Напоминание

«Игры для обучения чтению»


Автор: Акмалова Лариса Алексеевна
Должность: Воспитатаель
Учебное заведение: МБДОУ "Сосновский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: Новокузнецкий муниципальный район, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Игры для обучения чтению»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Игры для обучения чтению»

Уважаемые родители!

Психологи считают, что в 4-5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7-8, объясняя это тем,

что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он

охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать

в них буквы. Взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для

овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка

чем-то привычным, и его экспериментаторский интерес пропадает.

Главное, чтобы у самого ребенка было наличие внутреннего желания читать.

Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно мотив,

а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами,

чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.

Читайте сами. Пример читающего родителя — готовая модель поведения ребенка.

Читая ребенку, вы общаетесь с ним и вместе переживаете прочитанное. Кстати, совместное

чтение вслух (независимо от возраста детей), как и домашний театр, было хорошей

традицией в интеллигентных семьях в России в конце XIX - начале XX веков.

Возрождайте и закладывайте семейные традиции.

Обеспечьте ребенка соответствующей библиотекой, состоящей из книг с картинками в

размер страницы, с коротенькими текстами под этими картинками (наподобие

иллюстрированных В. Сутеевым).

Используйте книги с крупным шрифтом, даже если вы знаете, что ваш ребенок

справляется с чтением книг с мелким шрифтом.

Самостоятельно ребенок должен читать более легкие книжки, чем мог бы,

а сложный мир слов будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное

(не менее получаса) чтение вслух.

«Игра с картинками в книжке или журнале»

Игра закрепляет знание алфавита, учит словообразованию, сосредоточенности, разбивает

внимание.

Необходимый инвентарь: любая книга с картинками или детский журнал, карандаш.

Выберите вместе с ребенком любую букву, проговорите ее несколько раз, вспомните, какие

слова на эту букву вы знаете.

Затем попросите ребенка найти и обвести (подчеркнуть) эту букву по всей книжной

(журнальной) странице. После этого совместно подсчитайте количество найденных букв.

Поставьте ребенку настоящую оценку. От игры к игре постепенно усложняйте задания.

Например, после поиска отдельных букв, переходите к поиску слогов («до», «ма», «ре»),

затем простых слов («он», «они», «я»).

«Кто здесь живет?»

Вместе с ребенком нарисуйте на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками,

ракету или корабль, самолет.

В окошки (иллюминаторы) вставьте карточки с буквами.

Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике.

Примеры:

А, Л, И, С, Е, О — лиса, лес, осел.

К, И, Н, О, Т, С, Л — кот, кит, слон, кино.

«Слогомяч»

Игра закрепляет и разбивает навыки разбиения слова на слоги, быстроту мышления

Необходимый инвентарь: мяч.

Играть можно и вдвоем, и небольшим коллективом.

Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу

окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «рова»

получится слово «корова», к «ли» добавляем «са» и получается «лиса» и т. д.

Важно, чтобы дети соблюдали правила орфографии — делили слова на слоги правильно

и произносили их так, как они пишутся: «ко-ро-ва», но не «ка-ро-ва».

«Следопыт»

Игра прививает детям навык чтения (знакомство с расположением слов в тексте, чтение

с интонацией).

Эта игра предназначена для детей 6-7 лет, но начинать играть в нее можно и сейчас.

Взрослый читает текст. Ребенок сидит рядом. Книга расположена на столе так, чтобы

ребенок мог следить за текстом.

Взрослый читает, проводя по прочитанным словам пальцем, ребенок ведет пальчиком

вслед.

Начните читать с небольшой скоростью. Внезапно остановитесь и скажите: «Стоп!».

Попросите ребенка произнести слово, на котором вы остановились.

Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное, — он же только что его слышал! Он

делает вид, будто читает его. Вы принимаете правила игры и «удивляетесь». Счет открыт - один: ноль в

пользу «следопыта»! Если вы видите, что ребенку легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь

«замести следы» периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал ребенок — получил очко, не

угадал — получили вы.

«Сыщики»

Игра закрепляет знание алфавита, ребенок учится соотносить абстрактные буквы с

буквами, входящими в состав слова.

Необходимый инвентарь: карточки с буквами.

Разложите карточки в комнате на разных предметах: диване, подоконнике; прикрепите их к

шкафу, стулу, зеркалу и т. д.

Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть

соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета.

Например, карточка с буквой «к» лежит на диване — это неправильно, она должна висеть

на картине. Усложните игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.

«По пятам»

Игра прививает детям навык чтения (знакомство с расположением слов в тексте, чтение с

интонацией).Ребенок учится реагировать на знаки препинания.

Взрослый и ребенок, сидя за столом, читают книгу.

Взрослый читает, а ребенок немного отстает, идет вслед за вами, повторяя все то, что вы

только что прочли.

Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему,

он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают

текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на

знаки препинания.

Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить

их.

«Хор»

Игра способствует преодолению барьера послогового чтения.

Необходимый инвентарь: детские песенники с нотами и с подписанными слогами под

каждой нотой.

Организуйте ансамбль, который выступит перед публикой

(когда папа или бабушка вернутся с работы).

Начните репетицию: пропойте с ребенком слоги. Начинать лучше с известных ребенку песен,

которые он, скорее всего, знает наизусть. Он все равно будет следить за нотами и слогами,

поэтому для начала проводите пальцем по пропеваемым частям текста.

В пропевании слогов важно то, что детям приходится тянуть гласные, связывая

таким образом слоги друг с другом и преодолевая барьер послогового чтения.

Постепенно переходите к более сложным заданиям — пению малознакомых или совершенно

неизвестных песен.

«Книжный детектив»

Необходимый инвентарь: книги с иллюстрациями.

Взрослый загадывает букву, а ребенок ищет в книге картинку на загаданную букву.

Если играют несколько детей, введите элемент соревновательности: выигрывает тот, кто

быстрее найдет нужную картинку, или тот, кто найдет большее число нужных картинок.

Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив

ребенка, что в задуманном вами слове две буквы «о» (корова).

«Любимая книжка»

Необходимый инвентарь: любимая книжка вашего малыша.

Придумайте по книжке разные задания. Например:

подчеркнуть трехбуквенные (четырех-, пяти- и т. д.) слова;

прочитать вместе с вами предложение, выучить его, а затем пропеть его голосом гномика

(дракона);

нарисовать иллюстрацию к какому-нибудь тексту или предложению (допустим, шестому от

начала истории или страницы); посчитать, сколько на странице букв «а», одинаковых слов;

найти самое короткое предложение; подчеркнуть все слова, начинающиеся с большой буквы.

(Потом выяснится, что перед одними такими словами есть точка, а перед другими — нет,

потому что одни являются именами собственными, а с других начинается предложение.)

В общем, затрите книжку «до дыр». А в следующем месяце замените ее на другую, уже

потолще и потруднее. Так, обживая книжку за книжкой, ребенок привыкнет к тексту и

перестанет его бояться.

«Художник ~ иллюстратор»

Игра учит ребенка обращению с книгой, прививает любовь к книге, развивает

повествовательную речь, воображение, логику.

Прочитайте ребенку стихотворение, небольшой рассказ или сказку.

Затем дайте задание — подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек.

После этого попросите ребенка пересказать фабулу произведения, опираясь на

подобранные им рисунки.

«Сделай так же»

Необходимый инвентарь: набор геометрических фигур из картона (треугольники, круги,

квадраты, трапеции и т. д.).

Предложите сложить из имеющихся у ребенка геометрических фигур несложные узоры или

рисунки по заданному образцу, например:

квадрат из треугольников;

елочку из треугольников;

узор из геометрических фигур;

разложить геометрические фигуры в заданном порядке.

Варианты заданий в этой игре могут быть различными,

Обратите внимание!

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен

на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с

помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том

числе в игре, учебе и труде. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции

начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в

процессе разнообразных «игр с правилами».

Умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или

убедиться в правильности выполнения задания) также является важным элементом

самоконтроля, которому нужно учить ребенка.

«Сохрани слово в секрете»

Игра учит ребенка длительное время, руководствоваться заданным правилом.

Объясните ребенку правила игры: вы произносите слова, которые ребенок должен за вами

повторять, кроме названий, например, животных — их повторять нельзя!

Вместо этого, услышав название животного, ребенок должен молча хлопнуть один раз в

ладоши. Примерный список слов: окно, стул, ромашка, медведь, ириска, просо, плечо,

хомяк, шкаф, василек, книга, куница, дом, песня, суслик и т. д.

Другие варианты правил в игре:

Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].

Нельзя повторять имена девочек.

Когда ребенок станет без ошибок следовать правилу, переходите к игре с одновременным

использованием двух правил.

Например:

Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.

Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или синий цвет), надо отмечать их

двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко

Результат игры записывайте и сравнивайте с результатом предыдущей игры. Ребенок должен

убедиться, что чем больше он играет, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с

ребенком ролями.

«Игры-бродилки («дорожки»)»

«Бродилки» были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей.

Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры. Впишите в

пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом).

Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано. Так

ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он «одолел» бы в обычном

букваре с большим трудом.

По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут

соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку. Для

этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные

машинки / грузовики /поезда / самолетики. Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях

соревновательный момент.

«Магазин» и «Почта»»

Подготовьте монеты – кружочки с написанными слогами, а также товары – картинки с продуктами / вещами,

которые начинаются на эти слоги. Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас

купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет

приобрести за монету со слогом КА, киви – за монету со слогом КИ, кукурузу — за монету со слогом КУ и

т.д.).Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок – продавец. Он должен внимательно

следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас

поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно

называть монетки со слогами.

Очень похожая игра – «Почта», только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров –

картинки с животными или сказочными персонажами. Ребенок будет почтальоном, он должен по первому

слогу, написанному на конверте, догадаться – кому нужно доставить письмо. В этой игре лучше всего читать

слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве.

«Домики со слогами»

Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После

чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать –

кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу – со слогом НА, Лизу – со

слогом ЛИ и т.д.). Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит

их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени.

«Закончи слово»

Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева

от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать

правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний.

«Поиск загаданных слов»

Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то,

что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка

длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.

«Следы со словами»

Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку

пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав

слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

«Аэропорт» или «Парковка»

В этой игре тренируем внимательность дошкольников.

Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а

внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки

по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы

играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда

именно ему нужно приземлиться / припарковаться.

«Цепочки слов, у которых меняется только одна буква»

Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого

последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое»

чтение.

Примеры таких цепочек:

КИТ – КОТ – РОТ – РОС – НОС – НЁС – ПЁС.

ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.

Используемая литература:

1. Августова Р.Т. Учимся читать, учимся писать - Издательство: АСТ, 2018 г.

2. Жукова о. Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению, Издательство: Астрель, 2010 г.

3. Горлова Н. А. Букварь для современных детей, Издательство: Школьная пресса, 2011 г.

4. Новикова Е. В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению, Издательство: Гном,

2017 г.

5. Ткаченко Т. А. Раннее обучение чтению. Букварь, М: Эксмо, 2012 г.

6

.

Рыбникова О.М.

Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет, Издательство: Учитель,

2017 г.



В раздел образования