Автор: Симанова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 92"
Населённый пункт: г. Березники, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Раздел: дошкольное образование
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-
НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Гражданское
общество
–
общество
граждан
высокого
социального, экономического, культурного и морального
статуса,
создающих вместе с государством развитые правовые отношения.
Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека,
охватывающий все стороны жизни.
Наличие
гражданского
общества
–
важнейший
признак
и
условие
существования
демократического
государства,
строительство
которого
является
главной
задачей
современной
жизни. Основной и наиболее активной производительной силой
такого строительства должны выступать молодые поколения наших
сограждан» (А.В. Беляев).
История человечества показывает, что проблемы воспитания
гражданственности издавна находились в центре внимания любого
государства.
Рассмотрение
вопросов
патриотического
и
гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю,
уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель
рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования
уважения к государству и законопослушания, Ж.Ж. Руссо же в
гражданском воспитании видел в свободном развитии личность, в
создании условий для ее самовыражения. Макиавелли провозглашал
активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с
любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к
Родине
должна
ассоциироваться
с
безусловным
требованием
к
самопожертвованию.
Л.Н.
Толстой
отождествлял
патриотизм
и
национализм; К.Д. Ушинский, сформулировав идею народности,
отстаивал необходимость развития национального самосознания и
воспитания гражданина и патриота.
В отечественной педагогике начало исследования проблем
патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде
всего, с именами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые
обобщили и систематизировали теоретический и практический опыт
деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.
Изменения происшедшие в России, нестабильность экономики,
устранение из воспитательно-образовательного процесса советской
идеологии привели к тому, что проблемы гражданского воспитания
оказались,
как
бы
изъяты
из
образовательных
программ.
Исследований
по
вопросу
воспитания
гражданственности
в
дошкольном возрасте крайне мало. Но что такое гражданственность,
гражданское воспитание? Согласно словарю терминов «гражданское
воспитание
–
формирование
гражданственности,
как
интегрированного
качества
личности,
позволяющего
человеку
ощущать себя политически, юридически, социально и нравственно
дееспособным.
Гражданское
воспитание
предполагает
развитие
нравственной
и
правовой
культуры,
чувство
собственного
достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности
уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти,
способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания
патриотических
чувств,
национальных
и
интернациональных
чувств».
По
определению
Е.А.
Казаевой
под
гражданственностью
следует
понимать
«…
сложное
интегральное
личностное
образование,
основными
элементами
которого
являются
гармоничное
сочетание
высоких
патриотических
чувств,
интернациональная,
нравственная
и
правовая
культура,
выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней
свободе
личности
и
одновременно
ее
дисциплинированности,
уважении
и
доверии
к
другим
гражданам,
к
государственной
власти».
Анализируя содержание характеристики гражданственности,
Л.В. Любимова, доцент кафедры МДВ ПКИПКРО выделяет «три
структурных
компонента
данного
личностного
образования:
патриотизм, толерантность по отношению к представителям других
наций и правовое самосознание».
Подъем
в
последнее
время
национального
самосознания
обусловил
социальный
заказ
на
такие
черты
личности,
как
патриотизм
и
гражданственность.
Появился
ряд
документов
и
государственных
программ,
касающихся
патриотического
воспитания
граждан,
где
возрождение
и
развитие
патриотизма
рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа
духовно-нравственного единства Отечества.
Так
в
законе
РФ
«Об
образовании»,
в
«Концепции
модернизации российского образования» обозначены принципы в
области образования, и значимое место в них занимают воспитание
гражданственности,
толерантности,
защита
и
развитие
национальных и региональных особенностей.
Современное
состояние
науки
и
практики
дошкольного
образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в
области разработки и внедрения программ и технологий социального
развития
дошкольников.
Данное
направление
включено
в
содержание
федеральных
и
региональных
комплексных
и
парциальных программ («От рождения до школы»,«Детство», «Я —
человек»,
«Истоки»,
«Радуга»,
«Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры»,
«Непреходящие
ценности
малой
Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре» и
др.).
Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности
реализации
отдельных
направлений
формирования
гражданской
принадлежности и патриотических чувств дошкольников.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры». Теоретическую основу программы составляет известное
положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе
ознакомления с родной литературой приобщаются к непреходящим
человеческим ценностям.
Авторы - О.Л. Князева, М.Д. Моханева.
Целевая аудитория – дети 3-7 лет.
Цель –
приобщение
детей
ко
всем
видам
национального
искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и
музыки до театра.
Методические пособия – программа включает перспективное
и
календарное
планирование.
К
программе
разработан
учебно-
методический комплект, включающий тематический годовой план
работы.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Мы живем в РОССИИ». Программа гражданско-
патриотического воспитания дошкольников.
Авторы – Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова.
Цель – воспитание гуманной, духовно-нравственной личности,
достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Целевая аудитория – дети дошкольного возраста.
Темы программы:
- Родная семья;
- Родной город;
- Родная страна;
- Родная природа;
- Родная культура.
Диагностика – критерии диагностики уровня ЗУН по темам.
Методические
пособия:
перспективные
планы,
конспекты
занятий.
«Программа ознакомления с родным краем». Опыт работы
ДОУ Нижегородской области.
Авторы – Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.
Целевая аудитория – дети 4 – 6 лет.
Диагностика – игра «Что? Где? Когда?»
Методические
пособия
–
тематические
планы,
конспекты
занятий.
«Программа
социального
развития
детей
дошкольного
возраста»
.
Концепция
и
программа
представляют
собой
теоретическое обоснование и содержание работы с детьми 3 -7 лет,
предусмотренной стандартом дошкольного образования РФ.
Автор – Л.В. Коломийченко.
Цель – своевременное, соответствующее возрастным, половым,
этническим
особенностям
детей
дошкольного
возраста
и
качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня,
социальное развитие дошкольников.
Целевая аудитория – дети 3 – 7 лет.
Разделы:
- Человек среди людей.
- Человек в культуре.
- Человек в истории.
- Человек в своем крае.
Диагностика – показатели развития.
Методические
пособия
–
тематические
планы,
конспекты
занятий представлены в приложениях.
План-программа
по
краеведению
в
дошкольном
образовательном
учреждении.
Программа
помогает
пополнить
содержание федеральных программ региональным материалом.
Автор – Н.Н. Ахметова.
Цель – воспитание любви к малой Родине и России.
Разделы:
- Улицы родного города.
- Достопримечательности родного города.
- Мой родной город – город труженик.
- Мой родной город или моя малая Родина.
- Знаменитые люди Прикамья – наши земляки.
- Знакомство с городами Пермской области.
- Знакомство с народами – населяющими наш край.
- Лес – богатство нашего края.
Методические пособия – перспективные планы.
Программа патриотического воспитания детей дошкольного
возраста.
Автор – Л.В. Пименова.
Целевая аудитория – дети 3 – 7 лет.
Разделы:
- Человек в истории.
- Человек в культуре.
- Человек в своем крае.
Диагностика – показатели развития.
Материалы
–
Кирилина,
Мельчина
«Блочно-тематическое
планирование»
«Поэтика
народной
культуры».
Программа
носит
интегрированный
характер
и
охватывает
несколько
разделов
программы «Детство» и Госстандартов дошкольного образования.
Автор – В.Л. Любимова.
Целевая аудитория – дети 3 – 7 лет.
Разделы:
- Я и моя родословная.
- Велика земля русская.
- Жилище человека – дом, деревня, город.
- Культура в жизни нашей Родины.
- Народная игрушка.
- Традиционные ремесла России.
- Русская одежда.
- Народные праздники.