Автор: Веселова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Азеевская средняя школа"
Населённый пункт: с.Азеево Рязанская область
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку 6 класс
Тема: "Урок-экскурсия по теме "Имя числительное"
Раздел: среднее образование
-
«
». ( 6
Конспект урока экскурсии по теме
Имя числительное
)
класс
Цели: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме
«Имя числительное»;
закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена
числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы
русского языка;
развить творческие способности учащихся: быстроту реакции,
ассоциативность мышления, речь, зрительную память, смекалку;
воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Оборудование: семь корон, вырезанных и склеенных из плотных листов
белого картона; разноцветные фломастеры для различных надписей на них;
один лист ватмана, на котором нарисована схема маршрута экскурсии по
королевству «Имя числительное».
Ход урока
1.
Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.
-Сегодня
мы
совершим
увлекательную
экскурсию
в
раздел
"Морфология" по большому королевству "Имя числительное", в
процессе которой выясним обобщенное значение, грамматические
признаки и функционирование в разнообразных предложениях данной
части речи, а также пополним свой лексический запас. Я на некоторое
время стану вашим экскурсоводом, а вы — непосредственными и
активными участниками импровизированной экскурсионной группы».
2.
Представление
главных
действующих
персонажей.
Учитель-
экскурсовод:
—
Познакомьтесь
с
главными
героями
нашей
экскурсии
—
количественное
числительное,
порядковое
числительное,
простое
числительное,
составное
числительное,
дробное
числительное,
собирательное числительное и числительное,
которое обозначает целое
число. Давайте поприветствуем их!
(Когда
учитель
начинает
перечислять
различные
разделы
имен
числительных, на середину аудитории поочередно выходят семь учеников,
обучающихся в этом же классе, на головах которых надеты небольшие
короны, сделанные из белого картона, с соответствующими их названиям
разноцветными надписями на них.)
3.
Непосредственно экскурсия. Выполнение устных и письменных
заданий в ходе нее.
Учитель-экскурсовод:
—
Уважаемые участники экскурсионной группы! Сначала обратите свое
внимание на эту красочную схему маршрута нашей экскурсии, которая висит
на
самом
входе
в
удивительное
королевство
под
названием
«Имя
числительное».
На доску прикреплена схема (см. ниже), нарисованная на стандартном листе
ватмана разноцветными фломастерами.
Числительное — часть речи, обозначает число, количество предметов, их
порядок при счёте;
—
сколько? какой? (какая? какое? какие?);
—
количественные и порядковые;
—
количественные: числительные, которые обозначают целые числа;
собирательные; дробные;
—
простые и составные;
—
изменяются по падежам;
—
подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.
Учитель-экскурсовод:
—
Итак, сначала мы посетим одну из областей королевства «Имя
числительное» под названием «Количественные числительные». Представит
нам его один из жителей этого государства.
В середину класса выходит ученик, у которого на голове корона с яркой
надписью «Количественные числительные», и выразительно читает наизусть
следующий текст одной всем известной русской народной песенки, а затем
объясняет: «Сеть тяну, Рыбу ловлю. Попало немало: Семь окуней, Пятьдесят
карасей, Один ершок — И того в горшок. Ухи наварю, Всех ребят
накормлю».
—
Здесь именами числительными являются слова «семь», «пятьдесят»,
«один». Все они обозначают количество предметов (в данном случае — рыб)
и отвечают на вопрос сколько? Следовательно, они относятся к разряду
количественных
числительных.
В
предложении
вместе
с
именами
существительными «окуней», «карасей», «ершок» образуют словосочетания,
которые являются одним членом предложения. Все они — подлежащие.
Учитель-экскурсовод:
—
Но в этом царстве есть еще одна область, которая называется
«Порядковые числительные».
Затем на середину класса выходит другой ученик в короне «Порядковые
числительные» и выразительно читает наизусть отрывок из русской
народной песенки, после этого комментируя: «У бабушки козел, У
Варварушки седой; Он под печкой живал, Все сухарики едал. Отпросился
козел У бабушки на часок — Погулять во лесок: — Уж ты, бабушка, Ты,
Варварушка! Ты пусти, пусти в лесок На единственный часок! Я семь волков
убью, Тебе шубу сошью, А восьмого убью — Воротник пришью».
—
В этом отрывке из русской народной песенки слово «восьмого»
является именем числительным. Оно обозначает порядок предметов
(в
данном случае — волков) при счете и отвечает на вопрос какого?
Следовательно, относится к порядковым числительным. В предложении
является определением. А числительное «семь» принадлежит к области
количественных числительных, потому что обозначает количество предметов
(волков) и отвечает на вопрос сколько? В предложении вместе с именем
существительным «волков» образует словосочетание, которое является
одним членом предложения — дополнением.
Учитель-экскурсовод:
—
А волшебная область «Количественные числительные», в свою
очередь, территориально подразделяется на три необыкновенных города —
«Числительные, которые обозначают целые числа», «Собирательные
числительные» и «Дробные числительные». Давайте заочно посетим их и
для этого передадим слово их представителям, которые живут там.
После этих слов на середину класса выходит третий по счету ученик, у
которого на голове корона с надписью «Числительные, обозначающие целые
числа», и выразительно читает наизусть следующую русскую народную
считалку:
«Шла бабушка с заморья, Несла кузовок. В том кузовочке Лежали грибочки,
Кому — гриб, Кому — два, А тебе, дитятко, Весь кузовок».
—
Здесь
слово
«два»
является
именем
числитель-ным,
так
как
обозначает количество предметов (грибов) и отвечает на вопрос сколько?
Кроме того, оно относится к разряду количественных числительных,
обозначающих целые числа. В предложении является дополнением.
Далее на середину класса выходит другой ученик, у которого на голове
корона с надписью «Собирательные числительные». Он выразительно читает
наизусть слова из русской народной песенки:
«Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Выпал беленький
снежок, Ехал Ванюшка-дружок. Ехал Ваня, поспешал, С ворона коня упал.
Он упал, упал — лежит, Никто к Ване не бежит... Таня с Маней увидали —
Прямо к Ване подбегали. Прямо к Ване подбегали Да за обе руки брали. Они
брали, поднимали, На коня его сажали, В путь-дорогу провожали: — Как
поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!»
—
В этой русской народной песенке слово «обе» является именем
числительным, отвечающим на вопрос сколько? и обозначающим несколько
предметов как одно целое. Поэтому оно относится к разряду собирательных
числительных. В предложении является обстоятельством.
Потом на середину класса выходит следующий школьник в короне «Дробные
числительные» и обращается к участникам экскурсионной группы со
следующими словами:
—
Однажды утром маленькая принцесса, живущая в необыкновенном
сказочном городе под названием «Дробные числительные», вошла в большой
зал своего прекрасного дворца, две третьих которого занимал шикарный
белый рояль.
Позанимавшись музыкой, девочка отправилась в красивый
зеленый сад, на ту его одну вторую часть территории, где росли огромные
кусты красных и белых роз.
—
Здесь слова «две третьих» и «одну вторую» явля-ются дробными
именами числительными, потому что они состоят из двух частей, одна из
которых называет числитель дроби и относится к разряду количественных
числительных (две, одну), а другая называет ее знаменатель, представляя
разновидность порядковых числительных (третьих, вторую). В предложении
являются обстоятельствами.
Учитель-экскурсовод:
—
Кроме того, все это загадочное царство «Имя числительное» имеет
два отдельных самостоятельных княжества, именуемых «Простыми
числительными» и «Составными числительными». Давайте познакомимся и
с ними.
Ученик, носящий на голове корону с надписью «Простые числительные»,
выразительно читает наизусть отрывок из следующей русской народной
песенки: «Долгоногий журавель На мельницу ездил, На мельницу ездил,
Диковинку видел, Ай-люли, ай-люли, Диковинку видел: Две сороки-
белобоки Пошли танцевать, Ай-люли, ай-люли, Пошли танцевать».
—
Здесь «две» является количественным именем числительным, так как
обозначает количество предметов (сорок-белобок), целых чисел и отвечает
на вопрос сколько? А в связи с тем, что оно состоит всего лишь из одного
слова, то относится к простым числительным. В предложении вместе с
именем существительным «сороки- белобоки» образует словосочетание,
являющееся одним членом предложения — подлежащим.
Учитель-экскурсовод:
—
Дорогие экскурсанты! Обратите внимание! Вот здесь располагается
чудесное княжество под названием «Составные числительные».
Затем
в
середину
класса
выходит
учащийся
в
короне
«Составные
числительные», и загадывает остальным участникам экскурсии русскую
народную загадку и позже дает следующие объяснения: «Не шит, не кроен, А
весь в рубцах. Семьдесят, семь одежек, А все без застежек».
—
Здесь
«семьдесят
семь»
является
количественным
именем
числительным, так как обозначает число, коли-чество предметов (одежек)
и отвечает на вопрос сколь-ко? Также оно относится к разряду составных
количественных числительных, потому что состоит из двух слов. В
предложении
вместе
с
именем
существительным
«одежек»
образует
словосочетание,
которое
является
одним
членом
предложения
—
подлежащим.
Учитель-экскурсовод:
—
А сейчас мы посмотрим и убедимся, как поняли и хорошо ли усвоили
полученную
информацию
наши
дорогие
участники
экскурсии.
Вы
записываете под диктовку различные тексты, а затем объясняете, какие
слова в них относятся к именам числительным, какие они — количественные
или порядковые, собирательные, дробные или обозначающие целые числа,
простые или составные, а также какими членами предложения они являются
и
в
каком
падеже
употребляются
в
данном
случае.
Докажите
и
аргументируйте свои ответы.
Учитель диктует, один ученик записывает на доске, а остальные школьники
— в своих тетрадях русскую народную загадку:
«Четыре брата бегут —
Друг друга не догонят». (Колеса)
Учащиеся отгадывают загадку, затем комментируют и объясняют:
—
Слово «четыре» является именем числительным, так как обозначает
число, количество братьев и отвечает на вопрос сколько? Относится к
разряду количественных числительных, простое, обозначает целое число. В
предложении вместе с именем существительным «братья» образует
словосочетание,
которое
является
одним
членом
предложения
—
подлежащим. В данном случае употреблено в именительном падеже.
Далее другой ученик выходит к доске, остальные дети записывают в своих
тетрадях отрывок из русской народной песенки:
«— Заинька, не видал ли кого? Серенький, не видал ли кого? — Видел,
видел, парень мой, Видел, видел, милый мой: Три девицы хороши,
Красавицы пригожи».
Ответ учеников:
—
«Три» — имя числительное, так как обозначает число, количество
девиц и отвечает на вопрос сколько? Относится к разряду количественных
числительных, обозначающих целые числа. Простое, потому что состоит из
одного слова. В предложении вместе с именем существительным «девицы»
образует словосочетание, которое является одним членом предложения —
подлежащим. В данном случае стоит в именительном падеже.
Затем учитель диктует русскую народную потешку, один ученик работает у
доски, все остальные — в своих тетрадях:
«— Федул, что губы надул?
—
Кафтан прожег.
—
Велика ли дыра?
—
Один ворот остался».
Ответ учеников:
—
«Один» — имя числительное, так как обозначает количество предметов
и отвечает на вопрос сколько? Относится к разряду количественных
числительных, обозначающих целые числа. Оно простое, потому что состоит
только из одного слова. В предложении вместе с именем существительным
«ворот»
образует
словосочетание,
которое
является
одним
членом
предложения — подлежащим. В данном случае употреблено в именительном
падеже.
4. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока-экскурсии. На
заключительном этапе учитель предлагает ученикам теперь уже самим
перечислить признаки имени числительного, опираясь на данную схему, а
также обобщить, что нового они сегодня узнали об этой части речи.
Ответ учеников:
—
Имя числительное — это часть речи, которая обозначает число,
количество предметов или их порядок при счете. Отвечает на вопросы
сколько? или какой? какая? какое? какие? Все имена числительные делятся
на количественные и порядковые. Количественные, в свою очередь,
подразделяются на числительные, которые обозначают целые числа, дробные
и собирательные. Кроме того, имена числительные бывают простыми
(состоящими из одного слова) и составными. Изменяются по падежам. Могут
быть разными членами предложения.