Автор: Александров Владимир Аркадьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Моркинский центр физической культуры и спорта"
Населённый пункт: Морки
Наименование материала: Спортивный отбор для выявления одаренных детей в волейболе в условиях сельского лицея
Тема: Спортивный отбор для выявления одаренных детей в волейболе в условиях сельского лицея
Раздел: дополнительное образование
Спортивный отбор для выявления одаренных детей в волейболе в
условиях сельского лицея
Волейбол пользуется большой популярностью у детей и взрослых.
Однако интерес к волейболу будет прочнее и глубже при условии
соответствия индивидуальных особенностей специфике той или иной игры.
В этом случае личные достижения в овладении навыками игры будут более
успешными.
Выбор для каждого человека вида спорта, в наибольшей мере
соответствующего
индивидуальным
особенностям,
составляет
основу
спортивной
ориентации.
Волейбол
рекомендуется
тем
лицам,
индивидуальные
особенности
которых
наилучшим
образом
отвечают
требованиям специфики волейбола.
Спортивная ориентация, прежде всего, связана с задачами массовых
форм физкультурно-спортивной работы с различными слоями населения.
Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации в отношении
волейбола также способствует более эффективной работе по спортивному
отбору.
Спортивный
отбор
в
волейболе
представляет
собой
комплекс
мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем
способностей к игровой соревновательной деятельности и свойствами
организма, обеспечивающими успешное овладение навыками игры, высокую
степень
конкурентоспособности
и
надёжную
эффективность
соревновательной деятельности, выполнение всех требований многолетней
подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор, как таковой, органически
входит в систему многолетней подготовки волейболистов, от её начального
этапа и на всём протяжении, включая команды высших разрядов.
Таким образом, спортивная ориентация и отбор играют большую роль
на всех уровнях системы подготовки волейболистов: массовые формы
занятий, подготовка спортивных резервов, спорт высших достижений.
Спортивная ориентация характерна для массовых форм занятий, спортивный
отбор – для подготовки спортивных резервов и команд высших разрядов.
С учётом целевых установок системы многолетней подготовки
волейболистов в отборе можно выделить такие ступени: первая – начальная
отбор для выявления способностей к волейболу в целом (обобщённо);
вторая
–
определение
перспективности
и
дифференциация
(отбор)
спортсменов по игровым функциям; третья – отбор в команду высших
разрядов; четвёртая – отбор в сборные команды разного уровня и для участия
в соревнованиях.
Одним из важнейших условий успешного функционирования системы
подготовки волейболистов является наличие таких форм организации работы
с волейболистами различного возраста и спортивного мастерства, которые
давали бы возможность в полной мере решать всё многообразие задач:
спортивные секции в общеобразовательной школе, в средних и высших
учебных заведениях, детско-юношеские спортивные школы комплексные и
специализированные, училища олимпийского резерва, команды высших
разрядов, сборные команды, различные учебно-тренировочные сборы и пр.
Все формы должны быть обеспечены кадрами и материально-
финансовыми вливаниями. Важное значение в подготовке имеет управление
подготовкой на всех уровнях многолетнего периода, прежде всего по линии
федераций волейбола, государственных комитетов по физической культуре,
спорту и туризму, участие административных органов различного уровня.
Существенное значение для достижения целей системы подготовки
волейболистов имеют материально-техническая оснащённость и финансовое
обеспечение. Здесь выделяют спортивные сооружения: для проведения
соревнований,
для
проведения
тренировочной
работы;
экипировку
спортсменов: для участия в соревнованиях, для тренировочных занятий;
финансирование.
Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные
волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интегральной,
психологической, теоретической подготовленности отвечали требованиям на
уровне
команд
высших
разрядов
и
обладали
потенциальными
возможностями для достижения в перспективе целей системы подготовки
волейболистов высших разрядов.
Цель
массовых
форм
занятий
волейболом
–
максимально
содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия
физической культурой и спортом широкие слой населения нашей страны,
воспитывать
привычку
к
систематическим
занятиям
физическими
упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.
На начальном этапе подготовки юных волейболистов при выявлении
одарённых детей необходимо учитывать следующие характеристики:
тактическую подготовленность: объём (состав) тактических действий –
индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите; качество
освоения; применяемость в игре; результативность тактических действий в
игре;
техническую подготовленность: объём (состав) приёмов игры; качество
освоения; применимость в игре; эффективность технических приёмов в игре;
физическую
подготовленность:
уровень
развития
физических
способностей, имеющих преимущественное значение для овладения навыкам
игры в волейбол и эффективности игровой, соревновательной деятельности
волейболистов;
морально-волевую подготовленность: свойства личности, мотивация
занятий
волейболом,
типологические
особенности
нервной
системы,
психомоторные качества;
теоретическую
(интеллектуальную)
подготовленность:
уровень
специальных знаний (влияние занятий волейболом на организм человека,
знания в области построения тренировки, самоконтроля т. д.)
интегральную подготовленность: объём (состав) технико-тактических
действий, применяемых в игре (игровой тренировке); эффективность
технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);
морфологические признаки: длину тела, рук и ног, стопы, кисти, массу
тела, состав тела;
функциональные
возможности:
состояние
центральной
нервной
системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечного
аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
возрастной градации волейболистов: возраст на отдельных этапах
систем многолетней подготовки, возраст определения игровой функции,
возраст для начала специализированных занятий волейболом.
Таким образом, при
подготовке юных волейболистов необходимо
учитывать
следующие
характеристики: тактическую
подготовленность:
объём (состав) тактических действий – индивидуальных, групповых и
командных в нападении и защите; качество освоения; применяемость в игре;
результативность
тактических
действий
в
игре;
техническую
подготовленность:
объём
(состав)
приёмов
игры;
качество
освоения;
применимость
в
игре;
эффективность
технических
приёмов
в
игре;
физическую подготовленность: уровень развития физических способностей,
имеющих преимущественное значение для овладения навыкам игры в
волейбол
и
эффективности
игровой,
соревновательной
деятельности
волейболистов; морально-волевую подготовленность: свойства личности,
мотивация занятий волейболом, типологические особенности нервной
системы,
психомоторные
качества;
теоретическую
(интеллектуальную)
подготовленность:
уровень
специальных
знаний
(влияние
занятий
волейболом на организм человека, знания в области построения тренировки,
самоконтроля т.
д.),
интегральную
подготовленность:
объём (состав)
технико-тактических действий, применяемых в игре (игровой тренировке);
эффективность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);
морфологические признаки: длину тела, рук и ног, стопы, кисти, массу тела,
состав тела; функциональные возможности: состояние центральной нервной
системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечного
аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; возрастной градации
волейболистов:
возраст
на
отдельных
этапах
систем
многолетней
подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала
специализированных занятий волейболом.