Напоминание

Современные инновации в образовании


Автор: Харин Александр Сергеевич
Должность: Директор
Учебное заведение: МБОУ СШ с.Ильино
Населённый пункт: Липецкого муниципального района Липецкой области
Наименование материала: Методика обучения и воспитания младших школьников
Тема: Современные инновации в образовании
Раздел: начальное образование





Назад




Методика обучения и

воспитания младших

школьников

В определении процесса обучения выделяется 4 признака: родовой

(ближайший род) — обучение как познавательная деятельность, и три

видовых (видовое отличие) обучение как искусственно организованная

познавательная деятельность в отличие от естественно и исторически

сложившейся; обучение как усвоение закономерностей, открытых и

зафиксированных в опыте человечества; обучение как ускоренное

незнание

в

индивидуальном

развитии.

Они

составляют

основу

понимания процесса обучения младших школьников.

Гносеологическое

обоснование

природы

процесса

обучения

предполагает зависимость процесса обучения от общей структуры и этапов

познания младшими школьниками окружающего мира.

Реализация развивающей функции обучения младших школьников с позиций

гносеологического

подхода

определяется

совокупностью

следующих

компонентов: задачами, логическими операциями, методами развивающего

обучения, технологией активизации познавательной деятельности, развитием

способностей и саморазвитием младшего школьника.

Понятие

«процесс обучения» относится к исходным в педагогической

науке, его определение сложно и противоречиво. Многие годы в педагогике

оно определяется как двусторонний процесс преподавания и учения. По

существу, характеризуется форма, в которой протекает процесс обучения.

Приведём несколько определений.

Обучение в школе — это «совместная деятельность учителя и

учащихся, направленная на то, чтобы учащиеся под руководством учителя

прочно усвоили определенную систему научных знаний, навыков, умений»

(П. Н. Груздев).

«Процесс

обучения

представляет

собой

совокупность

последовательных

действий

учителя

и

руководимых

им

учащихся,

направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений

и навыков, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил,

овладение

элементами

культуры

умственного

и

физического

труда,

формирование

основ

коммунистического

мировоззрения

и

поведения

учащихся» (Б. П. Есипов).

«Обучение — акт взаимодействия учителя и ученика с целью усвоения

последним некоторого отрезка содержания социального опыта» (И. Я.

Лернер).

Обучение — упорядоченное взаимодействие учителя с учениками,

направленное на достижение поставленной цели (И. П. Подласый).

Эти определения говорят о признаках, которые характерны не только

для обучения. В любых видах деятельности в течение всей жизни

формируются знания, умения, навыки, определённое поведение и отношение

к окружающему. Достаточно в определении процесса обучения слова

«учитель» и «учащиеся» заменить на иные, в частности, «взрослые — дети»,

«воспитатели — воспитуемые», получится определение, пригодное для

игровой, трудовой деятельности, для семейного воспитания. Когда обучение

характеризуется как двусторонний процесс, допускается неправомерное

расширение термина. Отсутствуют признаки, характерные только для

процесса обучения. Определение становится тавтологическим: «обучение —

совместная деятельность учителя и ученика — преподавание и учение». К

этому

добавляется,

что

в

процессе

обучения

усваиваются

знания,

формируются умения и навыки, определённое мировоззрение, культура,

мораль. При таком подходе определение процесса обучения характеризует

преимущественно его внешние стороны.

На ограниченность и непродуктивность подобных определений процесса

обучения указывает В. В. Краевский. Процесс обучения как исходное

понятие в педагогической науке требует обоснования на основе теории

познания диалектического материализма. Обучение связано с отражением

действительности в сознании ученика, поэтому гносеологическое

обоснование понятия природы и сущности процесса обучения наиболее

важно, так как позволяет видеть возникновение, становление и

самодвижение процесса обучения



В раздел образования