Напоминание

"О роли школьного методического объединения в воспитании педагога с развитой профессиональной культурой"


Автор: Ласаева Анжелика Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГУО "Средняя школа №2 г. Светлогорска"
Населённый пункт: Гомельская область Республика Беларусь
Наименование материала: статья
Тема: "О роли школьного методического объединения в воспитании педагога с развитой профессиональной культурой"
Раздел: среднее образование





Назад




Ласаева Анжелика Анатольевна,

учитель русского языка

и литературы ГУО «Средняя

школа№2 г. Светлогорска»

Гомельской области

Республики Беларусь

О роли школьного методического объединения

в воспитании педагога с развитой

профессиональной культурой

Школьные

методические

объединения

-

это

наиболее

давние,

традиционно добровольные объединения педагогов. Являясь структурным

подразделением

школы,

методическое

объединение

способствует

совершенствованию методического обеспечения образовательных программ,

воспитанию

педагога

с

развитой

профессиональной

культурой,

росту

профессионального мастерства учителя.

Роль МО

в школе достаточно

значительна, так как его участники осуществляют следующую работу:

-проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса;

-вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных курсов

и их учебно-методического обеспечения;

-проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых

преподавателями в учебные программы;

-разрабатывают методические рекомендации для учащихся и родителей по

эффективной реализации учебных программ;

-определяют степень влияния профессиональной деятельности учителей на

результаты образовательной деятельности школы;

-планируют

различные

виды

деятельности

по

повышению

квалификации

педагогов.

ШМО учителей гуманитарного профиля СШ №2, которым я руковожу

12 лет,

ведет методическую работу по предметам белорусский язык и

литература, русский язык и литература, английский язык. Всего 6 педагогов.

Вся

работа

МО

строится

в

соответствии

с

требованиями

стратегических документов МО Республики Беларусь, положения о ШМО.

Основными направлениями деятельности МО являются:

-совершенствование педагогического мастерства;

-повышение профессиональной культуры педагогов;

-организация повышения квалификации;

-изучение нормативных документов;

-изучение методик, методов, технологий обучения, развития и воспитания;

-организация

работы

по

формированию,

изучению,

обобщению

и

распространению опыта.

Содержание работы ШМО вытекает из поставленных задач на учебный

год,

решением

которых

занимаются

все

педагоги.

Деятельность

МО

направлена на достижение цели: развивать творческий потенциал педагогов и

учащихся школы. Включаются разнообразные виды деятельности (сочетание

теоретических

занятий

с

практическими,

взаимодействие

более

опытных

учителей с молодыми, использование в работе как научных достижений, так

и

методических

находок

учителей-практиков.)

Например,

могут

быть

выделены следующие виды деятельности,

широко применяемые в нашей

школе:

1.Заседания МО, посвященные обсуждению нормативно-правовой базы;

2.Семинары с обсуждением новых методик, технологий с обзором новинок

методической литературы;

3.Беседы за «круглым столом» на различные темы;

4.Методические

посиделки,

направленные

на

организацию

учебной

и

внеклассной деятельности;

5.Творческие отчеты;

6.Практические занятия по моделированию уроков разных типов. Проведение

открытых уроков. Анализ и самоанализ уроков;

7.Работа с высокомотивированными, со слабоуспевающими учащимися.

8.Работа

над

формированием

педагогического

опыта

(уроки,

отчеты,

доклады, разработки внеклассных мероприятий);

9.Мониторинговые

исследования

качества

знаний,

умений,

навыков

учащихся.

10.Подготовка и проведение предметной недели, олимпиад, конкурсов;

11.Подготовка и участие в районных конференциях, семинарах, в заседаниях

педагогических и методических советов.

В деятельности нашего ШМО выделяются следующие формы работы,

с п о с о б с т ву ю щ и е

во с п и т а н и ю

п ед а го га

с

в ы с о ко й

р а з в и т о й

профессиональной культурой:

-целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их

результатов;

-самостоятельная работа учителя, самообразование;

-открытый урок;

-организация предметных недель;

-организация выставок детского творчества;

-доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим их

показом;

-разработка рекомендаций, инструкций, наглядных пособий;

-участие в семинарах, конференциях;

-наставничество, как передача опыта;

-школа педагогического мастерства.

Цель образовательной программы задает единое направление работы

ШМО, отдельных учителей на основе реализации творческого потенциала

педагогического

коллектива.

Создает

стимул

к

творчеству

обучающихся,

позволяет наметить перспективные создания объединений школьников по

научным

интересам.

Учащиеся

школы

ежегодно

принимают

участие

в

районных предметных олимпиадах, в НПК, где в жесточайшей конкуренции

занимают призовые места.

2

На

первый

план

при

организации

методической

работы

в

образовательном

учреждении

выступают

формы,

связанные

с

совершенствованием

самостоятельной

работы

учителя,

стимулирующие

передачу педагогического мастерства более опытных коллег начинающим

учителям. Знание индивидуальных особенностей преподавателя, уровня его

профессиональной

подготовки

позволяет

определить

пути

и

средства

оказания

ему

необходимой

помощи,

привлечь

его

к

оказанию

помощи

другим.

Более

квалифицированные

педагоги

нашей

школы

оказывают

методическую

помощь

молодым

учителям

в

овладении

обновленным

содержанием

образования

по

гуманитарным

предметам,

в

оптимальном

выборе путей и средств его практической реализации. Разнообразные формы

взаимодействия учителей-практиков с молодыми коллегами можно назвать

по-разному: «Школа молодого учителя» или «Посвящение в профессию». В

результате этого взаимодействия учителя повышают свой профессионализм и

более позитивно относятся к работе в школе.

Результаты

диагностики

труда

учителя,

анализ

тестов,

анкет

и

собеседований используются как основа планирования всей методической

работы в нашем МО.

Учителя, входящие в состав МО, традиционно занимаются, прежде

всего, частной методикой, работой по предмету: разработкой и обсуждением

приемов, методов, методик, технологий обучения детей по тем или иным

темам, которые сами члены сочтут для себя актуальными.

ШМО гуманитарного цикла тесно сотрудничает с другими МО школы,

а

также

при

необходимости

обращается

за

помощью

в

районный

методический

кабинет.

Курсы

переподготовки

можно

пройти

в

ГОИРО

(Гомель), РИВШ (Минск), АПО (Минск). Все члены МО изучают материалы

газет

и

научно-методических

журналов,

так

как

каждому

педагогу

необходимо

самосовершенствоваться,

самообразовываться.

Имеются

свои

публикации методических разработок в газетах и журналах разного уровня.

Педагоги принимают активное участие в методических мероприятиях, НПК,

конкурсах районного, областного, республиканского уровня.

В любом коллективе четко просматриваются

4 группы учителей

(независимо от преподаваемого предмета):

-те, кто хочет и может работать творчески, трудится увлеченно и эффективно-

мастер своего дела;

-те,

кто

работают

добросовестно,

хотят

работать

творчески,

но

пока

испытывают затруднения в достижении этого уровня труда;

-те, кто являются молодыми специалистами;

-те,

кто

не

стремится

к

творчеству,

работает

формально,

а

потому

непрофессионально, неграмотно и неэффективно.

В

том

случае,

если

методическая

работа

ШМО

организована

правильно,

это

способствует

воспитанию

педагогов

с

развитой

профессиональной

культурой,

формированию

организаторских

навыков

у

каждого члена коллектива, а также повышает авторитет ШМО, экономит

3

время руководителей школы, ведет к обогащению членов педагогического

коллектива новыми идеями и практическими предложениями.

Ориентация

на

приоритет

методической

работы

ШМО

оказывает

влияние на результативность работы каждого педагога и на результативность

деятельности всей школы.

Методическая

работа

-

это

систематическая

коллективная

и

индивидуальная

деятельность

учителей

по

повышению

сво его

профессионального

мастерства,

своей

профессиональной

культуры.

Она

способствует

формированию

умений

анализа,

оценки

и

планирования

педагогической

деятельности,

включает

педагогов

в

творческий

поиск

и

распространение педагогического опыта.

4



В раздел образования