Автор: Карасова Заира Азаматовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Руслан"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Функционирование клуба для родителей детей раннего возраста, как форма оказания помощи в решении возникающих трудностей воспитания детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Руслан»
Выступление на городском методическом объединении
на базе МАДОУ ДС КВ «Золотой петушок»
«Создание условий для организации адаптации детей раннего возраста в
условиях образовательной организации»
По теме: « Функционирование клуба для родителей детей раннего
возраста, как форма оказания помощи в решении возникающих
трудностей воспитания детей»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ ДС КВ «Руслан»
Карасова Заира Азаматовна
Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные
учреждения, самыми главными мастерами,
формирующими разум, мысли малышей,
являются мать и отец.
В.А. Сухомлинский
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами
системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания
подрастающего поколения.
За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов,
обоснованы направления этой политики. Среди них – «Декларация прав ребенка» (1959г),
основной тезис которой – «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет».
«Конвенция о правах ребенка» (1989г.) не только развивает, но и конкретизирует
положения
Декларации.
Ее
важнейший
правовой
принцип
–
признание
ребенка
полноценной и полноправной личностью. Последние годы в России характеризуются
возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для
детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям.
Такое
положение
дел
в
дошкольном
образовании
непосредственно
связано
с
возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей,
раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе,
а также с изменениями в самом школьном образовании.
Таким образом, возникает осознанная необходимость для внедрения эффективных
технологий в работе с родителями, способных осуществлять сближение детей, родителей
и ДОУ.
В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет себя с семьей. Для
ребенка дошкольного возраста существует лишь окружение, которое и определяет его
поведение. Таким образом, решающим фактором развития личности ребенка является
обстоятельства жизни и семейное воспитание.
Семья – это многогранная система, в которой существует не только взаимодействие в
диаде «родители – ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.
Семья – это та среда, в которой у ребенка формируются представления о себе – Я-
концепция, - где он принимает первые решения относительно себя и где начинается
развитие его социальной природы. Обладая огромными воспитательными возможностями,
семья способна воздействовать на человека в течение всей его жизни.
Сегодня общепризнано, что именно родитель обеспечивает ту среду, в которой ребенок
может получить полноценное развитие на ранних стадиях онтогенеза. Однако, для того,
чтобы
полноценно
выполнить
свою
миссию,
родителю
необходима
поддержка
специалистов, прежде всего, психологов и педагогов. К сожалению, в России отсутствует
специальная служба образования родителей.
Родители и воспитатели должны всегда помнить, что и те и другие ответственны за
воспитание детей, ответственность они несут совместно, и поэтому обязаны помогать
друг другу в общем деле воспитания молодого поколения.
Планируя работу с родителями, работники дошкольного учреждения следует учитывать,
что воспитание ребенка – очень сложное дело. Оно может дать прекрасные результаты
только тогда, когда все взрослые члены семьи (и в первую очередь родители) и работники
дошкольного
учреждения
действуют
согласованно,
находятся
в
постоянном,
живом
общении, ставят перед собой одни и те же цели, пользуются одними и теми же методами.
Анализируя
проблемы, по
которым
родители чаще
всего
консультируются у
специалистов детского сада, пришли к выводу, что в первую очередь в помощи нуждаются
молодые
семьи,
не
имеющие
опыта
воспитания
детей.
Данная
категория
родителей
ответственно относится
к выполнению данной функции, но испытывает различные
трудности.
В связи с этим возникла идея придумать форму вовлечения мам и пап в обучение и
воспитание их собственных детей. С
целью получения уровня знаний педагогов и
родителей
в
вопросах
адаптации,
развития
воспитания
и
обучения
детей
младшего
дошкольного возраста, оказания практической помощи в решении возникающих проблем
родителям детей,
посещающие
ДОУ. В связи с актуальностью данного вопроса был
создан клуб «Семейная академия».
Наш опыт по работе с родителями показал, что основная цель работы заключается в
том, чтобы дружными, объединенными усилиями правильно воспитывать ребенка. Все
лучшее, что получает ребенок в семье, надо сделать достоянием и детского сада, и все
лучшее, что приобретает в детском саду, должно находить продолжение
и опору в
условиях жизни и воспитания ребенка в семье.
Опыт сотрудничества с семьями воспитанников показывает, что родители меняют
позицию.
Они
уже
не
зрители
и
пассивные
слушатели,
а
активные
участники
воспитательно - образовательного процесса. В работу родительского клуба заложено:
общение
с
родителями
на
основе
диалога,
открытость,
искренность,
отказ
от
критики и оценки;
помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны педагогов, так и со стороны
родителей;
педагоги и родители партнеры в воспитании и обучении ребенка.
Привлечение родителей к активному участию в жизни группы – все эти средства при
умелом применении нами, педагогами
успешно служат сближению детского сада с
семьей,
объединению
их
на
почве
общих
интересов.
В
практике
нашей
работы
с
родителями все эти средства применятся в сочетании друг с другом.
Какими должны быть заседания клуба?
Комфортная,
непринужденная
обстановка,
уютная
атмосфера,
использование
современных методик с опорой на классические основы педагогики . Используются
методы
и
приемы,
которые
активизируют
внимание
родителей,
создают
особенный
доброжелательный настрой . Это помогает родителям в осознании творческой природы
воспитания,
в
решении
задач
коррекции
внутрисемейных
отношений,
улучшить
отношения с детьми. Благодаря этому, мы добились высокой явки родителей.
Методы и приемы :
- решение проблемных задач семейного воспитания;
- обсуждение разных точек зрения на вопросы;
- ролевое проигрывание семейных ситуаций;
- решение педагогических задач;
- анализ поведения ребенка родителями;
- просмотр видиофильмов с режимными моментов детей, с записью занятий ( это
актуально особенно в младших группах, где родители не могут посещать занятия);
-сюрпризные моменты;
- анкетирование, памятки;
- игровые и тренинговые задания;
- вручение грамот и призов;
- выполнение практических заданий всеми родителями;
- совместная работа родителей вместе с детьми.
Постепенно в результате совместной работы с родителями складываются доверительные
отношения.
Именно
это
взаимодействие
позволяет
родителями
осознать,
что
они
нуждаются в помощи. Теперь они принимают наши советы как поддержку, а не как
посягательство на свои права.
Совместная работа воспитателей, психолога, социального педагога и родителей привела
к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей.
Для проведения таких встреч с родителями немаловажно место, где проходят встречи.
Оформление и атмосфера интерьера должны быть максимально приближены к теме
встречи. К каждой встрече все специалисты и педагоги готовят свой раздаточный материал
в виде памятки, анкет, мини- выставок и др.
Диагностика эмоционального состояния детей, анкетирование, индивидуальные
беседы с родителями, опрос детей позволяют сделать вывод, что дети чувствуют в детском
саду
себя
комфортно.
Совместная,
целенаправленная
работа
детского
сада
и
семьи
способствует созданию единого образовательного пространства.
Ожидаемым результатом работы родительского клуба является:
- высокая посещаемость родителями заседания клуба;
- участие родителей в конкурсах, выставках, развлечениях проводимых в детском
саду;
- осознание отношение родителей к воспитательной деятельности , анализировать
собственные ошибки.
Основные этапы организации клуба:
разработка положения о клубе;
изучение социального статуса семей;
определение вопросов, которые интересуют родителей, через анкетирование, беседы;
определение заседания клуба ( 1 раз в месяц) и их продолжительность ( 1 час).
Мы считаем, что наша работа по вовлечению родителей в жизнь малыша не только
дома, но и в детском саду, помогают им:
преодолевать авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
относится к ребенку как к равному;
понять, что не допустимо сравнить его с другими детьми, если он что-то сегодня
лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту;
знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к
эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Данное
построение
работы
направлено
на
преодоление
препятствий
и
обновление
взаимодействия
ДОУ
с
семьей.
Она
призвана
обеспечить
освоение
новой
парадигмы
общественно-семейного
взаимодействия,
умение
осуществлять
личностно
ориентированный,
дифференцированный
подход
во
взаимодействии
с
семьями
воспитанников,
овладение
приемами
развивающего
педагогического
взаимодействия.
Система общественно-семейного взаимодействия направлена на оказание помощи
семье в выполнении, прежде всего, воспитательной функции на всех стадиях родительства
(принятие решения о рождении ребенка, беременность, период становления родительства,
период
зрелого
родительства,
период
постродительтва
–
принятие
роли
бабушки
и
дедушки) и простраивается в соответствии с этапами жизненного цикла семьи и возрастом
ребенка.
Современный детский сад XXI века, как часть системы непрерывного образования
личности должен удовлетворять разнообразные интересы детей и родителей во всех
сферах жизнедеятельности. Мы уверены, что наш клуб «Семейная академия» является
социально
–
значимым.
Он
необходим
для
решения
вопроса «эффективного
родительства».
Приложение
План работы
Клуба «Семейная академия»
№
п\
п
Тема
Месяц
Ответственные
1
Организационная
встреча.
Знакомство с планом работы
клуба. Заключение договоров
о сотрудничестве.
Сентябрь
Заведующий,
зам.заведующего по ВМР
соц.педагог
2
Презентация
ДОУ
(«День
открытых дверей»)
Октябрь
Заведующий,
зам.заведующего ВМР
3
Телефон доверия
Октябрь
Соц. педагог,
медицинская сестра
4
Круглый
стол
«Адаптация
ребенка к ДОУ»
Ноябрь
Педагог-психолог,
зам.заведующего
5
Телефон доверия
Ноябрь
Соц. педагог,
педагог-психолог
6
Семинар-практикум
«Игры
по интересам»
Декабрь
Педагог-психолог
социальный педагог
7
Семинар-практикум
«Здоровье
и
физиче ско е
развитие детей»
Январь
Медицинская сестра,
инструктор ФИЗО,
8
П р а к т и ч е с к и е
з а н я т и я
«Волшебная кисточка»
Январь
Воспитатель по ИЗО
9
Д и с к у с с и я
н а
т е м у :
«Нравственное
воспитание
малыша»
Февраль
Педагог-психолог,
соц. педагог
10
Телефон доверия
Февраль
Учитель-логопед,
зам.заведующего по ВМР
11
Тренинг
«Права
маленького
ребенка»
Март
Соц. педагог,
зам.заведующего ВМР
12
Телефон доверия
Март
Педагог-психолог,
медицинская сестра
13
Семинар-практикум «Учимся
правильно говорить»
Апрель
Учитель-логопед,
социальный педагог
14
Круглый
стол
«Подведение
итогов»
Апрель
Заведующий ДО
социальный педагог
Положение
о клубе «Семейная академия»
Г.Новый Уренгой
I.
Общее положение
1.
Клуб
является
дополнительным
компонентом
воспитательного
процесса,
где
родители и педагоги детского саде могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в
дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт,
интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
2.
Работа клуба осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми аспектами в
сфере образования РФ, законов об обеспечении защиты прав и развития детей.
3.
Заведующий детского сада в соответствующем распоряжении закрепляет за каждым
специалистом определенное направление работы.
4.
Участниками
клуба
являются
воспитатели,
учитель-логопед,
воспитатель
ИЗО,
инструктор
ФИЗО,
музыкальные
руководители,
педагог-психолог,
медицинская
сестра,
родители воспитанников.
5.
Основными
принципами
работы
клуба,
являются
открытости,
паритетности,
добровольности,
развивающего
диалога,
конфиденциальности,
индивидуального
подхода,
системности, активности и деятельности, постоянства обратной связи, преемственности.
II.
Основные направления клуба
1.
Пропаганда положительного семейного воспитания.
2.
Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.
3.
Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста
4.
Оказание помощи семье в выполнении, воспитательной функции на всех стадиях
родительства
III.
Содержание работы клуба
Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:
сформировать позитивную установку родителей на материнство и отцовство;
достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;
родителям и другим членам семьи принять и реализована личностно-
ориентированная позицию в воспитании детей;
сформировать оптимальные детско-родительские отношения;
Задачами клуба являются:
изучить динамику детско-родительских отношений и развития ребенка в условиях реализации
новых форм общественно-семейного взаимодействия.
убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием
всестороннего развития детей;
познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии и
педиатрии;
педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника;
популяризировать деятельность детского сада.