Автор: Эльвира Османовна Исмаилова
Должность: Преподаватель математики
Учебное заведение: ГБОУ ПО "СевМК имени А.В.Геловани"
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Решение логарифмических уравнений и неравенств
Раздел: среднее образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕВАСТОПОЛЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МАРШАЛА
ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В.ГЕЛОВАНИ»
Методическая разработка урока
Тема урока: «Решение логарифмических уравнений и неравенств».
Составитель:
Исмаилова Эльвира Османовна,
преподаватель математики
ГБОУ ПО «СевМК» им. А. В. Геловани
Севастополь
Тип урока: Контроля и коррекции знаний, навыков и умений.
Цель:
Отработка умения переноса ранее усвоенных знаний, навыков и
умений в новые условия деятельности.
Задачи:
1.Образовательная: Выработать умение применять свойства
логарифмической функции при решении логарифмических уравнений и
неравенств.
2. Развивающая: Развивать у обучающихся мыслительные операции, анализ,
классификацию, внимание, математическую речь.
3.
Воспитательная:
Создать
эмоционально-положительный
комфорт
(ситуацию успеха).
Планируемые результаты по общим компетенциям:
1. Уметь использовать полученные знания при решении практических
заданий.
2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения заданий.
3.Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
сотрудничать
с
одногрупниками, преподавателем.
Формы контроля знаний, умений и навыков:
работа в парах с взаимопроверкой, индивидуальная работа, групповая работа.
Оборудование:
1.
презентация урока
2.
текст работы в парах с взаимопроверкой – индивидуально каждому;
3.
задания для решения в классе – индивидуально каждому студенту;
4.
варианты заданий для групповой работы – индивидуально каждому.
ПЛАН УРОКА
№
п/п
Структура
урока
Время
(мин)
Действия
преподавателя
Действия
учащихся
1
Организационный
момент
1
Проверка готовности
обучающихся к уроку
Смотрит наличие у каждого
студента конспекта, ручки.
Доклад
дежурного
о готовности
группы к уроку
2
Мотивация учебной
деятельности, сообщение
темы, цели и задачи урока
4
Сообщение темы, целей,
плана урока
Выполняют
упражнения,
записывают
дату, номер,
тему урока.
3
Проверка знаний
фактического материала,
умение раскрывать
элементарные внешние
связи
3
Проводит повторение
изученного материала:
Работа с сигнальными
картами
Отвечают на
вопросы
4
Проверка знаний основных
понятий (законов) и умений
самостоятельно объяснять
их сущность, приводить
наиболее убедительные
аргументы к своим
суждениям.
5
Задает самостоятельную
работу: работа в парах с
взаимопроверкой
Кодирование
Думают,
моделируют,
заполняют
карточку-
задание
5
Проверка глубины
осмысления знаний и
степени их обобщения.
3
Задает индивидуальную
работу, контролирует ход
выполнения.
Тестирование
Решают
задания по
уровню
6
Отвлеченный момент
2
Зачитывает задание
Выполняют
устный счет
7
Применение знаний в
стандартных условиях.
9
Выдает задания для малых
групп, контролирует ход её
выполнения
Работа в парах
Решают,
обсуждают,
объясняют
8
Применение знаний в
измененных
(нестандартных) условиях.
10
Выдает примеры вариантов
ЕГЭ
Решают,
обсуждают,
объясняют
9
Сбор выполненных заданий,
их проверка, анализ и
оценка.
5
Проверяет правильность
выполнения заданий
Исправляют,
дополняют
10
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
2
Комментирует работу
обучающихся на уроке,
выставляет оценки.
Слушают,
высказывают
мнение
11
Сообщение домашнего
задания
1
Объявляет домашнее
задание
Записывают
Ход урока:
I.
Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности и сообщение темы, цели и
задач урока.
Устные упражнения
log
3
27 log
1/3
27 lg 10 ln1 8
log
8
7 2
3+log
2
5 log
7
x = -1 log
x
16 = 4
Обучающие определяют цели и задачи, называют тему урока.
III.Проверка знаний фактического материала, умение
раскрывать элементарные внешние связи. (Работа с
сигнальными картами)
а) Какое свойство неверно?
1) log
a
х + log
a
у = log
a
ху
2) log
a
х
p
= log
a
pх
3) log
a
a = 1
4) log
a
х - log
a
у = log
a
(х - у)
б) Какие утверждения истинны?
1) log
0,5
6 > log
0,5
7
2) log
3
4 < log
3
5
3) log
0,8
3 > log
0,8
3
4) lg 10 = ln е
в) Какое число наибольшее?
1) 5
log
5
9
2) 11
2log
11
5
3) 2
3+log
2
10
4) 7
log
7
11 * 8
log
8
2
IV. Проверка знаний основных понятий (законов) и умений
самостоятельно объяснять их сущность, приводить наиболее
убедительные аргументы к своим суждениям .(Кодирование)
1)
log
2
8 + log
√2
4 = 7
2)
log
3
27 + log
1/3
3 = 2
3)
log
5
125 – lg 1/10 = 4
4)
log
7
49 + log
4
√4 = 2,5
5)
2
log
2
3 + 8 = 11
6)
4
2log
4
3 = 9
7)
8
1+log
8
5 = 40
8)
12
log
12
sin π/4
= √2/2
9= и , 2 = о , 2,5 = а , √2/2 = м , 11 = р , 7 = л , 40 = ф , 4 = г
V.
Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения.
Тестирование, решить простейшие уравнения: три задания, к ним по 4 ответа.
Индивидуальная работа по вариантам, далее взаимопроверка, исправление
ошибок.
Вариант 1. Вариант 2.
1) log
3
(x
2
-1) = 1 1) log
5
(x
2
+1) = 1
а) 2 б) √2 в) ± 2 г) -2 а)- √2 б) -2 в) ± 2 г) √2
2) log
2
8
3x+1
= 7
log
7
30 2) log
3
9
2x-3
= 3
log
3
6
а) 4 б) 3 в) 7 г) 0 а) 0 б) 3 в) 8 г) -3
3) log
3
2
x + 2 log
3
x = -1 3) log
1/3
2
x - 2 log
1/3
x = -1
а) 1/3 б) 3 в) -1 г) 1 а) 1/3 б) 1 в) 3 г) -1
VI. Отвлеченный момент
Запишите размер своей обуви
Припишите к размеру два нуля
Отнимите из полученного год своего рождения
Прибавьте к получившемуся числу текущий год
Посмотрите на последние две цифры
Столько лет вам исполнится в 2019 году
VII.
Применение знаний в стандартных условиях.
Решение
логарифмических
неравенств
(Работа
в
парах:
обсуждают,
объясняют, корректируют решения)
1)
log
4
( 3x-1) < log
4
( 2x +3)
2)
log
0,4
(2x-5) > log
0,4
(2x-5)
3)
log
2
x + log
2
(x-1) ≤ 1
4)
log
0,3
(5+2x) > 1
5)
log
5
(3x+1) > 2
6)
log
1/3
2
x -4 ≥ 0
VIII.
Применение знаний в измененных (нестандартных)
условиях. (Работа в группах)
Решение примеров вариантов ЕГЭ
Часть А log
7
log
2
log
3
X = 0 Ответ: х = 9
Часть В log
3
(x+ 7) <log
3
(5 – x) – log
1/3
( 3 – x) Ответ: (-7;1) , 7 целых
решений
Часть С lg
2
( x
2
+ 3x +3) + √ x
3
+4x + 5 = 0 Ответ: х = - 1
IX. Сбор выполненных заданий, их проверка, анализ и оценка.
X.
Подведение итогов урока. (Рефлексия).
Благодаря сегодняшнему уроку, я …
Сегодняшний урок помог мне …
Сегодня на уроке мне запомнилось …
Сегодня на уроке мне больше всего понравилось …
После сегодняшнего урока мне захотелось …
Сегодня на уроке я узнал(а) …
После сегодняшнего урока я буду знать …
Сегодня на уроке я научился …
XI. Сообщение домашнего задания.
Составить
тест
по
теме
«Решение
логарифмических
уравнений
и
неравенств». Задания могут быть с выбором ответа или с кратким ответом.