Автор: Харин Александр Сергеевич
Должность: Директор
Учебное заведение: МБОУ СШ с.Ильино
Населённый пункт: Липецкого муниципального района Липецкой области
Наименование материала: Методика обучения и воспитания младших школьников
Тема: Современные инновации в образовании
Раздел: начальное образование
Методика обучения и
воспитания младших
школьников
В определении процесса обучения выделяется 4 признака: родовой
(ближайший род) — обучение как познавательная деятельность, и три
видовых (видовое отличие) обучение как искусственно организованная
познавательная деятельность в отличие от естественно и исторически
сложившейся; обучение как усвоение закономерностей, открытых и
зафиксированных в опыте человечества; обучение как ускоренное
незнание
в
индивидуальном
развитии.
Они
составляют
основу
понимания процесса обучения младших школьников.
Гносеологическое
обоснование
природы
процесса
обучения
предполагает зависимость процесса обучения от общей структуры и этапов
познания младшими школьниками окружающего мира.
Реализация развивающей функции обучения младших школьников с позиций
гносеологического
подхода
определяется
совокупностью
следующих
компонентов: задачами, логическими операциями, методами развивающего
обучения, технологией активизации познавательной деятельности, развитием
способностей и саморазвитием младшего школьника.
Понятие
«процесс обучения» относится к исходным в педагогической
науке, его определение сложно и противоречиво. Многие годы в педагогике
оно определяется как двусторонний процесс преподавания и учения. По
существу, характеризуется форма, в которой протекает процесс обучения.
Приведём несколько определений.
Обучение в школе — это «совместная деятельность учителя и
учащихся, направленная на то, чтобы учащиеся под руководством учителя
прочно усвоили определенную систему научных знаний, навыков, умений»
(П. Н. Груздев).
«Процесс
обучения
представляет
собой
совокупность
последовательных
действий
учителя
и
руководимых
им
учащихся,
направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений
и навыков, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил,
овладение
элементами
культуры
умственного
и
физического
труда,
формирование
основ
коммунистического
мировоззрения
и
поведения
учащихся» (Б. П. Есипов).
«Обучение — акт взаимодействия учителя и ученика с целью усвоения
последним некоторого отрезка содержания социального опыта» (И. Я.
Лернер).
Обучение — упорядоченное взаимодействие учителя с учениками,
направленное на достижение поставленной цели (И. П. Подласый).
Эти определения говорят о признаках, которые характерны не только
для обучения. В любых видах деятельности в течение всей жизни
формируются знания, умения, навыки, определённое поведение и отношение
к окружающему. Достаточно в определении процесса обучения слова
«учитель» и «учащиеся» заменить на иные, в частности, «взрослые — дети»,
«воспитатели — воспитуемые», получится определение, пригодное для
игровой, трудовой деятельности, для семейного воспитания. Когда обучение
характеризуется как двусторонний процесс, допускается неправомерное
расширение термина. Отсутствуют признаки, характерные только для
процесса обучения. Определение становится тавтологическим: «обучение —
совместная деятельность учителя и ученика — преподавание и учение». К
этому
добавляется,
что
в
процессе
обучения
усваиваются
знания,
формируются умения и навыки, определённое мировоззрение, культура,
мораль. При таком подходе определение процесса обучения характеризует
преимущественно его внешние стороны.
На ограниченность и непродуктивность подобных определений процесса
обучения указывает В. В. Краевский. Процесс обучения как исходное
понятие в педагогической науке требует обоснования на основе теории
познания диалектического материализма. Обучение связано с отражением
действительности в сознании ученика, поэтому гносеологическое
обоснование понятия природы и сущности процесса обучения наиболее
важно, так как позволяет видеть возникновение, становление и
самодвижение процесса обучения