Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями


Автор: Кочедыкова Татьяна Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Бутовская СОШ №1"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район, ЖК Бутово парк,
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

Тема моей статьи достаточно актуальна так как моторика пальцев рук тесно

взаимосвязана со всеми психическими процессами, в том числе и с речью.

Так А.В. Сухомлинский отмечал: «...чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок». И действительно, хорошо развитая мелкая моторика

благотворно влияет на развитие всех психических сторон. Мелкая моторика –

это двигательная деятельность, которая направлена на выполнение мелких

движений кистями и пальцами рук и ног.

Такие учёные как М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина

считают, что развитие речи детей напрямую зависит от того, как

сформированны тонкие движения пальцев рук.

Чтобы понять, как именно связаны речь и движение рассмотрим на три

мозговых центра человека, которые отвечают за речь. «Центр Брока» или

двигательный центр производит речь; в этом принимают участие органы

речи. «Центр Вернике» или слуховой центр отвечает за восприятие речи,

способность распознавать на слух. И благодаря третьим «ассоциативным»

центрам человек продумывает, анализирует речевое высказывание. Это и

есть процесс речи человека. При недостаточной двигательной активности

происходит замедление развития функций речи.

Многие исследователи считают, что активность центра речи в оевом

полушарии мозга обусловлена ведущей ролью руки в трудовой деятельности

человека. Ф. Энгельс отмечает, что под влиянием труда и членораздельной

речи развивается человеческий мозг.

Тесная взаимосвязь движений рук и речи прослеживалась в исследованиях

М.И. Звонарёвой и Т.П. Хризман. В ходе исследования было обнаружено, что

когда ребёнок выполняет ритмические движения пальцами, у него резко

усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Это означает, что от импульсов, поступающих от пальцев рук, формируются

речевые области мозга.

При выполнении каких-либо движений принимают участие все анализаторы

(зрительный, слуховой, тактильный и так далее). При этом не мало важную

роль играет окружающая середа, её воздействие на ребёнка. Начиная с

самого раннего возраста необходимо уделять внимание развитию как общей

моторики, так и мелкой. Осуществление движений пальцами рук происходит

с самого раннего возраста ребёнка и совершенствуются к шести годам жизни

ребёнка. К этому возрасту он самостоятельно выполняет различные

манипуляции с предметами.

Т.Б. Филичева отмечает, что несовершенства в развитии мелкой моторики

детей с общим недоразвитием речи оказывают влияние на точность

движений, их быстроту и переключаемость. Такой ребёнок не способен

выполнять движения плавно и быстро, переключаться с одного действия на

другое. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются при

дифференцировании движений рук; они не распознают некоторые предметы

на ощупь (пальцевой гнозис).

При неврологическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи

выявляются следующие особенности: движения неловкие,

недифференцированные; при переутомлении отмечаются синкенезии

(содружественные движения); ошибаются в пространственной организации;

движения скованные, не синхронные; отмечается тремор (быстрые движения

пальцев рук); нарушен контроль собственных действий.

Так, дети с нарушениями речевого развития позднее детей с нормой развития

речи начинают хватать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на

одной и двух ногах. Недоразвитие мелкой моторики обуславливает

трудности при шнуровке, застёгивании и расстёгивании пуговиц,

удерживании в правильном положении ложки и вилки.

У детей с общим недоразвитием речи вместе с плохой координацией

движений отмечается чрезмерная двигательная активность, которая

характеризуется размашистыми, сильными движениями. У детей с

нарушением всех сторон речи есть сложности при взаимодействии

анализаторов, то есть нарушена координация зрительно-моторная и слухо-

моторная. Например, при срисовывании ребёнок с общим недоразвитием

речи допускает много ошибок, искажает рисунок. Или при письме ребёнок

пишет буквы неправильно.

При исследовании слухо-моторной координации движений дети с ОНР

допускают много ошибок. Так, ребёнку даётся образец выполнения задания

на слух – необходимо запомнить ритм отстукивания при отсутствии

зрительного контроля и затем воспроизвести. В большинстве случаев дети

или плохо справляются с подобным заданием или вовсе не прибегают к

выполнению.

Движения рук детей с ОНР не согласованы, им может быть трудно

выполнять движения сразу обеими руками. К примеру, во время собирания

пирамидки ребёнок не может держать одной рукой основание, а другой

рукой нанизывать на стержень кольца.

Так называемую пробу «кулак, ребро, ладонь» Н.И. Озерецкого дети

выполняют с трудом. Смысл задания таков: ребёнку поочерёдно

демонстрируют три разных положения рук на столе, которые

последовательно меняются. Это ладонь на плоскости стола, кулак, ладонь

ребром на поверхности. Ребёнку необходимо выполнить это задание

совместно с педагогом, а затем воспроизвести то же самое самостоятельно.

Как правило, дети с общим недоразвитием речи выполняют эту пробу

медленнее, чем их сверстники, у которых речевое развитие в норме. К тому

же они путаются в последовательности при выполнении задания, выполняют

его неловко.

Детям с ОНР наиболее трудно выполнять задания в которых положение

обоих рук изменяется одновременно. Они часто ошибаются, совершают

лишние движения или сокращают их, могут воспроизводить одно и то же

движение не меняя положения.

Особенности моторного развития хорошо заметны в изобразительном

творчестве детей. Дети с общим недоразвитием речи плохо ориентируются

на листе бумаги. Им трудно провести прямую линию, нарисовать мелкие

детали, и это, в свою очередь, в дальнейшем сказывается на письме. Это

заметно, когда ребёнок неверно пишет букву, искажает её; «съезжает» со

строки при написании предложений.

Развитие мелкой моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с

ОНР. При этом важно помнить о развитии всех компонентов, которые

влияют на речевое развитие ребёнка. Так, необходимо тренировать

координацию движений, пространственную координацию, двигательную

память, произвольную моторику пальцев рук; нужно развивать

динамический праксис, согласование движений рук и глаз.

Таким образом, мелкая моторика играет большую роль в развитии речи

ребёнка. Особенно важно её развитие при обучении ребёнка с общим

недоразвитием речи, ведь движение речь неразрывно связанны между собой.

Список литературы

1.

1. Выготский Л.С. Общие вопросы дефектологии // Собр. сочинений: В

6 т. – М., 1983. – Т. 5.

2.

2. Любанова Н.Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи

детей // Молодой учёный. – 2014. – №20. – С. 595–596.

3.

3. Нурумова Н.Ф. Крупные возможности мелкой моторики //

Логопед. – 2010. – №7. – С. 63–65.

4.

4. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием

речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год

обучения (подготовительная группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. –

М.: Альфа, 1993. – 87 с.



В раздел образования