Автор: Захарова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Дмитриевка
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Нефтегорский р-н, Самарская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Первый раз в детский сад".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
«Первый раз в детский сад».
Подготовила:
воспитатель
Захарова Т.В.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети
проходят через адаптационный период.
Адаптация –
это
сложный
процесс
приспособления
организма,
который
происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологиче-
ском.
Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой тем-
пературе помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д.
Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребён-
ка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режи-
му, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые вза-
имоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяет-
ся, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравно-
вешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться
к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые свя-
зи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у
ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы
и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка
очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так ча-
сто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при
правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравнове-
шенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е.
ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения де-
тей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот
процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не
всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс
адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных наруше-
ний поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- повышение температуры тела
- изменения характера стула
-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт просить-
ся на горшок, его речь затормаживается и др.)
Поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении за-
висят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ве-
дут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на
каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на дру-
гой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся
спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько затормо-
жены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день
с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принима-
ют участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней
или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы,
к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в
детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе
принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречают-
ся ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную
адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух
групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптаци-
онной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания
ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в кото-
рой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели
сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что
должны знать и уметь родители:
Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во
дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем бы-
стрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в
обстановку детского сада.
Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и
сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень кра-
сочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать
ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного инди-
видуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 челове-
ка, с небольшими перерывами (2-3 дня).
В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок,
игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить
правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно
осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В
первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на
формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между
ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель,
родители и ребёнок.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение де-
тей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства
системы воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
1. До приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные
особенности поступающего ребёнка (анкета).
2. В первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно по-
степенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
3. Приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы
режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя об-
служивать и т.п.
Возвращаясь к вышеуказанному, хочу заметить, что в зависимости от
уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, дол-
жен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка
должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отно-
шению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими
людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, преду-
сматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом до-
школьного учреждения.
Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов,
адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Осо-
бенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоров-
ления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это
не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с
первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что
все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я
думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Бога-
тый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами со-
гласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индиви-
дуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий вос-
питания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему
адаптации на должном уровне.
При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется
в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначи-
тельное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком
пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней
(иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются,
двигательная активность не снижается,
3 адаптационные группы:
1. слёзы, плач (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя),
вспоминает о близких. Потребность в общении с близкими взрослыми, в
ласке, заботе.
2. неуравновешен., может заплакать, если рядом нет взрослого. Наблю-
дение, подражание взрослым. Потребность в общении со взрослым, в
сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении.
3. спокойное, уравновешенное . Занимается предметной деятельностью
или сюжетно-ролевой игрой. Сам обращается ко взрослым и детям. Потреб-
ность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.
Не делайте ошибок!!!
1.
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при
расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Луч-
ше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
2.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь плохо себя вести, опять в
детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни
любимым, ни безопасным.
3.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
4.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если
малышу, предстоит оставаться в садике на весь день. Пусть лучше он
знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день.