Напоминание

"Первый раз в детский сад".


Автор: Захарова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Дмитриевка
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Нефтегорский р-н, Самарская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Первый раз в детский сад".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей.

«Первый раз в детский сад».

Подготовила:

воспитатель

Захарова Т.В.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети

проходят через адаптационный период.

Адаптация

это

сложный

процесс

приспособления

организма,

который

происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологиче-

ском.

Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой тем-

пературе помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д.

Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребён-

ка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режи-

му, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые вза-

имоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяет-

ся, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравно-

вешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться

к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые свя-

зи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у

ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы

и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка

очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так ча-

сто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при

правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравнове-

шенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е.

ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения де-

тей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот

процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не

всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс

адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных наруше-

ний поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)

нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

- повышение температуры тела

- изменения характера стула

-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт просить-

ся на горшок, его речь затормаживается и др.)

Поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении за-

висят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ве-

дут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на

каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на дру-

гой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся

спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько затормо-

жены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день

с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принима-

ют участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней

или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы,

к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в

детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе

принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречают-

ся ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную

адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух

групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптаци-

онной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания

ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в кото-

рой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели

сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что

должны знать и уметь родители:

Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во

дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем бы-

стрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в

обстановку детского сада.

Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и

сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень кра-

сочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать

ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного инди-

видуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 челове-

ка, с небольшими перерывами (2-3 дня).

В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок,

игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить

правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно

осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В

первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на

формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между

ребёнком и воспитателем в новой ситуации.

Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель,

родители и ребёнок.

Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение де-

тей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства

системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

1. До приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные

особенности поступающего ребёнка (анкета).

2. В первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно по-

степенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.

3. Приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы

режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя об-

служивать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанному, хочу заметить, что в зависимости от

уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, дол-

жен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка

должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отно-

шению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими

людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, преду-

сматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом до-

школьного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов,

адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Осо-

бенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоров-

ления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это

не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с

первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что

все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я

думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Бога-

тый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами со-

гласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индиви-

дуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий вос-

питания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему

адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется

в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначи-

тельное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком

пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней

(иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются,

двигательная активность не снижается,

3 адаптационные группы:

1. слёзы, плач (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя),

вспоминает о близких. Потребность в общении с близкими взрослыми, в

ласке, заботе.

2. неуравновешен., может заплакать, если рядом нет взрослого. Наблю-

дение, подражание взрослым. Потребность в общении со взрослым, в

сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении.

3. спокойное, уравновешенное . Занимается предметной деятельностью

или сюжетно-ролевой игрой. Сам обращается ко взрослым и детям. Потреб-

ность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

Не делайте ошибок!!!

1.

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при

расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Луч-

ше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

2.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь плохо себя вести, опять в

детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни

любимым, ни безопасным.

3.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.

4.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если

малышу, предстоит оставаться в садике на весь день. Пусть лучше он

знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день.



В раздел образования