Автор: Надежда Евгеньевна Караманьян
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ЦО №45
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование инновационных технологий на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 45 имени Героя Советского
Союза Николая Анисимовича Прибылова»
Методическая разработка конспекта урока по теме:
«Положительные и отрицательные числа»
Разработал: учитель математики
Караманьян Н.Е.
2018 год
Класс: 6
Цель урока: Ввести понятие отрицательного числа, координатной прямой; научить находить с помощью показаний
термометра разницу температур, координаты точек, изображенных на координатной прямой.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Ввести определение положительных и отрицательных чисел,
2. Ввести обозначение отрицательных чисел,
3. Показать применение их при решении задач межпредметного характера,
4. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающие:
1.
Развивать интерес учащихся к предмету «Математика»
2.
Развитие математического и общего кругозора
3. Развитие памяти, внимания, математической речи учащихся.
4. Развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитание у учащихся трудолюбия, усидчивости, а так же сознательной дисциплины на уроке.
2. Повышение интереса к изучению математики.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные:
-формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного
задания;
-строить логическое рассуждение.
Коммуникативные
:
-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу
выполнения задания;
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Оборудование:
учебник «Математика - 6» авт. Н.Я. Виленкин, мультимедийный проектор, экран, набор карточек с тестом,
таблички для рефлексии.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Начнем сегодняшний наш урок. Меня зовут, Надежда
Евгеньевна. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к
уроку. Все ли лежит на партах: учебник, дневник, ручка,
тетрадь. Очень хорошо.
Учащиеся приветствуют учителя
Личностные
-настроить на работу;
-организация
рабочего
места.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности учащихся
- «Все есть число, и числа правят миром» - говорили
древнегреческие
философы
ученики
Пифагора,
подчеркивая
важную
роль
числа
в
практической
деятельности.
- Как вы думайте, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Чисел много, но нам надо найти какие-то особенные. Я
предлагаю вам выполнить следующие задания.
1. - Назовите слова противоположные по значению, т.е.
(антонимы)
зима - лето
мороз - тепло
минус - плюс
выигрыш – проигрыш.
приливы – отливы.
сжатие – растяжение
высота гор – глубина впадин.
2.- В конвертах картинки, посмотрите на картинки героев
сказок, какие это герои, распределите их на 2 группы.
- На какие группы вы распределили сказочных героев?
О числах
Положительные и отрицательные герои
3. Работа по термометру (устно)
- Показания термометра можно прочитать по - разному:
1). 15 градусов тепла, или 15 градусов выше 0, или + 15
градусов
2). 0 градусов Цельсия
3). 5 градусов мороза, или 5 градусов ниже 0, или – 5
градусов.
На шкале термометра знаки + и – не ставятся. Однако их
используют при записи показания термометра вместо слов
«тепла», «выше нуля» или «мороза», «ниже нуля».
Температуру, которая записывается со знаком +
называется положительной, а температура, которая
записывается со знаком – отрицательной.
- Ребята, как вы думаете, о каких числах пойдет речь на
нашем уроке?
- Значит, тема нашего урока: «Положительные и
отрицательные числа»
- Какие задачи урока мы должны решить при изучении
этой темы? (Чему мы должны научиться?)
- Как вы считаете для чего нам нужна эта тема?
Чтобы нам ответить на этот вопрос, мы с вами составим
Кластер
1.Дать определение этим числам.
2.Ввести обозначение этих чисел.
3.Показать их применение в решении
задач практического содержания.
Актуализация знаний.
- Дан ряд целых неотрицательных чисел.
Неотрицательные - это какие числа?
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9…
- Проведем исследовательскую работу парами:
1)От числа 8 отсчитайте влево 5 чисел. 7-4=3
2)От числа 7 отсчитайте влево 7 чисел. 7-7=0
3)От числа 7 отсчитайте 8 чисел.
Последнее действие стало невыполнимым, ваши действия?
Ребята, а в математике как изображаются числа?
- На координатном луче.
А вы помните, как изображать числа на координатном луче? Кто
сможет рассказать об этом?
- Берем луч, идущий слева направо. Начало луча обозначим 0. От
нуля откладываем единичные отрезки. Длина единичного отрезка
может быть любой. Например, 1 клетка тетради, 1см. Как отметить
число 1, 3, 7?
А как изобразить число – 1, -3, -7?
- Дополним луч до прямой. Левее от 0 откладываем отрезки, равные
единичному отрезку и отмечаем отрицательные числа, начиная от
нуля. Чтобы отметить число - 1, отсчитываем от 0 влево один
единичный отрезок, ставим точку В. Пишем - В( - 1).
Чем отличаются координатный луч и координатная прямая?
- Луч имеет начало, но не имеет конца, а прямая не имеет ни начала,
ни конца.
- На координатной прямой можно отметить отрицательные числа.
(нужно расширить ряд неотрицательных
чисел)
Для этого влево от нуля будем
записывать те же числа только со
знаком «-»
- Координатный луч имеет направление, а для координатной прямой
надо выбрать направление. Отмечают стрелкой положительное
направление.
Ребята, давайте попытаемся дать определение
координатной
прямой. Горизонтальная и вертикальная координатные прямые.
- Прямая с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и
положительным направлением называется координатной
прямой.
Кластер
Первичное усвоение новых знаний.
№ 897
Физкльт. минутка
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое
же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд. открыть глаза, отдыхать 10-
12 секунд. Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с
помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение
20-30 секунд.
Первичная проверка понимания
Запишите с помощью положительных и отрицательных
чисел:
5° мороза
15° тепла
доход 132 руб
расход 2351 руб
проигрыш 5 очков
выигрыш 10 очков
Глубина озера -3м
высота горы -100 м
прибыль – 1000 т.
доход -2000 т.
Первичное закрепление
№898
Какие числа вы изучили?
Где расположены отрицательные числа?
Как записать отрицательное число?
Какой знак стоит впереди отрицательного числа?
Где вы применяете эти числа?
Какая температура зимой?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению
Кластер, №901 параграф 26
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Подведем итоги: На доске расположена координатная
прямая, на стикерах напишите свои отзывы, пожелания,
вопросы, которые у вас возникли вовремя урока, если они
положительны разместите справа от 0, отрицательны-
слева, а если вы остались при своем мнение ,то - «0».
Спасибо за урок. Молодцы.