Напоминание

Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ


Автор: Кочедыкова Татьяна Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Бутовская СОШ №1"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район, ЖК Бутово парк,
Наименование материала: статья
Тема: Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ

Существует две "разновидности" слуха: ФИЗИЧЕСКИЙ (способность

слышать природные, бытовые звуки, музыкальный слух) и РЕЧЕВОЙ (он же

фонематический) – умение различать на слух фонемы, то есть звуки родной

речи.

Умение сосредоточиться на звуке –

очень важная особенность

человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

Речевой

слух

является

базой

для

дальнейшего

развития

звукопроизношения и осуществляет не только прием и оценку чужой речи,

но и контроль за собственной речью. Он соотносит и сопоставляет

слышимые звуки с их эталонами. Благодаря этой способности, ребенок

начинает различать гласные и согласные звуки, дифференцировать согласные

звуки по твердость-мягкости, глухости-звонкости и т.д.

У детей с тяжелыми нарушениями речи,

со сниженным слухом, с

задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями часто

оказывается недостаточно развитым фонематический слух. Нарушения

звукоразличения у воспитанников с ОВЗ создают трудности в их речевом

развитии. Но особенно актуальна данная проблема в период обучения

грамоте, так как недостатки фонематического восприятия становятся

серьёзным препятствием в овладении навыками письма и чтения. Нарушение

дифференциации фонем проявляется в смешении звуков в устной речи, в

неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и

соответствующих букв при письме. Наиболее часто у детей с ОВЗ страдает

дифференциация следующих оппозиционных звуков: звонких и глухих (б-п,

д-т, г-к, з-с, ж-ш), твердых и мягких, свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, ч-ц),

аффрикат и звуков, входящих в их состав (ц-с, ч-т’, ч-щ).

Учет уровня сформированности фонематического слуха определяет задачи

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Логопедическая

работа

по

развитию

фонематического слуха у детей с ОВЗ начинается с упражнений на

различение

неречевых

звуков.

Это

станет

предварительным

этапом,

фундаментом,

на

котором

нервная

система

ребенка

сформирует

фонематический слух. В его основе лежат умения, связанные с различением

акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.

Поэтому я в своей работе начинаю развивать фонематический слух и,

соответственно, речь детей с неречевых звуков. Упражнения, которые я

использую

при

формировании

фонематического

слуха:

«Шумящие

мешочки», «Волшебная палочка», «Слушай звуки», «Три медведя», «Громко

– тихо», «Поймай звук», «Кто это», «Похлопаем».

Следующий этап - мы произносим слова, среди которых – слова с

отрабатываемым звуком. Ребенок поднимает фишку на нужное слово.

Можно назвать несколько слов, а ребенок повторит только те, в которых есть

заданный звук

.

Затем следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в

чужой, но и в собственной речи. Для этого можно предложить ребенку ряд

картинок с изображением предметов. Ребенок должен назвать все картинки и

самостоятельно отобрать из них те, которые содержат изучаемый звук.

Далее работа ведется над формированием умения выделять звуки из состава

слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. Гласные лучше

всего выделять из начала слова под ударением, а согласные, когда они стоят

в конце слова (исключение составляют звонкие звуки) или в начале слова

перед гласными. В этих позициях согласные звуки легче различаются,

отделяются от других звуков.

При наличии систематической целенаправленной работы по формированию

фонематического слуха у детей произойдёт повышение качества речевого

развития, обеспечение качественной подготовки детей к школе.

.



В раздел образования