Автор: Кочедыкова Татьяна Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Бутовская СОШ №1"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район, ЖК Бутово парк,
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями
Тема моей статьи достаточно актуальна так как моторика пальцев рук тесно
взаимосвязана со всеми психическими процессами, в том числе и с речью.
Так А.В. Сухомлинский отмечал: «...чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок». И действительно, хорошо развитая мелкая моторика
благотворно влияет на развитие всех психических сторон. Мелкая моторика –
это двигательная деятельность, которая направлена на выполнение мелких
движений кистями и пальцами рук и ног.
Такие учёные как М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина
считают, что развитие речи детей напрямую зависит от того, как
сформированны тонкие движения пальцев рук.
Чтобы понять, как именно связаны речь и движение рассмотрим на три
мозговых центра человека, которые отвечают за речь. «Центр Брока» или
двигательный центр производит речь; в этом принимают участие органы
речи. «Центр Вернике» или слуховой центр отвечает за восприятие речи,
способность распознавать на слух. И благодаря третьим «ассоциативным»
центрам человек продумывает, анализирует речевое высказывание. Это и
есть процесс речи человека. При недостаточной двигательной активности
происходит замедление развития функций речи.
Многие исследователи считают, что активность центра речи в оевом
полушарии мозга обусловлена ведущей ролью руки в трудовой деятельности
человека. Ф. Энгельс отмечает, что под влиянием труда и членораздельной
речи развивается человеческий мозг.
Тесная взаимосвязь движений рук и речи прослеживалась в исследованиях
М.И. Звонарёвой и Т.П. Хризман. В ходе исследования было обнаружено, что
когда ребёнок выполняет ритмические движения пальцами, у него резко
усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Это означает, что от импульсов, поступающих от пальцев рук, формируются
речевые области мозга.
При выполнении каких-либо движений принимают участие все анализаторы
(зрительный, слуховой, тактильный и так далее). При этом не мало важную
роль играет окружающая середа, её воздействие на ребёнка. Начиная с
самого раннего возраста необходимо уделять внимание развитию как общей
моторики, так и мелкой. Осуществление движений пальцами рук происходит
с самого раннего возраста ребёнка и совершенствуются к шести годам жизни
ребёнка. К этому возрасту он самостоятельно выполняет различные
манипуляции с предметами.
Т.Б. Филичева отмечает, что несовершенства в развитии мелкой моторики
детей с общим недоразвитием речи оказывают влияние на точность
движений, их быстроту и переключаемость. Такой ребёнок не способен
выполнять движения плавно и быстро, переключаться с одного действия на
другое. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются при
дифференцировании движений рук; они не распознают некоторые предметы
на ощупь (пальцевой гнозис).
При неврологическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи
выявляются следующие особенности: движения неловкие,
недифференцированные; при переутомлении отмечаются синкенезии
(содружественные движения); ошибаются в пространственной организации;
движения скованные, не синхронные; отмечается тремор (быстрые движения
пальцев рук); нарушен контроль собственных действий.
Так, дети с нарушениями речевого развития позднее детей с нормой развития
речи начинают хватать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на
одной и двух ногах. Недоразвитие мелкой моторики обуславливает
трудности при шнуровке, застёгивании и расстёгивании пуговиц,
удерживании в правильном положении ложки и вилки.
У детей с общим недоразвитием речи вместе с плохой координацией
движений отмечается чрезмерная двигательная активность, которая
характеризуется размашистыми, сильными движениями. У детей с
нарушением всех сторон речи есть сложности при взаимодействии
анализаторов, то есть нарушена координация зрительно-моторная и слухо-
моторная. Например, при срисовывании ребёнок с общим недоразвитием
речи допускает много ошибок, искажает рисунок. Или при письме ребёнок
пишет буквы неправильно.
При исследовании слухо-моторной координации движений дети с ОНР
допускают много ошибок. Так, ребёнку даётся образец выполнения задания
на слух – необходимо запомнить ритм отстукивания при отсутствии
зрительного контроля и затем воспроизвести. В большинстве случаев дети
или плохо справляются с подобным заданием или вовсе не прибегают к
выполнению.
Движения рук детей с ОНР не согласованы, им может быть трудно
выполнять движения сразу обеими руками. К примеру, во время собирания
пирамидки ребёнок не может держать одной рукой основание, а другой
рукой нанизывать на стержень кольца.
Так называемую пробу «кулак, ребро, ладонь» Н.И. Озерецкого дети
выполняют с трудом. Смысл задания таков: ребёнку поочерёдно
демонстрируют три разных положения рук на столе, которые
последовательно меняются. Это ладонь на плоскости стола, кулак, ладонь
ребром на поверхности. Ребёнку необходимо выполнить это задание
совместно с педагогом, а затем воспроизвести то же самое самостоятельно.
Как правило, дети с общим недоразвитием речи выполняют эту пробу
медленнее, чем их сверстники, у которых речевое развитие в норме. К тому
же они путаются в последовательности при выполнении задания, выполняют
его неловко.
Детям с ОНР наиболее трудно выполнять задания в которых положение
обоих рук изменяется одновременно. Они часто ошибаются, совершают
лишние движения или сокращают их, могут воспроизводить одно и то же
движение не меняя положения.
Особенности моторного развития хорошо заметны в изобразительном
творчестве детей. Дети с общим недоразвитием речи плохо ориентируются
на листе бумаги. Им трудно провести прямую линию, нарисовать мелкие
детали, и это, в свою очередь, в дальнейшем сказывается на письме. Это
заметно, когда ребёнок неверно пишет букву, искажает её; «съезжает» со
строки при написании предложений.
Развитие мелкой моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с
ОНР. При этом важно помнить о развитии всех компонентов, которые
влияют на речевое развитие ребёнка. Так, необходимо тренировать
координацию движений, пространственную координацию, двигательную
память, произвольную моторику пальцев рук; нужно развивать
динамический праксис, согласование движений рук и глаз.
Таким образом, мелкая моторика играет большую роль в развитии речи
ребёнка. Особенно важно её развитие при обучении ребёнка с общим
недоразвитием речи, ведь движение речь неразрывно связанны между собой.
Список литературы
1.
1. Выготский Л.С. Общие вопросы дефектологии // Собр. сочинений: В
6 т. – М., 1983. – Т. 5.
2.
2. Любанова Н.Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи
детей // Молодой учёный. – 2014. – №20. – С. 595–596.
3.
3. Нурумова Н.Ф. Крупные возможности мелкой моторики //
Логопед. – 2010. – №7. – С. 63–65.
4.
4. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием
речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год
обучения (подготовительная группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. –
М.: Альфа, 1993. – 87 с.