Автор: Галина Юрьевна Романенко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: х. Сухой Кут Курганинский район
Наименование материала: Конспект по ознакомлению с природой
Тема: "Весенняя страда 2023г."
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 х. Сухой Кут
Курганинского района Краснодарского края
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе
на тему «Весенняя страда»
Разработала:
Воспитатель
Романенко Г..Ю.
2023г.
Цель: продолжать формировать представления о весенних изменениях в
природе и о весенних полевых работах.
Задачи:
- Продолжать формировать представления детей об особенностях
сельскохозяйственных работ в весенний период.
- Развивать любознательность, инициативу.
- Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.)
- Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским
хозяйством.
Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, презентация « Весенняя
страда», картинки с признаками весны, схема роста зерна, картинки с
отгадками, мяч, пшеница, гречка, рис, овес, ящик для рассады с землей,
фартук на каждого ребенка, совочек или лопатка на каждого ребенка,
клеенка, лейки на каждого ребенка.
Ход занятия:
Дети сидят на стульях, под музыку входит Весна.
Весна: Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед
Я в зеленые листочки
Почки раскрываю,
И посевы поливаю.
Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Весна.
Весна: Вы меня узнали. Конечно, я весна. А кто из вас знает названия
весенних месяцев? Назовите их.
Дети: март, апрель, май.
Весна: Верно, молодцы. Ребята, а вы знаете, что у каждого месяца свои
характерные признаки?
Дети: Да.
Весна: В природе все по - порядку. Но мой весенний озорной ветерок
налетел и перепутал признаки. А мой отец-старик годовик не любит
беспорядок, ребята помогите навести порядок. Сможете?
Перед вами лежат карточки с изображением весны в разные месяцы.
Мы сейчас их внимательно рассмотрим и разложим по порядку
(Дети выбирают, и определяют правильный порядок карточек).
Весна: Ребята, расскажите нам немного о признаках весны.
Дети: Весной солнце начинает светить ярче и согревать воздух, день
становится длиннее, птицы прилетают с юга и т.д.
Весна: Молодцы ребята. Все мои признаки хорошо знаете. А еще весной
начинается весенняя страда. Знаете, что это такое? Весенняя страда — это
тяжелая, напряженная работа весной по подготовке посевных работ в поле.
Весной, как только сойдет с полей снег, основной работой является весенняя
вспашка земли. А знаете, русский народ сложил много пословиц о труде. А
вы знаете пословицы о труде? А вот сейчас я и проверю. Поиграем в игру «Я
начну, а ты закончи».
Я говорю начало пословицы, а кому брошу мяч, тот заканчивает ее.
1. Кто пахать не ленится – У того и хлеб родится.
2 .Горька работа – да хлеб сладок.
3 .Невелик кусок пирога – А стоит много труда.
4 .У кого весной постой – У того амбар пустой.
5 .Много снега – Много хлеба.
6. Хлеб – Всему голова.
7. Солнце землю согрело – Не опаздывай с севом.
8. Хоть хлеба хороши – А пашню паши.
Молодцы, ребята, а вы знаете, что выращивают на полях?
Дети: Ячмень, пшеницу, рожь ….
Весна: правильно. А как, одним словом можно их назвать?
Пшеницу, рожь, ячмень … называют злаковыми растениями, по – другому –
злаки (повторяем хором и индивидуально). Для того чтобы злаки выросли,
необходимо выполнить ряд работ.
Перед вами схемы, на которых изображена последовательность появления
злака. Возьмите каждый по схеме и встаньте друг за другом в той
последовательности, как появляется злак - (вскопать-посадить зерно –
закопать – полить – росток - росток побольше - колос)
Обсуждение схемы.
Физкультминутка «Зернышко»
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал, и расточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (повторить 2 раза)
Весна: Ребята, а вы знаете, какая техника помогает появиться зерну, а потом
- хлебу?
Дети: комбайн, плуг, борона, сеялка, трактор, мельница.
Весна: Молодцы, теперь давайте посмотрим, как работают трактора на
полях.
(Просмотр презентации)
Слайд 1 Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поля выходят
трактора. Весенняя страда.
Слайд 2 Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает
землю.
Слайд 3 Затем трактор боронит землю железными зубьями бороны.
Слайд 4 Когда земля готова к посеву, к трактору цепляют сеялку. Из сеялки
семена равномерно падают на землю в бороздки.
Слайд 5 Обработка посевов. Опрыскивают растения подкормкой для
лучшего роста, а также обрабатывают от вредителей.
Слайд 6 Посмотрите, какие семена падают в землю. Они делятся на зерновые
и зернобобовые культуры. Зерновые - это растения, дающие зерно –
пшеница, рожь, овес, рис, гречиха, просо.
Слайд 7 Зернобобовые культуры — это горох, соя, фасоль, бобы.
Слайд 8 Агрономы-специалисты сельского хозяйства - знают, когда и какие
сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от
того, как пройдет весенне-полевая компания. Ведь недаром старая
крестьянская мудрость гласит: весенний день - год кормит.
Весна: Вот мы и посмотрели презентацию. А теперь, давайте проверим,
какие вы внимательные.
Я буду загадывать загадки, а вы находить отгадку на картинке
(картинку берут индивидуально)
1. Корабль великан не по морю плывет.
(комбайн)
3. Едет конь стальной рычит
Корабль великан по земле идет
Сзади плуги волочит.
Поле пройдет – урожай соберет.
(трактор)
(комбайн)
2. Железный нос в землю врос,
Роет, копает,
(плуг)
4 В поле едет на спине,
Землю разрыхляет.
А по полю на ногах.
(борона)
5 На горе, горушке стоит старушка,
Крыльями машет, хлеба просит.
(мельница).
6 Ходит в поле коровушка –
Саженый язычок,
Режет травушку коровушка,
Под самый корешок.
(сенокосилка)
Молодцы, все загадки отгадали. Скажите, как зовут человека, который
работает:
- на комбайне – комбайнер,
- на тракторе – тракторист,
- на сеялке – сеяльщик,
- на мельнице – мельник,
- на сенокосилке – сенокосильщик.
А как можно назвать их одним словом? (ответы детей)
Их называют земледельцами (повторяем слово хором и индивидуально).
А давайте поиграем в игру
«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Я буду показывать действие, а все остальные попробуют повторить и
угадать, что мы делали:
- сеют
- поливают
- собирают колосья
- едут на машине
- месят тесто
- пекут пироги
Весна: труд земледельцев трудный и важный для всех нас. Каждый из
земледельцев вкладывает частичку своего труда для того, чтобы выросли
злаки, из которых потом пекут хлебные изделия. А какие изделия из муки вы
знаете? (ответы детей)
Весна: Мы сажаем только отборное зерно. Давайте мы отберем отборное
зерно для посадки и посадим. Предлагаю надеть фартуки и взять каждому
необходимое оборудование.
(Дети отбирают пшеницу из разных круп и сажают).
А посмотрите, во что мы будем сажать (сажаем в ящик для рассады)
Весна: Закончили ребята. Молодцы ребята. Вот посмотрите, какие колосья
должны получиться.
Весна: Ну а теперь ребята нам пора прощаться, но мы с вами встретимся ещё
на улице, в огороде и саду. До новых встреч!