Напоминание

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


Автор: Симанова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 92"
Населённый пункт: г. Березники, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-

НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Гражданское

общество

общество

граждан

высокого

социального, экономического, культурного и морального

статуса,

создающих вместе с государством развитые правовые отношения.

Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека,

охватывающий все стороны жизни.

Наличие

гражданского

общества

важнейший

признак

и

условие

существования

демократического

государства,

строительство

которого

является

главной

задачей

современной

жизни. Основной и наиболее активной производительной силой

такого строительства должны выступать молодые поколения наших

сограждан» (А.В. Беляев).

История человечества показывает, что проблемы воспитания

гражданственности издавна находились в центре внимания любого

государства.

Рассмотрение

вопросов

патриотического

и

гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю,

уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель

рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования

уважения к государству и законопослушания, Ж.Ж. Руссо же в

гражданском воспитании видел в свободном развитии личность, в

создании условий для ее самовыражения. Макиавелли провозглашал

активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с

любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к

Родине

должна

ассоциироваться

с

безусловным

требованием

к

самопожертвованию.

Л.Н.

Толстой

отождествлял

патриотизм

и

национализм; К.Д. Ушинский, сформулировав идею народности,

отстаивал необходимость развития национального самосознания и

воспитания гражданина и патриота.

В отечественной педагогике начало исследования проблем

патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде

всего, с именами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые

обобщили и систематизировали теоретический и практический опыт

деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.

Изменения происшедшие в России, нестабильность экономики,

устранение из воспитательно-образовательного процесса советской

идеологии привели к тому, что проблемы гражданского воспитания

оказались,

как

бы

изъяты

из

образовательных

программ.

Исследований

по

вопросу

воспитания

гражданственности

в

дошкольном возрасте крайне мало. Но что такое гражданственность,

гражданское воспитание? Согласно словарю терминов «гражданское

воспитание

формирование

гражданственности,

как

интегрированного

качества

личности,

позволяющего

человеку

ощущать себя политически, юридически, социально и нравственно

дееспособным.

Гражданское

воспитание

предполагает

развитие

нравственной

и

правовой

культуры,

чувство

собственного

достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности

уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти,

способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания

патриотических

чувств,

национальных

и

интернациональных

чувств».

По

определению

Е.А.

Казаевой

под

гражданственностью

следует

понимать

«…

сложное

интегральное

личностное

образование,

основными

элементами

которого

являются

гармоничное

сочетание

высоких

патриотических

чувств,

интернациональная,

нравственная

и

правовая

культура,

выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней

свободе

личности

и

одновременно

ее

дисциплинированности,

уважении

и

доверии

к

другим

гражданам,

к

государственной

власти».

Анализируя содержание характеристики гражданственности,

Л.В. Любимова, доцент кафедры МДВ ПКИПКРО выделяет «три

структурных

компонента

данного

личностного

образования:

патриотизм, толерантность по отношению к представителям других

наций и правовое самосознание».

Подъем

в

последнее

время

национального

самосознания

обусловил

социальный

заказ

на

такие

черты

личности,

как

патриотизм

и

гражданственность.

Появился

ряд

документов

и

государственных

программ,

касающихся

патриотического

воспитания

граждан,

где

возрождение

и

развитие

патриотизма

рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа

духовно-нравственного единства Отечества.

Так

в

законе

РФ

«Об

образовании»,

в

«Концепции

модернизации российского образования» обозначены принципы в

области образования, и значимое место в них занимают воспитание

гражданственности,

толерантности,

защита

и

развитие

национальных и региональных особенностей.

Современное

состояние

науки

и

практики

дошкольного

образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в

области разработки и внедрения программ и технологий социального

развития

дошкольников.

Данное

направление

включено

в

содержание

федеральных

и

региональных

комплексных

и

парциальных программ («От рождения до школы»,«Детство», «Я —

человек»,

«Истоки»,

«Радуга»,

«Приобщение

детей

к

истокам

русской

народной

культуры»,

«Непреходящие

ценности

малой

Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре» и

др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности

реализации

отдельных

направлений

формирования

гражданской

принадлежности и патриотических чувств дошкольников.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры». Теоретическую основу программы составляет известное

положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе

ознакомления с родной литературой приобщаются к непреходящим

человеческим ценностям.

Авторы - О.Л. Князева, М.Д. Моханева.

Целевая аудитория – дети 3-7 лет.

Цель

приобщение

детей

ко

всем

видам

национального

искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и

музыки до театра.

Методические пособия – программа включает перспективное

и

календарное

планирование.

К

программе

разработан

учебно-

методический комплект, включающий тематический годовой план

работы.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Мы живем в РОССИИ». Программа гражданско-

патриотического воспитания дошкольников.

Авторы – Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова.

Цель – воспитание гуманной, духовно-нравственной личности,

достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Целевая аудитория – дети дошкольного возраста.

Темы программы:

- Родная семья;

- Родной город;

- Родная страна;

- Родная природа;

- Родная культура.

Диагностика – критерии диагностики уровня ЗУН по темам.

Методические

пособия:

перспективные

планы,

конспекты

занятий.

«Программа ознакомления с родным краем». Опыт работы

ДОУ Нижегородской области.

Авторы – Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.

Целевая аудитория – дети 4 – 6 лет.

Диагностика – игра «Что? Где? Когда?»

Методические

пособия

тематические

планы,

конспекты

занятий.

«Программа

социального

развития

детей

дошкольного

возраста»

.

Концепция

и

программа

представляют

собой

теоретическое обоснование и содержание работы с детьми 3 -7 лет,

предусмотренной стандартом дошкольного образования РФ.

Автор – Л.В. Коломийченко.

Цель – своевременное, соответствующее возрастным, половым,

этническим

особенностям

детей

дошкольного

возраста

и

качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня,

социальное развитие дошкольников.

Целевая аудитория – дети 3 – 7 лет.

Разделы:

- Человек среди людей.

- Человек в культуре.

- Человек в истории.

- Человек в своем крае.

Диагностика – показатели развития.

Методические

пособия

тематические

планы,

конспекты

занятий представлены в приложениях.

План-программа

по

краеведению

в

дошкольном

образовательном

учреждении.

Программа

помогает

пополнить

содержание федеральных программ региональным материалом.

Автор – Н.Н. Ахметова.

Цель – воспитание любви к малой Родине и России.

Разделы:

- Улицы родного города.

- Достопримечательности родного города.

- Мой родной город – город труженик.

- Мой родной город или моя малая Родина.

- Знаменитые люди Прикамья – наши земляки.

- Знакомство с городами Пермской области.

- Знакомство с народами – населяющими наш край.

- Лес – богатство нашего края.

Методические пособия – перспективные планы.

Программа патриотического воспитания детей дошкольного

возраста.

Автор – Л.В. Пименова.

Целевая аудитория – дети 3 – 7 лет.

Разделы:

- Человек в истории.

- Человек в культуре.

- Человек в своем крае.

Диагностика – показатели развития.

Материалы

Кирилина,

Мельчина

«Блочно-тематическое

планирование»

«Поэтика

народной

культуры».

Программа

носит

интегрированный

характер

и

охватывает

несколько

разделов

программы «Детство» и Госстандартов дошкольного образования.

Автор – В.Л. Любимова.

Целевая аудитория – дети 3 – 7 лет.

Разделы:

- Я и моя родословная.

- Велика земля русская.

- Жилище человека – дом, деревня, город.

- Культура в жизни нашей Родины.

- Народная игрушка.

- Традиционные ремесла России.

- Русская одежда.

- Народные праздники.



В раздел образования