Автор: Матвеева Надежда Валентиновна
Должность: ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №132
Населённый пункт: Г.ДЗЕРЖИНСК, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: СТАТЬЮ
Тема: "ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного
возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания
образования и воспитания дошкольного детства. Одним из эффективных средств
решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего
поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом.
Патриотическое воспитание — одна из актуальных проблем, которая должна
решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса
воспитания патриотизма дошкольника. Именно в этот период своего становления
дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на
все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического
воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, является физическое
воспитание, занятия физической культурой и спортом. Патриотическое воспитание
дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности.
В решении этой проблемы немаловажную роль играет физическая культура.
Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного
процесса. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть
добрее, терпимее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить
свои умения и силу только на добрые поступки.
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно
является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого
политического, социально-экономического развития и национальной безопасности
Российской Федерации. Нормативно-правовое обеспечение патриотического
воспитания включает в себя комплекс актов законодательства, совершенствование
нормативной базы и определение социально-правового статуса патриотического
воспитания, роли, места, задач, функций образовательных организаций как
составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их
специфики и изменений, происходящих во всех сферах жизни страны.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста
осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с
ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр,
эстафет, спортивных праздников и досугов. Используя различные формы
организации игр, непосредственной образовательной деятельности,
индивидуальной работы знакомим детей с полководцами, подвигами в сражениях,
покорителями Космоса, спортсменами - олимпийцами.
Для развития патриотических чувств у старших дошкольников используем
сюжетные занятия: «Воины-пограничники», «Мы будущие космонавты»,
«Пожарные на учениях», «Готовимся к Олимпиаде». Перед занятием дети
обязательно переодеваются в форменную одежду. Строевые упражнения –
обязательная составная часть такого каждого физкультурного занятия. Это
способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не
только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Данные
мероприятия углубляют симпатию к солдатам, спортсменам, людям героических
профессий и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом,
выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
У детей формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость.
Духовному единению детей и взрослых способствует проведение в дошкольном
учреждении «Дней Здоровья», спортивных развлечений и досугов «Весёлые
старты», «Папа, мама, я - спортивная семья». В процессе их организации и
проведения совершенствуются физические, нравственные качества личности
ребёнка, укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями,
повышается командный дух.
Еще одним методом патриотического воспитания является знакомство детей с
различными видами спорта, историей олимпийских игр и выдающимися
спортсменами. Знакомя детей с главными идеями Олимпийских игр,
гуманистическими идеалами и ценностями мы развиваем детские представления о
том, что Олимпийские игры объединяют спортсменов различных стран мира в
честных и равноправных соревнованиях
Одной из задач патриотического воспитания детей старшего возраста является
формирование у воспитанников активного положительного отношения к своей
Родине и славным защитникам нашей Родины. Поддержание такого мотива
происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий
с использованием технологии Квест – игры, которые помогают создавать условия
для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление
трудностей физического характера и развитие у детей терпения, и выносливости.
Благодаря систематической, целенаправленной работе по данному
направлению дети нашего детского сада постепенно приобщались к тому, что
поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией,
чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям,
уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью,
готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.