Автор: Фомина Сахаяна Афанасьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Наяхинская СОШ им.И.И.Гоголева-Дыргыабай"
Населённый пункт: с.Балыктах Усть-Алданский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема: "Круговорот воды в природе"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Тема: «Круговорот воды в природе»
Класс: 2
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Цель: Формирование представлений о круговороте воды в природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в
другое.
Метапредметные:
Познавательные:
формировать умение извлекать, перерабатывать и представлять информацию, делать обобщения и
выводы на основе полученной информации.
Регулятивные
создать условия для умения формулировать познавательную цель в сотрудничестве с учителем,
формирование самооценки своей деятельности.
Коммуникативные
формировать умение формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для
партнёра высказывания, слушать собеседника, координировать и принимать различные позиции
во взаимодействии.
Личностные:
- развитие любознательность и интереса к приобретению новых знаний и умений;
-ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Оборудование: электрический чайник, стекло, зажим для проведения демонстрационного
опыта, стакан со снегом, экран, доска, модель «капелька».
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира.
- сегодня к вам в гости пришла «Капелька», которая поможет нам путешествовать.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (состояние воды)
- мы узнали, что вода бывает в трех состояниях: вода, лед, пар
- вода может переходить из одного состояния в другое
- чем она так нужна?
- Без воды не можем жить, весь мир состоит из воды.
Употребляем в пище, пьем, купаемся в воде, стираем, моем посуду.
Да, вода нужна всем и везде.
- Сегодня на уроке мы вместе с капелькой сделаем ещё одно открытие о воде, а тему вы назовёте в
конце урока.
3. Постановка учебной задачи.
- Ребята, поможем «Капельке», что вы знаете о воде? Я предлагаю вам в парах заполнить схему
«Состояния воды» и написать примеры этих состояний.
- вода рек - лед - пар
- дождь - град
- роса - снег
Три состояние воды
жидкое
твердое
газообразное
Организую взаимопроверку учащихся.
Заполнившие первыми,озвучивают заполненную таблицу, после проверяют по эталону на доске.
4. Определение темы урока. Целеполагание
- А может так случиться, что вода исчезнет с Земли? Ведь она испаряется…
- Не знаем
- Где вы в жизни встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар?
- чайник закипает, туман
5. Решение учебной задачи
Демонстрационный опыт
Включаю чайник, (я соблюдаю все правила электробезопасности.)
Вода закипает, при нагревании вода быстро испаряется, пар идёт вверх. Поднесу к пару стекло.
Что мы видим?
-На стекле появляются капельки.
Почему они образовались?
пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду
- Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией».
-Какой вывод можно сделать?
при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды
- Понаблюдали 2 процесса - испарение и конденсация.
- Для того чтобы провести ещё один опыт я до начала урока принесла снег.
- Ой, куда же он делся?
превратился в воду (показываю стакан с водой)
-Почему?
- при высокой температуре вода из твёрдого состояния переходит в жидкое.
-Вот, какая вода - волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое.
-Как вы думаете, такие процессы могут происходить только в комнатных условиях?
-Так происходит и в природе.
- Так, что за явление изображено на слайде?
- Как вы бы назвали это явление?
- испарение воды, круговорот, взаимосвязь
- молодцы, ребята правильно.
Солнце нагревает своими лучами поверхность океана и поверхность Земли, из-за этого
вода,т.е наши капельки с поверхности испаряются и в виде пара поднимаются вверх. Наверху они
собираются в облака, которые потом, выпадают на Землю дождём или снегом, часть воды
попадает обратно в океан, а другая часть стекает с гор и попадает в реки, которые вливаются в
океан. Ещё одна часть, которая попадает на землю, просачивается сквозь неё и в виде подземных
вод впадает в океан. И потом всё снова повторяется. Поэтому, люди и назвали эти превращения –
круговоротом воды в природе.
Физминутка.
- Давайте немного подвигаемся.
Представьте, что вы маленькие капельки, вы двигаетесь в океане (двигаются), а теперь вы
сливаетесь в ручеек (встают друг за другом).
Теперь представьте что вы испаряетесь из океана. (изображают испаряющиеся капли)
Летите как облака.(показывают полёт)
6. Организация самостоятельной практической деятельности
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать модель круговорота воды в природе «Путешествие
Капельки» и рассказать самим как он происходит.
Дети рисуют модель круговорота воды в природе «Путешествие Капельки»
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что мы узнали?
- что происходит с водой на природе,конденсация, испарение
Какова же была тема нашего урока?
- Круговорот воды в природе
- Молодцы ребята, сегодня очень хорошо работали на уроке. «Капелька» тоже очень довольна, и
прощается с вами до следующего урока
- оцениванием работу на уроке «волшебной линеечкой».
Выполняют самооценку.
Домашнее задание: с 29.ответить на вопросы.