Напоминание

Спортивный отбор для выявления одаренных детей в волейболе в условиях сельского лицея


Автор: Александров Владимир Аркадьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Моркинский центр физической культуры и спорта"
Населённый пункт: Морки
Наименование материала: Спортивный отбор для выявления одаренных детей в волейболе в условиях сельского лицея
Тема: Спортивный отбор для выявления одаренных детей в волейболе в условиях сельского лицея
Раздел: дополнительное образование





Назад




Спортивный отбор для выявления одаренных детей в волейболе в

условиях сельского лицея

Волейбол пользуется большой популярностью у детей и взрослых.

Однако интерес к волейболу будет прочнее и глубже при условии

соответствия индивидуальных особенностей специфике той или иной игры.

В этом случае личные достижения в овладении навыками игры будут более

успешными.

Выбор для каждого человека вида спорта, в наибольшей мере

соответствующего

индивидуальным

особенностям,

составляет

основу

спортивной

ориентации.

Волейбол

рекомендуется

тем

лицам,

индивидуальные

особенности

которых

наилучшим

образом

отвечают

требованиям специфики волейбола.

Спортивная ориентация, прежде всего, связана с задачами массовых

форм физкультурно-спортивной работы с различными слоями населения.

Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации в отношении

волейбола также способствует более эффективной работе по спортивному

отбору.

Спортивный

отбор

в

волейболе

представляет

собой

комплекс

мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем

способностей к игровой соревновательной деятельности и свойствами

организма, обеспечивающими успешное овладение навыками игры, высокую

степень

конкурентоспособности

и

надёжную

эффективность

соревновательной деятельности, выполнение всех требований многолетней

подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор, как таковой, органически

входит в систему многолетней подготовки волейболистов, от её начального

этапа и на всём протяжении, включая команды высших разрядов.

Таким образом, спортивная ориентация и отбор играют большую роль

на всех уровнях системы подготовки волейболистов: массовые формы

занятий, подготовка спортивных резервов, спорт высших достижений.

Спортивная ориентация характерна для массовых форм занятий, спортивный

отбор – для подготовки спортивных резервов и команд высших разрядов.

С учётом целевых установок системы многолетней подготовки

волейболистов в отборе можно выделить такие ступени: первая – начальная

отбор для выявления способностей к волейболу в целом (обобщённо);

вторая

определение

перспективности

и

дифференциация

(отбор)

спортсменов по игровым функциям; третья – отбор в команду высших

разрядов; четвёртая – отбор в сборные команды разного уровня и для участия

в соревнованиях.

Одним из важнейших условий успешного функционирования системы

подготовки волейболистов является наличие таких форм организации работы

с волейболистами различного возраста и спортивного мастерства, которые

давали бы возможность в полной мере решать всё многообразие задач:

спортивные секции в общеобразовательной школе, в средних и высших

учебных заведениях, детско-юношеские спортивные школы комплексные и

специализированные, училища олимпийского резерва, команды высших

разрядов, сборные команды, различные учебно-тренировочные сборы и пр.

Все формы должны быть обеспечены кадрами и материально-

финансовыми вливаниями. Важное значение в подготовке имеет управление

подготовкой на всех уровнях многолетнего периода, прежде всего по линии

федераций волейбола, государственных комитетов по физической культуре,

спорту и туризму, участие административных органов различного уровня.

Существенное значение для достижения целей системы подготовки

волейболистов имеют материально-техническая оснащённость и финансовое

обеспечение. Здесь выделяют спортивные сооружения: для проведения

соревнований,

для

проведения

тренировочной

работы;

экипировку

спортсменов: для участия в соревнованиях, для тренировочных занятий;

финансирование.

Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные

волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интегральной,

психологической, теоретической подготовленности отвечали требованиям на

уровне

команд

высших

разрядов

и

обладали

потенциальными

возможностями для достижения в перспективе целей системы подготовки

волейболистов высших разрядов.

Цель

массовых

форм

занятий

волейболом

максимально

содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия

физической культурой и спортом широкие слой населения нашей страны,

воспитывать

привычку

к

систематическим

занятиям

физическими

упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.

На начальном этапе подготовки юных волейболистов при выявлении

одарённых детей необходимо учитывать следующие характеристики:

тактическую подготовленность: объём (состав) тактических действий –

индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите; качество

освоения; применяемость в игре; результативность тактических действий в

игре;

техническую подготовленность: объём (состав) приёмов игры; качество

освоения; применимость в игре; эффективность технических приёмов в игре;

физическую

подготовленность:

уровень

развития

физических

способностей, имеющих преимущественное значение для овладения навыкам

игры в волейбол и эффективности игровой, соревновательной деятельности

волейболистов;

морально-волевую подготовленность: свойства личности, мотивация

занятий

волейболом,

типологические

особенности

нервной

системы,

психомоторные качества;

теоретическую

(интеллектуальную)

подготовленность:

уровень

специальных знаний (влияние занятий волейболом на организм человека,

знания в области построения тренировки, самоконтроля т. д.)

интегральную подготовленность: объём (состав) технико-тактических

действий, применяемых в игре (игровой тренировке); эффективность

технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);

морфологические признаки: длину тела, рук и ног, стопы, кисти, массу

тела, состав тела;

функциональные

возможности:

состояние

центральной

нервной

системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечного

аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

возрастной градации волейболистов: возраст на отдельных этапах

систем многолетней подготовки, возраст определения игровой функции,

возраст для начала специализированных занятий волейболом.

Таким образом, при

подготовке юных волейболистов необходимо

учитывать

следующие

характеристики: тактическую

подготовленность:

объём (состав) тактических действий – индивидуальных, групповых и

командных в нападении и защите; качество освоения; применяемость в игре;

результативность

тактических

действий

в

игре;

техническую

подготовленность:

объём

(состав)

приёмов

игры;

качество

освоения;

применимость

в

игре;

эффективность

технических

приёмов

в

игре;

физическую подготовленность: уровень развития физических способностей,

имеющих преимущественное значение для овладения навыкам игры в

волейбол

и

эффективности

игровой,

соревновательной

деятельности

волейболистов; морально-волевую подготовленность: свойства личности,

мотивация занятий волейболом, типологические особенности нервной

системы,

психомоторные

качества;

теоретическую

(интеллектуальную)

подготовленность:

уровень

специальных

знаний

(влияние

занятий

волейболом на организм человека, знания в области построения тренировки,

самоконтроля т.

д.),

интегральную

подготовленность:

объём (состав)

технико-тактических действий, применяемых в игре (игровой тренировке);

эффективность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);

морфологические признаки: длину тела, рук и ног, стопы, кисти, массу тела,

состав тела; функциональные возможности: состояние центральной нервной

системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечного

аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; возрастной градации

волейболистов:

возраст

на

отдельных

этапах

систем

многолетней

подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала

специализированных занятий волейболом.



В раздел образования