Автор: Феоктистова Вера Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ 1 им.Н.Н.Яковлева
Населённый пункт: Олёкминск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Музыка весны 1 класс
Раздел: начальное образование
Музыка весны
Цель: расширить представление детей о музыке весны через произведения
Чайковского.
Задачи:
-обучающие:
-учить детей слушать музыку Чайковского, анализировать ее (работа с
карточками), обогащать словарный запас детей;
-учить пользоваться металлофоном как музыкальным инструментом;
-учить понимать настроение музыкальных произведений;
-воспитательные:
-воспитывать музыкальный и художественный вкус,
мотивацию к
обучению;
-воспитывать интерес к музыке Чайковского, любовь к родной природе;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Материал: концерт, Петр Ильич Чайковский, жаворонок, подснежник.
Тип урока: комбинированный урок.
Оформление: презентация.
Оборудование: синтезатор, компьютер, проектор, экран.
Музыкальный материал для пения:
«Ой, бежит ручьем вода…» - украинская народная песня;
«Открывайте двери – к нам пришла весна!» (муз. Ю. Корнакова, сл. П.
Кагановой);
Музыкальный материал для слушания:
«Песня жаворонка» П.И. Чайковского;
«Подснежник» П.И. Чайковского.
Упражнения:
«Вдыхай аромат цветов» (дыхательная гимнастика);
«Дятел» (ритмическое упражнение);
«Ласточка» (пальчиковая гимнастика);
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Колокольчик нам поёт,
В класс учеников зовёт.
Слышишь звонкий голосок,
Пора нам начинать урок!
(Музыкальное приветствие):
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте!
- Садитесь! На какой урок вы пришли? (На урок музыки).
-Чему вы учитесь на уроке музыки? (Мы учимся петь, слушать музыку,
говорить о ней).
-Где вам пригодится умение петь? (Выступать на праздниках в школе и
дома).
-Готовы все к уроку?
-Да!
Вы – веселый, дружный класс,
Всё получится у вас!
-Я надеюсь, что вы будете активными, внимательными и откроете для
себя много нового и интересного на уроке музыки.
2.Актуализация знаний.
-О чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, если отгадайте загадку:
-Солнышко пригрело,
Запели капели,
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Назовите время года! (Весна).
-Так о каком времени года пойдет речь на уроке? (О весне).
- И тема нашего урока «Музыка весны» (открыть тему).
Сегодня мы проведем не обычный урок, а урок – концерт.
-Что такое концерт?
-Что мы можем исполнить на нашем концерте? (Песни).
-О чем? (О весне).
-Мы уже познакомились с именем великого русского композитора,
музыку которого будем слушать на уроке.
(Показать портрет композитора).
-Вспомним его имя! (Петр Ильич Чайковский).
Все произведения, которые мы будем сегодня исполнять и слушать,
имеют различное настроение, определить которое нам помогут карточки с
изображением солнышка, облачка и тучки. Разложите карточки перед собой!
Давайте
вспомним,
какое
настроение
означает
солнышко?
(Веселое
настроение).
Облачко?
(Спокойное
настроение).
Тучка?
(Грустное
настроение).
-Посмотрите на доску! Какое дерево изображено? (Березка). Какая она
одинокая, ни птиц, ни растений рядом. Как вы думаете, какое у березки
настроение? (Грустное). В ходе урока мы будем наблюдать, изменится ли ее
настроение.
3.Задачи.
Итак, сегодня мы:
-вспомним (что?) упражнения и песни о весне;
-познакомимся (с чем?) с весенней музыкой Чайковского;
-научимся определять настроение музыки (как?) с помощью карточек.
Работать на уроке вы будете по одному, в парах и все вместе.
4.Критерии оценки.
Оценивать свою работу будете самостоятельно. У вас на столах лежат
прищепки красного, желтого и синего цвета (это у нас солнечные лучики), с
помощью которых вы будете оценивать каждое выполненное задание на уроке:
- вы возьмете красный лучик и прикрепите его к кругу-солнышку,.. (если
правильно выполним задание);
- желтый лучик - ... (если немного ошибемся);
- синий лучик - …(если допустим много ошибок).
В конце урока посмотрите, какого цвета лучиков будет больше, такого
цвета солнышко вы и получите.
5.Повторение.
-Итак, наш концерт мы посвящаем долгожданной весне, которая наконец-
то пришла в наш сибирский край.
Весна – это светлый праздник
пробуждения природы, поэтому нам всем хочется воспевать это чудесное
время года.
Для того, чтобы подготовиться к пению, выполним упражнения:
1.Упражнение «Вдохни аромат весеннего цветка!» для формирования
правильного певческого дыхания (вдох носом, выдох через рот на звук «а»)
2.Упражнение «Ласточка» (поем на одном звуке и на каждую строку
на обеих руках большой палец дважды касается каждого пальца, начиная с
указательного)
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
-За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну.
(Выполняем упражнение из пальчиковой гимнастики «Ласточка»)
3.Упражнение «Дятел». Дятел не просто так стучит, он рассылает всем
птицам телеграммы о том, что
пришла весна. Давайте поможем ему,
простучим телеграмму кулачками:
Дятел сел на толстый сук тук-тук, тук-тук. / / / /
Всем друзьям своим на юг тук-тук, тук-тук / / / /
Телеграммы срочно шлет туки-тук, туки-тук /.// /.//
Что весна уже идет туки-тук, туки-тук /. // /.//
Что растаял снег вокруг тук-тук-тук, тук-тук-тук /// ///
Весело нам стало вдруг тук-тук-тук, тук-тук-тук. /// ///
(Выполняем логоритмическое упражнение «Дятел»).
-Для
чего
мы
выполнили
упражнения?
(Для
того,
чтобы
подготовиться к пению).
-Вспомним правила пения! (Сидеть или стоять прямо, не вертеться,
слушать друг друга).
-Теперь мы готовы петь? (Да).
-В давние времена с большим нетерпеньем все – от мала до велика, ждали
теплую Весну! Поэтому еще тогда зародился обычай в конце зимы звать,
«кликать» весну. Давайте встанем и исполним песню «Ой, бежит ручьем
вода…».
(Исполнение украинской народной песни «Веснянка»):
1.Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда!
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда!
2.Прилетели журавли
И соловушки малы!
Журавли, журавли,
И соловушки малы!
3.Мы весняночку поем,
Весну красную зовем!
Ой, поем! Ой, поем!
Весну красную зовем!
-Какое
настроение
песни
«Веснянки»?
Подумайте
хорошенько
и
поднимите солнышко, облачко или тучку!
(Ответы детей с помощью
карточек).
-Давайте проверим!
-Весной наши школьники приготовили скворечники. Для каких птиц они
предназначены? (Для скворцов). Скворец радует нас своим пением. О чем поет
скворец, мы расскажем в песне «Открывайте двери – к нам пришла весна».
(Исполнение песни «Открывайте двери»).
1.Открывайте двери –
К нам пришла весна!
И еще красивей
Стала вся страна!
Скворушка в скворечник
Снова прилетел,
О стране любимой
Песенку запел.
2.Пел он в песне этой
О родных лесах,
О зеленых рощах,
Синих небесах.
Он по белу свету
Много полетал,
Но страны чудесней
В мире не видал!
-Какое настроение песни – веселое, спокойное или грустное? Поднимите
нужную карточку! (Ответы детей с помощью карточек).
-Давайте проверим!
-Оцените
свое исполнение песен и работу с карточками!
(Дети
выбирают нужную прищепку).
6.Получение новых знаний.
-Продолжит наш концерт музыка Чайковского. Петр Ильич Чайковский –
известный русский композитор. Его музыку любят во всем мире и взрослые, и
дети. Он восхищался красотой русской природы и посвящал ей свою музыку.
Мы уже знакомились с осенними и зимними произведениями Чайковского.
Сегодня мы будем слушать весеннюю музыку Чайковского и определять ее
настроение.
-Вспомним правила слушания! (Слушать внимательно, не вертеться,
не разговаривать).
-Сейчас мы послушаем «Песню жаворонка» Чайковского и посмотрим
видеофрагмент. Жаворонки умеют хорошо петь, они прилетают весной, вьют
на полях гнезда и поют свои красивые нежные песни. Внимание на экран!
(Просмотр видеофрагмента и слушание пьесы Чайковского «Песня
жаворонка»).
-Какое настроение в музыке? (Ответы детей с помощью карточек).
-Давайте проверим!
-Про какую птицу мы сейчас слушали музыку? Давайте произнесем
хором - «жаворонок»!
-О чем следующее произведение, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Он из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник).
-Послушаем музыку Чайковского «Подснежник». Закройте глаза и
представьте, как из-под земли появляется зеленый росток, который постепенно
превращается в чудный нежный цветок.
(Слушание фрагмента пьесы Чайковского «Подснежник»).
-Какое настроение музыки? (Ответы детей с помощью карточек).
-Давайте проверим!
-Оцените слушание музыки и работу с карточками! (Дети выбирают
красный, желтый или синий лучик).
7.Физминутка «Солнышко».
-Ребята, а почему весной становится теплее, тает снег, люди снимают
теплую одежду? (Потому что ярко светит солнышко). Да, солнышко нас
радует своим ярким цветом и теплом, поэтому мы больше гуляем на улице и
дышим свежим воздухом. Давайте выполним упражнение «Солнышко»!
(Выполняем упражнение «Солнышко»).
Солнышко, солнышко, (поднимают руки вверх)
Золотое донышко, (опускают руки вниз)
Гори, гори ясно, (поднимают руки вверх)
Чтобы не погасло. (опускают руки вниз)
Побежал в саду ручей, (бегут на месте)
Прилетели сто грачей,
(взмахивают руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают,
(медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся вверх, поднимая руки).
-А теперь сыграем песенку «Солнышко» на металлофоне. Посмотрите
внимательно на схему и вспомните порядок исполнения! Играть будете по
очереди. А Саша сыграет песенку «Кукушка». Оценивать будете не свое
исполнение, а исполнение соседа по парте!
(Исполнение на металлофоне).
-Оцените исполнение друг друга! (Дети оценивают друг друга).
9.Итог.
-Ну вот и закончился наш концерт. Посмотрите, как преобразилась наша
березка! У нее появилось много друзей! Изменилось ли настроение березки?
Каким оно стало? Почему?
-Итак, сегодня мы:
-вспомнили упражнения (какие?) и песенки о весне (какие?);
-познакомились с весенними произведениями (какого композитора?)
Чайковского (как называются?);
-научились определять настроение музыки (с помощью чего?).
-Ребята, какую карточку мы не использовали на уроке? (Тучку). Почему?
(Не было грустной музыки). Действительно, весной нам совсем не грустно, мы
радуемся и любуемся красотой весенней природы.
10.Самооценивание.
-Покажите ваши солнышки! Посчитайте, какого цвета лучиков больше,
такие солнышки вы и получите!
11.Рефлексия.
-Мне хотелось бы определить ваше отношение к уроку:
-кому было интересно на уроке, тот принесет свой цветочек в нашу
вазочку и мы составим весенний букет;
-кому было скучно – оставит цветок на своем столе.
-Вы молодцы! Спасибо за работу.