Автор: Пешкова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ГБОУ АО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №15
Населённый пункт: г.Северодвинск, архангельская область
Наименование материала: Конспект внеклассного занятия
Тема: Познавательная игра «Грамотейка»
Раздел: начальное образование
Конспект внеклассного занятия
Познавательная игра «Грамотейка»
Цель урока: расширять знания обучающихся в области русского языка,
развивать интерес к изучению русского языка, умение правильно писать
глаголы в неопределённой форме, подбирать слова близкие и
противоположные по значению к глаголам.
Задачи: совершенствовать навыки правописания изученных орфограмм по
теме: «Глагол».
Коррекционные: активизация словесно-логического мышления, развитие
памяти, внимания, речи.
Воспитательные: воспитание мотивации учения.
Оборудование: таблицы-схемы, раздаточный дидактический материал.
Ход урока
1. Оргмомент
Психологический настрой на урок.
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
2. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а в форме игры «Грамотейка». Мы
будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку.
Сегодняшняя игра поможет вам в достижении того чудесного и
таинственного, что прячется за словами «русский язык». Ведь русский язык-
это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Работать будем не
только с заданиями, но и с «хитрыми» вопросами, которые послужат
весёлыми паузами в игре.
На уроке в игровой форме мы восполним правила написания слов с
различными орфограммами, изученными в разделе «Глагол», будем учиться
их правильно писать и употреблять в нашей речи. Это и будет целью урока.
Итак, начинаем познавательную игру «Грамотейка».
Вы, ребята, будьте внимательны, не надейтесь на лёгкий успех.
Вспоминайте все, что мы изучали. Отвечайте правильнее всех.
I этап
Интеллектуальная разминка.
Угадай предмет или явление по глаголам движения.
Струится, вьётся, валит - дым.
Кружится, падает, идёт - снег.
Восходит, поднимается, заходит – солнце.
Бежит, течёт, извивается – ручей.
Порхает, вьётся, садится – бабочка.
Идёт, льёт, капает – дождь.
Крадётся, рыщет, гонится – волк.
Скачет, несётся, прыгает – заяц
2 этап «Заставь предметы действовать»
Подбери к именам существительным несколько подходящих по смыслу
глаголов.
Воробей – прыгает, летает, чирикает.
Мяч – летит, подскакивает, катится.
Цветок – пахнет, распускается, расцветает.
Солнышко – светит, греет, заходит.
Мама – обнимает, ласкает, радуется.
Самолёт – взлетает, приземляется, гудит.
Курица – кудахчет, ищет, несётся.
Рыба – плавает, плещется, резвится.
3 этап «Вернись обратно».
Подбери противоположные по смыслу глаголы.
Выбежал - забежал.
Вылетел – прилетел.
Приплыл – уплыл.
Уехал – приехал.
Заполз – выполз.
Залез – вылез.
Завезёт – привезёт.
4 этап «Выбери глаголы».
Выбери глаголы, которые обозначают хорошие поступки.
Дерётся, помогает, утешает, защищает, обманывает, дружит, оберегает,
жалеет, насмехается, поддерживает, заботится, уважает, уступает,
ябедничает, спасает, хвастает, выращивает, ухаживает.
5 этап «Допиши словечко».
1) Осторожная лисица подошла к ручью на(питься).
2) Если только не лениться, можно многого (добиться).
3) На острове Смеха легко оказаться.
Просто вам надо, друзья, за(смеяться).
4) В парикмахерской сижу, молча в зеркало (гляжу).
5) Веселит нас летний дождь:
В лес пойдешь – грибы (найдёшь).
6 этап «Глаголы, близкие по значению».
К данным глаголам подбери близкие по значению. Ставь их в
неопределённой форме.
Зябнуть – мёрзнуть.
Наблюдать – смотреть.
Орать – кричать.
Беречь – охранять.
Трудиться – работать.
Мыслить – думать.
Молвить – сказать.
Сочинять – придумывать.
Плясать – танцевать.
Дремать – спать.
Вертеть – крутить.
III. Заключительная часть. Итог урока.
1) Какую тему мы сегодня повторяли?
2) На какие вопросы отвечают глаголы?
Вот и подошёл к концу наш урок-игра.
Много нового и интересного вы узнали на уроке и себя показали. Ведь
недаром в пословице говорится: «Учиться – всегда пригодится».
Подведение итогов. Объявление победителей.