Автор: Зубрилина Светлана Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 48
Населённый пункт: Город Ликино-Дулево, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Доклад на родительском собрании на тему:"Театрализованная деятельность - как средство развития мышления ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Доклад на родительском собрании на тему:"Театрализованная
деятельность - как средство развития мышления ребёнка"
Главная цель дошкольного образования — создать все условия для
гармоничного развития ребёнка. В первой (дети 1,5–3 года) младшей группе.
Этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, непривыкших
находится в группе сверстников, а тем более взаимодействовать с ними. И
решить задачу сплочения детского коллектива помогает в том числе и
театрализованная деятельность.
Цели и задачи театрализованной деятельности в младшем дошкольном
возрасте
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)
определена такая миссия театрализованной деятельности для детей младшего
дошкольного возраста:
познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным,
пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);
формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при
подготовке инсценировок);
способствовать развитию творческого потенциала детей;
развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам,
ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои
чувства);
стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с
несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении
сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами
ставят сказку «Репка» на фланелеграфе);
приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не
только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в
инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки,
которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);
воспитывать уважение к этому виду искусства.
Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе
которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Чтобы дети могли
передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, речь,
учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их
чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по
существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры –
драматизации можно назвать творческой игрой.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на
более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку
как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий,
импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой
сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом
освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять
творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним.
Результатом педагогического работы становится обогащение словаря детей,
раскрепощение поведения, появление у дошкольников творческой
активности, мотивов творческой деятельности, потребности в
самовыражении.
Реализация работы по программе:
1.Программа реализуется через кружковую работу.
2.Работу с родителями, где проводятся консультации, беседы, привлечение
родителей к изготовлению костюмов и декораций.
3.Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и
радовать их
своим внешним видом.
4.Содержание занятий по театрализованной деятельности.
Работа по театрализованной деятельности состоит из теоретической и
практической частей. В теоретической части раскрываются задачи, формы и
методы работы, содержание занятий, диагностика, индивидуальная работа с
детьми. По результатам проделанной работы делаются выводы,
предложения, рекомендации для родителей.
Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность
театральной деятельности и включает в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
Игры драматизации.
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
Задания для развития речевой активности.
Игры – превращения («учись владеть своим телом»).
Пальчиковые игры для развития моторики рук.
Упражнения на развитие речи, выразительной мимики.
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации –
жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Привлечение детей к показу кукольных представлений и к совместной
драматизации знакомых сказок.
Работа с родителями
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими
эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребуется
участие родителей.
Для родителей - консультации, советы, рекомендации (интересные и
доступные по содержанию игры, задания, упражнения, для самостоятельного
обыгрывания в домашних условиях).
Индивидуальная работа с детьми.
На индивидуальных занятиях с детьми учить стихи, потешки, научить
отгадывать загадки.
Для развития уверенности в себе организовать театрализованную
деятельность так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя.
Для этого использовать разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роль наиболее робких, застенчивых детей;
- проигрывание ролей в парах.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и
свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения,
в зоне театрализованной деятельности разместить: разные виды кукольного
театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации.
Учитывая поло-ролевые особенности детей, в зоне театрализованной
деятельности разместить оборудование и материалы, отвечающие интересам,
как мальчиков, так и девочек.
Застенчивым детям можно предложить поиграть в следующие игры:
Для снятия мышечного напряжения использовать следующие упражнения:
«Не перепутайте движения», пальчиковый игро-тренинг «Утречко»,
«Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы –
мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания»-
помогают развивать мелкую моторику.
Для обучения детей средствам речевой выразительности использовать
артикуляционную гимнастику: «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим
зубки», «Заводим мотоцикл».
Для развития дикции-игры «Подскажи словечко».
Драматизировать по ролям любое стихотворение «Со мной здоровался
петух!», «Две подружки кошечки встретились на улице» - о чем они могут
говорить на «кошачьем языке?- предложить детям разыграть этот диалог. Две
коровки мама и теленочек пасутся на лугу- о чем они говорят? –
импровизация диалога. Детям это очень интересно, ведь импровизируя они
вовлекают в свою игру всех окружающих и сидящих рядом детей. Так-
робкий становится –общительным, а более активный – должен ждать –
потому, что диалог требует выдержки, внимания, слушать и слышать своего
партнера по диалогу..
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагать детям
закончить «Короткие истории» например:
Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у
меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть
выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности предложить детям:
Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки,
рассказа, мультфильма) по их выбору.
От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю,
волку).
Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и
действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, обращать внимание за тем, чтобы
дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились
находить свои движения, мимику.
Итак, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие
детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр-занятий можно решать
практически все задачи программы и наряду с основными методами и
приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший
материал для полноценного и всестороннего развития малышей
.