Автор: Ласаева Анжелика Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГУО "Средняя школа №2 г. Светлогорска"
Населённый пункт: Гомельская область Республика Беларусь
Наименование материала: статья
Тема: "О роли школьного методического объединения в воспитании педагога с развитой профессиональной культурой"
Раздел: среднее образование
Ласаева Анжелика Анатольевна,
учитель русского языка
и литературы ГУО «Средняя
школа№2 г. Светлогорска»
Гомельской области
Республики Беларусь
О роли школьного методического объединения
в воспитании педагога с развитой
профессиональной культурой
Школьные
методические
объединения
-
это
наиболее
давние,
традиционно добровольные объединения педагогов. Являясь структурным
подразделением
школы,
методическое
объединение
способствует
совершенствованию методического обеспечения образовательных программ,
воспитанию
педагога
с
развитой
профессиональной
культурой,
росту
профессионального мастерства учителя.
Роль МО
в школе достаточно
значительна, так как его участники осуществляют следующую работу:
-проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса;
-вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных курсов
и их учебно-методического обеспечения;
-проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых
преподавателями в учебные программы;
-разрабатывают методические рекомендации для учащихся и родителей по
эффективной реализации учебных программ;
-определяют степень влияния профессиональной деятельности учителей на
результаты образовательной деятельности школы;
-планируют
различные
виды
деятельности
по
повышению
квалификации
педагогов.
ШМО учителей гуманитарного профиля СШ №2, которым я руковожу
12 лет,
ведет методическую работу по предметам белорусский язык и
литература, русский язык и литература, английский язык. Всего 6 педагогов.
Вся
работа
МО
строится
в
соответствии
с
требованиями
стратегических документов МО Республики Беларусь, положения о ШМО.
Основными направлениями деятельности МО являются:
-совершенствование педагогического мастерства;
-повышение профессиональной культуры педагогов;
-организация повышения квалификации;
-изучение нормативных документов;
-изучение методик, методов, технологий обучения, развития и воспитания;
-организация
работы
по
формированию,
изучению,
обобщению
и
распространению опыта.
Содержание работы ШМО вытекает из поставленных задач на учебный
год,
решением
которых
занимаются
все
педагоги.
Деятельность
МО
направлена на достижение цели: развивать творческий потенциал педагогов и
учащихся школы. Включаются разнообразные виды деятельности (сочетание
теоретических
занятий
с
практическими,
взаимодействие
более
опытных
учителей с молодыми, использование в работе как научных достижений, так
и
методических
находок
учителей-практиков.)
Например,
могут
быть
выделены следующие виды деятельности,
широко применяемые в нашей
школе:
1.Заседания МО, посвященные обсуждению нормативно-правовой базы;
2.Семинары с обсуждением новых методик, технологий с обзором новинок
методической литературы;
3.Беседы за «круглым столом» на различные темы;
4.Методические
посиделки,
направленные
на
организацию
учебной
и
внеклассной деятельности;
5.Творческие отчеты;
6.Практические занятия по моделированию уроков разных типов. Проведение
открытых уроков. Анализ и самоанализ уроков;
7.Работа с высокомотивированными, со слабоуспевающими учащимися.
8.Работа
над
формированием
педагогического
опыта
(уроки,
отчеты,
доклады, разработки внеклассных мероприятий);
9.Мониторинговые
исследования
качества
знаний,
умений,
навыков
учащихся.
10.Подготовка и проведение предметной недели, олимпиад, конкурсов;
11.Подготовка и участие в районных конференциях, семинарах, в заседаниях
педагогических и методических советов.
В деятельности нашего ШМО выделяются следующие формы работы,
с п о с о б с т ву ю щ и е
во с п и т а н и ю
п ед а го га
с
в ы с о ко й
р а з в и т о й
профессиональной культурой:
-целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их
результатов;
-самостоятельная работа учителя, самообразование;
-открытый урок;
-организация предметных недель;
-организация выставок детского творчества;
-доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим их
показом;
-разработка рекомендаций, инструкций, наглядных пособий;
-участие в семинарах, конференциях;
-наставничество, как передача опыта;
-школа педагогического мастерства.
Цель образовательной программы задает единое направление работы
ШМО, отдельных учителей на основе реализации творческого потенциала
педагогического
коллектива.
Создает
стимул
к
творчеству
обучающихся,
позволяет наметить перспективные создания объединений школьников по
научным
интересам.
Учащиеся
школы
ежегодно
принимают
участие
в
районных предметных олимпиадах, в НПК, где в жесточайшей конкуренции
занимают призовые места.
2
На
первый
план
при
организации
методической
работы
в
образовательном
учреждении
выступают
формы,
связанные
с
совершенствованием
самостоятельной
работы
учителя,
стимулирующие
передачу педагогического мастерства более опытных коллег начинающим
учителям. Знание индивидуальных особенностей преподавателя, уровня его
профессиональной
подготовки
позволяет
определить
пути
и
средства
оказания
ему
необходимой
помощи,
привлечь
его
к
оказанию
помощи
другим.
Более
квалифицированные
педагоги
нашей
школы
оказывают
методическую
помощь
молодым
учителям
в
овладении
обновленным
содержанием
образования
по
гуманитарным
предметам,
в
оптимальном
выборе путей и средств его практической реализации. Разнообразные формы
взаимодействия учителей-практиков с молодыми коллегами можно назвать
по-разному: «Школа молодого учителя» или «Посвящение в профессию». В
результате этого взаимодействия учителя повышают свой профессионализм и
более позитивно относятся к работе в школе.
Результаты
диагностики
труда
учителя,
анализ
тестов,
анкет
и
собеседований используются как основа планирования всей методической
работы в нашем МО.
Учителя, входящие в состав МО, традиционно занимаются, прежде
всего, частной методикой, работой по предмету: разработкой и обсуждением
приемов, методов, методик, технологий обучения детей по тем или иным
темам, которые сами члены сочтут для себя актуальными.
ШМО гуманитарного цикла тесно сотрудничает с другими МО школы,
а
также
при
необходимости
обращается
за
помощью
в
районный
методический
кабинет.
Курсы
переподготовки
можно
пройти
в
ГОИРО
(Гомель), РИВШ (Минск), АПО (Минск). Все члены МО изучают материалы
газет
и
научно-методических
журналов,
так
как
каждому
педагогу
необходимо
самосовершенствоваться,
самообразовываться.
Имеются
свои
публикации методических разработок в газетах и журналах разного уровня.
Педагоги принимают активное участие в методических мероприятиях, НПК,
конкурсах районного, областного, республиканского уровня.
В любом коллективе четко просматриваются
4 группы учителей
(независимо от преподаваемого предмета):
-те, кто хочет и может работать творчески, трудится увлеченно и эффективно-
мастер своего дела;
-те,
кто
работают
добросовестно,
хотят
работать
творчески,
но
пока
испытывают затруднения в достижении этого уровня труда;
-те, кто являются молодыми специалистами;
-те,
кто
не
стремится
к
творчеству,
работает
формально,
а
потому
непрофессионально, неграмотно и неэффективно.
В
том
случае,
если
методическая
работа
ШМО
организована
правильно,
это
способствует
воспитанию
педагогов
с
развитой
профессиональной
культурой,
формированию
организаторских
навыков
у
каждого члена коллектива, а также повышает авторитет ШМО, экономит
3
время руководителей школы, ведет к обогащению членов педагогического
коллектива новыми идеями и практическими предложениями.
Ориентация
на
приоритет
методической
работы
ШМО
оказывает
влияние на результативность работы каждого педагога и на результативность
деятельности всей школы.
Методическая
работа
-
это
систематическая
коллективная
и
индивидуальная
деятельность
учителей
по
повышению
сво его
профессионального
мастерства,
своей
профессиональной
культуры.
Она
способствует
формированию
умений
анализа,
оценки
и
планирования
педагогической
деятельности,
включает
педагогов
в
творческий
поиск
и
распространение педагогического опыта.
4