: тема, главная мысль, события, их
последовательность
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные: формирование базовых историко-
культурных ценностей
Цитирование
произведения; определение точки
зрения поэта; сравнение
чередования тишины и ярких
проявлений жизни;
70
Ирина Пивоварова
«Мы пошли в
театр»
1
Комбиниров
анный
Предметные: понимание содержания литературного
произведения; участие в диалоге о прочитанном
произведении
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: формирование базовых историко-
культурных ценностей; контроль и самоконтроль,
оценка и самооценка процесса и результата
деятельности
Работа с толковым словарем;
определение того, чьими глазами
автор смотрит на школьников,
улицы и дома; название имен
героев; цитирование произведения;
определение литературного приема,
который использует автор с целью
передать переживания героини
71
Сергей Козлов
«Лисичка»
1
Комбиниров
анный
Предметные: сходство двух текстов не на уровне
сюжета, а на уровне главной мысли произведения
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами.
Личностные:формирование базовых историко-
культурных ценностей
Объяснение названия рассказа;
цитирование строчек произведения;
нахождение в тексте ответов на
вопросы;
72
Обобщение по теме
«Пытаемся понять,
как на нас воздейст-
вует КРАСОТА»
1
Систематиз
ация,
обобщение
знаний и
умений
Предметные: различение жанров литературных
произведений; построение небольшого монологиче-
ского высказывания
Метапредметные: формирование умения поиска
информации в учебных словарях; перечитывание
текста с разными задачами.
Выразительное и осознанное
чтение текста
73
Сельма Лагерлёф
«Чудесное
путешествие Нильса
с дикими гусями»
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь названия с темой текста, мысль
текста
Метапредметные: : перечитывание текста с
разными задачами; работа с маркированными в
тексте словами и строчками.
Личностные: учет чужой точки зрения; контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
Анализ характеров героев
произведения; подтвержление
своего мнения цитатами из текста
74
Сельма Лагерлёф
«Чудесное
путешествие Нильса
1
Комбиниров
анный
Предметные: связь названия с темой текста, мысль
текста
Метапредметные: : перечитывание текста с
Описание внешнего вида героев;
объяснение слов героев в
переносном
с дикими гусями»
разными задачами; работа с маркированными в
тексте словами и строчками.
Личностные: учет чужой точки зрения, ; контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
значении; деление текста на части
75
Сельма Лагерлёф
«Чудесное
путешествие
Нильса с дикими
гусями»
1
Комбиниров
анный
Предметные: различение жанров литературных
произведений; построение небольшого монологиче-
ского высказывания
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; работа с маркированными в тексте
словами и строчками.
Личностные: учет чужой точки зрения, контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
Работа с толковым словарем;
характеристика главным героям;
определение жанра произведения
76
Сельма Лагерлёф
«Чудесное
путешествие
Нильса с дикими
гусями»
1
Комбиниров
анный
Предметные: различение жанров литературных
произведений; построение небольшого монологиче-
ского высказывания
Метапредметные: перечитывание текста с
разными задачами; работа с маркированными в
тексте словами и строчками.
Личностные: учет чужой точки зрения, ; контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
Выразительное и осознанное
чтение текста; пересказ по плану
77
Антуан де Сент-
Экзюпери
«Маленький принц»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения о детях; герои
произведения
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей; контроль и самоконтроль,
оценка и самооценка процесса и результата
деятельности
Объяснение выделенных в тексте
словподтверждение того, что автор
использует приемы олицетворения,
сравнения и повтора, чтобы
описание было выразительным;
характеристика цветка
78
Антуан де Сент-
Экзюпери
«Маленький принц»
1
Комбиниров
анный
Предметные: герой произведения; эмоционально-
нравственные переживания героев и автора
произведения
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях.
Личностные: учет чужой точки зрения,; контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
Выразительное и осознанное
чтение текста; пересказ по плану
79
Антуан де Сент-
Экзюпери
«Маленький принц»
1
Комбиниров
анный
Предметные: герой произведения; эмоционально-
нравственные переживания героев и автора
произведения
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях.
Личностные: учет чужой точки зрения, ; контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
Подтверждение своей точки зрения
строчками из текста; выразительное
и осознанное чтение текста; пере-
сказ по плану
80
Константин
Паустовский
«Теплый хлеб»
1
Комбиниров
анный
Предметные: передача при помощи интонации
своего отношения к персонажам
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения
Работа с толковым словарем;
высказывание своего мнения о
главных героях; определение
жанра произведения
81
Константин
Паустовский
«Теплый хлеб»
1
Комбиниров
анный
Предметные: эмоционально- нравственные
переживания героев и автора произведения
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения, .
Дополнение слов учителя;
цитирование произведения;
зачитывание нужного фрагмента;
определение того, каким приемом
пользуется автор при описании
зимнего пейзажа
82
К. Паустовский
«Теплый хлеб».
1
Комбиниров
анный
Уметь:
Предметные: передача при помощи интонации
Доказательство своёго мнения;
определение того, если в названии
своего отношения к персонажам; связь произведений
литературы с произведениями других видов искусств:
с живописными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения, .
произведения переносный смысл;
выделяение в рассказе реальных
событий; работа с иллюстрацией;
сравнение портретов двух людей;
анализ музыкальных
произведений
83
Обобщение по теме
«Приближаемся к
разгадке тайны осо-
бого зрения».
1
Систематиз
ация,
обобщение
знаний и
умений
Предметные: осмысление цели чтения; различение
жанров произведений
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения, .
Выразительное и осознанное
чтение текста
84
Мария Вайсман
«Шмыгимышь».
1
Комбиниро-
ванный
Предметные: понимание содержания литературного
произведения: тема, главная мысль, события, их
последовательность; связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств:
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения;
работа с музыкальным произведением; работа с
дидактическими иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения,
формирование базовых нравственно-этических
ценностей
Работа с толковым словарем;
характеристика главным героям;
определение жанра произведения
85
Мария Вайсман
«Шмыгимышь».
1
Комбиниро-
ванный
Предметные: понимание содержания литературного
произведения: тема, главная мысль, события, их
последовательность; связь произведений литературы с
произведениями других видов искусств:
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
Выразительное и осознанное
чтение текста
целью поиска и анализа живописного произведения;
работа с музыкальным произведением; работа с
дидактическими иллюстрациями.
Личностные: учет чужой точки зрения, помощь
сквозным героям; формирование базовых
нравственно-этических ценностей
86
А. Ахматова «Тайны
ремесла»,
«Перед весной
бывают дни
такие...».
1
Комбиниров
анный
Предметные: эмоционально- нравственные
переживания героев и автора произведения; связь
произведений литературы с произведениями других
видов искусств:
Метапредметные: поиск нужной
библиографической и содержательной информации.
Личностные: учет чужой точки зрения,
;формирование базовых нравственно-этических
ценностей
Сравнение
стихотворных произведений;
цитирование произведения; анализ
произведения
87
А.Кушнер
«Сирень».
1
Комбиниров
анный
Предметные: эмоционально- нравственные
переживания героев и автора произведения; связь
произведений литературы с произведениями других
видов искусств: с живописными и музыкальными
произведениями
Метапредметные: поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения;
работа с музыкальным произведением;
перечитывание текста с разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения, помощь
сквозным героям; формирование базовых
нравственно-этических ценностей.
Сравнение
литературного произведения Л.
Кушнера «Сирень» и живописное
произведение П. Кончаловского
«Сирень»; нахождение и чтение
необходимых строф; цитирование
произведения
88
В. Маяковский
«Хорошее
отношение к
лошадям»
1
Комбиниров
анный
Предметные: построение небольшого
монологического высказывания
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей
Выразительное и осознанное
чтение текста; работа с
иллюстрацией
89
Афанасий Фет «Это
утро, радость эта...»
Федор Тютчев «Как
весел грохот летних
бурь...»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся
представителей русской литературы; восприятие и
понимание их переживаний
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами; работа с маркированными в тексте
словами и строчками; поиск нужной
библиографической и содержательной информации.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей.
Выделение средств
художественной выразительности;
перечитывание стихотворения;
нахождение необходимых строф;
цитирование
90
М. Лермонтов
«Парус»
Максимилиан
Волошин «Зеленый
вал отпрянул и
пугливо умчался
вдаль...».
1
Комбиниро-
ванный
Предметные: произведения выдающихся предста-
вителей русской литературы; чтение вслух доступного
текста целыми словами; осмысление цели чтения
Метапредметные: формирование умения поиска
информации в учебных словарях; перечитывание
текста с разными задачами
Личностные: формирование опыта переживаний,
опыта примерок;
Выделение средств художественной
выразительности; перечитывание
стихотворения; нахождение
необходимых строф; цитирование
91
Самуил Маршак
«Как поработала
зима!»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения классиков детской
литературы; произведения для детей
Метапредметные: перечитывание текста с разными
задачами. Логические: подведение под понятие.
Личностные: учет чужой точки зрения
Выделение рифмы; определение
типа рифмы; выразительное чтение
92
А. Пушкин
«Евгений Онегин»
«Зима!..
Крестьянин,
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся
представителей русской литературы
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
Выделение рифмы; определение
типа рифмы; выразительное чтение
стихотворного произведения
торжествуя...»
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения
93
Обобщение по теме
«Обнаруживаем, что
у искусства есть своя,
особенная, правда»
1
Систематиз
ация,
обобщение
знаний и
умений
Предметные: различать жанров произведений; герои
произведения
Метапредметные: поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения;
перечитывание текста с разными задачами; работа с
дидактическими иллюстрациями.
Личностные: формирование опыта переживаний,
опыта примерок; контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
Выразительное и осознанное
чтение текста
94
Алексей Пантелеев
«Главный инженер»
1
Комбиниро-
ванный
Предметные: участие в диалоге при обсуждении
прослушанного произведения
Метапредметные:поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с
целью поиска и анализа живописного произведения.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки
зрения, помощь сквозным героям).
Анализ содержания литературного
произведения; сравнение жизни
детей до войны и во время войны;
анализ поступков героев
95
Алексей Пантелеев
«Главный
инженер».
1
Комбиниров
анный
Предметные: высказывание оценочных суждений;
связь произведений литературы с произведениями
других видов искусств:
с живописными и музыкальными произведениями
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: учет чужой точки зрения,
;формирование базовых нравственно-этических
ценностей;
Работа с иллюстрациями; анализ
средств художественной
выразительности; произведения;
определение жанра произведения
96
Алексей Пантелеев
«Главный
инженер».
1
Комбиниров
анный
Предметные: понимание содержания литературного
произведения: тема, главная мысль, события, их
последовательность.
Метапредметные: поиск и
Выбор приемов и средств
художественной выразительности;
деление текста на смысловые
выделение необходимой информации в словарях;
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
части; пересказ
97-
98
Анна Ахматова
«Памяти друга»
Н.Рыленков «К
Родине»
2
Комбиниро-
ванный
Предметные: герои произведения; понимание
содержания литературного произведения: тема, глав-
ная мысль (идея), события
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
Работа с толковым словарем;
подтверждение строками из текста;
описание пейзажа; определение
главного героя стихотворения;
выделение средств художественной
выразительности – контраст
99-
100
Николай Рубцов
«Доволен я
буквально всем!».
Дмитрий Кедрин
«Все мне
мерещится поле с
гречихою...».
2
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся предста-
вителей русской литературы
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей
Деление стихотворного текста на
смысловые части; цитирование
строк; анализ точки зрения героя;
анализ музыкального произведения
101
Древнегреческий
гимн природе.
Государственный
гимн Российской
Федерации
1
Комбиниро-
ванный
Знать, что гимн - это древний вид стихотворного
текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют
зависимость.
Уметь:
Предметные: чтение вслух доступного текста
целыми словами; осмысление цели чтения; связь
произведений литературы с произведениями других
видов искусств:
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами; работа с дидактическими
иллюстрациями.
Личностные: формирование базовых нравственно-
Сравнение современной фото-
графии с видом Спасской башни и
репродукцией картины Бориса
Кустодиева «Вербный торг у
Спасских ворот»; сравнение двух
гимнов: древнегреческий и
современный российский;
определение, кому обращен каждый
гимн
этических ценностей; формирование опыта
переживаний, опыта примерок; контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
102
-
103
А. Пушкин
«Везувий зев
открыл – дым
хлынул клубом...»
Обобщение по теме
«Убеждаемся, что
без прошлого у лю-
дей нет будущего».
2
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся
представителей русской литературы
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей
Объяснение строк литературного
произведения; определение, какой
рифмой связаны первые две строчки
стихотворения; рассказ о творчестве
А.Пушкина
104
А. Пушкин
«Гонимы вешними
лучами…»
А.Пушкин «Сквозь
волнистые
туманы…»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся
представителей русской литературы
Метапредметные: поиск нужной
библиографической и содержательной информации.
Личностные: учет чужой точки зрения,
формирование базовых нравственно-этических
ценностей
Объяснение строк литературного
произведения; определение, какой
рифмой связаны первые две строчки
стихотворения; рассказ о творчестве
А.Пушкина
105
М.Яснов «Снизу
вверх посмотрел…»
Обобщающий урок
по разделу
«Человек в мире
культуры»
1
Комбиниров
анный
Предметные: произведения выдающихся
представителей русской литературы
Метапредметные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с
разными задачами.
Личностные: формирование базовых нравственно-
этических ценностей
Определение основную мысли
стихотворения; анализ содержания
стихотворения