Автор: Семенихина Наталия Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 55
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: Конспект занятия по финансовой грамотности
Тема: Что такое деньги и для чего они нужны
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Что
такое деньги и для чего они нужны»
Автор: Семенихина Наталия Леонидовна
Организация: МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида»
Населенный пункт: г. Орел
Цель: познакомить детей с понятием «деньги», «монета», «банкнота»,
закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Образовательные :
- познакомить детей с деньгами, их предназначением;
-закрепить понятия «деньги», «купюра», «банковская карта», «монета».
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к финансовой грамотности;
-создать условия для развития логического мышления, сообразительности,
внимания;
- развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику;
- способствовать формированию мыслительных операций, умению
аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности;
- воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к
деятельности экономического характера.
- воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: целеустремлённость,
сосредоточенность, любознательность.
Предварительная работа: беседа о деньгах, просмотр презентации
«История денег», чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»,
сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Семья, рассматривание купюр
и монет.
Оборудование и материалы: картинки с изображением Мухи-Цокотухи,
бумажные банкноты, монеты, пластиковые карты, копилка; бумажные
заготовки для изготовления денег, цветные карандаши, игровое поле и
карточки для дидактической игры «Да – нет», мяч для игры «Для чего нужны
деньги».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю я вам «Привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.
2. Основная часть:
Воспитатель: показывает картинку Мухи – Цокотухи. Ребята, посмотрите на
картинку, кто это?
Дети: Это Муха – Цокотуха.
Воспитатель: Давайте вспомним первые строчки этого произведения:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Воспитатель: Что нашла Муха?
Дети: Денежку.
Воспитатель: Ребята, что такое деньги?
Дети: Это то, на что мы покупаем товары в магазине.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру» Для чего нам нужны
деньги?»Вы встанете в круг, а я по очереди буду бросать вам мяч, и тот, у
кого мяч окажется в руках будет называть, для чего нужны нам деньги.
(Воспитатель проводит игру и опрашивает детей по очереди)
Если дети указывают не все значения денег, воспитатель может предложить
решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
-Если мы едем в автобусе, мы платим?
-Если бы захотели поесть и пошли в кафе, мы платим? И т.д.
Воспитатель: Хорошо. Ребята, а какие бывают деньги? Знаете?
Дети: Бумажные и металлические.
В - ль: Ребята, вам интересно, что лежит в копилке? Давайте посмотрим
вместе. ( снизу открывается копилка и рассматриваются сначала монеты)
-Это что такое? Правильно, монета. Что вы можете рассказать о монете?
(если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им)
-Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и
позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак.)
-Какие монеты вы знаете?
(дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует
данную монету всем детям)
-Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось, давайте достанем
(воспитатель достаёт купюру)
-Как можно назвать такие деньги?
-Купюры. А какие они?
-Бумажные, прямоугольные, шуршат ( можно продемонстрировать
шуршание купюрой)
-Какие купюры вы знаете?
( дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их, затем дети
проговаривают хором)
Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть
металлические деньги, их называют монетами (показываем
бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это
пластиковая карта (показываем пластиковую карточку, мы денег не видим,
но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы
видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и
расплачиваются по карте?
Дети: Отдают ее продавцу, а он ее проводит по кассе.
Воспитатель: Бумажные деньги печатают на фабрике, а монеты
изготавливаются в специальном месте, которое называется «Монетный
двор».
Купюры изготавливают из денежной бумаги и используют лен и хлопок, для
печати используют особенную краску и специальное печатное оборудование.
Изображают на купюрах портреты знаменитых людей, памятники и города.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что для покупок и оплаты разных
услуг нужны деньги, а как вы думаете, все ли мы можем купить? Давайте
поиграем. Я вам предлагаю пройти и сесть за столы. У вас лежат 2 игровых
поля и карточки с изображениями различных товаров и услуг. Вы должны
правильно разложить карточки по своим местам.
-Ребята, вы молодцы! Все справились с заданием, но давайте еще раз
повторим, что нельзя купить за деньги ( ответы детей)
-Правильно, радость, любовь счастье и дружбу! И это и есть самое главное
богатство человека.
-Послушайте стихотворение Владимира Орлова «Что нельзя купить»:
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
В - ль: Так что же нельзя купить по мнению автора в этом стихотворении?
(ответы детей).
В - ль: Молодцы, совершенно верно. А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами )
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку, то правую, то левую ножку)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы хотели бы стать мастерами и
изготовить свои деньги?
Дети: Да.
Я предлагаю вам придумать и нарисовать свою купюру.
В - ль: Тогда проходите в нашу мастерскую. (педагог раздаёт детям
бумажные заготовки и цветные карандаши).
Дети изготавливают свои деньги.
В - ль: Ребята, у вас отлично получилось, предлагаю после занятия оформить
выставку ваших денег.
3.Итог.Рефлексия.
Воспитатель: Что вы придумали: монету или купюру? Какой она формы? Как
она называется? Что и почему на ней изображено?
В - ль: Ребята, вам интересно было на занятии? Чем мы сегодня занимались?
О чем сегодня говорили? Какие бывают деньги?
В - ль: Вы молодцы и без труда справились со всеми заданиями. Наше
занятие подошло к концу. ( Воспитатель благодарит детей за проделанную
работу на занятии).