Напоминание

Неопределенная форма глагола


Автор: Сальманова Азалия Хуснитдиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Уватская СОШ"
Населённый пункт: с.Уват Уватского муниципального района
Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Неопределенная форма глагола
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка

Программа: «Школа России»

Класс:

Тема урока: Неопределённая форма глагола. Закрепление.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Цели урока: закрепить полученные знания о глаголе неопределённой формы; учиться находить глаго-

лы неопределённой формы в тексте, ставить к ним вопросы, выделять суффиксы, а также учиться пра-

вильно употреблять их в речи.

Задачи:

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;

- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;

- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразую-

щими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь.

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять

интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться

в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное,

осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям,

устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять

класс объектов по какому – либо признаку).

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к

координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по су-

ществу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть

монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, плани-

ровать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку

учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в дей-

ствия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Методы: частично-поисковый, наглядный, игровой.

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: по группам – кроссворд, оценочная шкала, карточки – контроля, картинки-фразеологиз-

мы, физическая карта России.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Встали. Мысленно сказали себе. У меня на уроке всё будет хорошо. У меня всё получится. Улыбну-

лись друг другу, гостям.

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Орфограммы подчеркните.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Кроссворд. (работа в группе, правила работы)

- Сейчас мы должны разгадать кроссворд. Я буду читать объяснение лексического значения слова, а вы

должны догадаться, о чём идёт речь и заменить одним словом.

1.Забавляться, развлекаться с помощью какого-нибудь занятия. (Играть.)

2.Находиться всем телом в горизонтальном положении.(Лежать.)

3.Относиться с уважением к кому-либо. (Уважать.)

4.Обнести изгородью, забором.(Загородить.)

5.Создавать какое-нибудь сооружение.(Строить.)

6.Стараться схватить движущийся предмет или захватить добычу.(Ловить.)

- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Глагол.)

- Сегодня на уроке будем снова работать с оценочной шкалой. Каждое выполненное задание оце-

нивать в баллах. Возьмите шкалу, в 1-м задании поставьте себе балл. (от 1 до 5)

2. Сейчас проведём разминку. Дополните предложения: (индивидуальная)

Дополните предложения:

1.

Глагол – это …

2.

Глаголы отвечают на вопросы …

3.

Глагол обозначает …

4.

Глаголы изменяются …

5.

Грамматическая основа предложения – это …

6.

Сказуемое чаще всего бывает выражено …

Возьмите шкалу, во 2-м задании поставьте себе балл. (от 1 до 5)

3. А теперь вернёмся к кроссворду

- Что объединяет слова – отгадки? (Глаголы неопределённой формы)

- Почему форма глагола называется неопределённой?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Кто попробует сформулировать тему урока? (Неопределённая форма глагола.)

- Это новая для нас тема? (Нет.)

- Следовательно, мы сегодня будем закреплять наши знания о неопределённой форме глагола.

- Какую цель урока поставим? (Сегодня повторим всё, что вы знаете о неопределённой форме глагола,

будем учиться находить эти глаголы в тексте, ставить к ним вопросы, выделять суффиксы, а также

учиться правильно употреблять их в речи.)

-Что мы знаем о неопределённой форме глагола? (Это начальная форма глагола, отвечает на вопросы

что делать? что сделать?, имеет чаще всего суффиксы – ть, -ти,, корень оканчивается на -чь)

3. Актуализация знаний.

1. Работа с пословицей.

Пословица: Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

- Объясните смысл пословицы.

- Найдите глаголы неопределённой формы. Запишите их, выделите суффикс.

- Поставьте себе балл в оценочную шкалу.

4. Обобщение и систематизация знаний.

1. Словарная работа. (парная работа - взаимопомощь)

- Прочитайте слова. Д…журный, р…бота, р..сунок, уж..н, …бед, ж..лтый, б…седа, завтр…к.

- Что общего в этих словах? (Слова с непроверяемой безударной гласной.)

- Какое слово «лишнее»? (Жёлтый – прилагательное, остальные – существительные.)

- От данных слов образуйте глаголы в неопределённой форме.

- Проверим. (Дежурить, работать, рисовать, ужинать, обедать, желтеть, беседовать, завтракать.).

- Поставьте себе баллы в оценочную шкалу.

Физкультминутка для снятия напряжения

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Работа по учебнику.

Упр. 152. (три человека на оборотной стороне доски)

- Прочитайте 1,2, 3 предложения. Анализируем каждое предложение. Выполняют задания по упражне-

нию. Выделяют все орфограммы и суффиксы в глаголах.

- Поставьте себе баллы в оценочную шкалу.

5. Применение умений и знаний в новой ситуации

1.. Работа в парах.

а) - Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

Зарубить на носу

Водить за нос

Прикусить язык

Унести ноги

Надуть губы

-Проверим. (Запомнить, обманывать, молчать, убежать, обидеться.)

Поставьте себе баллы в оценочную шкалу.

Физкультминутка для глаз.

б) Найди «лишнее слово». (если успеваем по времени)

а) Играть, гулять, думал, петь.

б) Читает, пишет, считает, дружить.

в) Привезти, принести, вынести, занести.

-Проверим.

-

5.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Возьмите карточки – контроля. Обведите в кружок номер предложения с глаголами в неопределённой

форме.

А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.

Б) Но вот дорогу выбрали.

В) Начали люди строить канал.

Г) Трудно строить канал в пустыне.

Д) Там так жарко, что трудно дышать.

Е) На песок нельзя ступить босой ногой.

Ё) Воду строителям привозили издалека.

Ж) Много машин работало на строительстве канала.

- Проверим.

- Поставьте себе баллы в оценочную шкалу.

Посчитайте общее количество баллов. Поставьте себе оценку.

Итог урока.

- Какую цель ставили на уроке?

- Как вы думаете, урок своей цели достиг?

- Расскажите о глаголе в неопределённой форме.

Задание на дом по карточке.

А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.

Б) Но вот дорогу выбрали.

В) Начали люди строить канал.

Г) Трудно строить канал в пустыне.

Д) Там так жарко, что трудно дышать.

Е) На песок нельзя ступить босой ногой.

Ё) Воду строителям привозили издалека.

Ж) Много машин работало на строительстве канала.

______________________________________________________________________________________

А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.

Б) Но вот дорогу выбрали.

В) Начали люди строить канал.

Г) Трудно строить канал в пустыне.

Д) Там так жарко, что трудно дышать.

Е) На песок нельзя ступить босой ногой.

Ё) Воду строителям привозили издалека.

Ж) Много машин работало на строительстве канала.

______________________________________________________________________________________

А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.

Б) Но вот дорогу выбрали.

В) Начали люди строить канал.

Г) Трудно строить канал в пустыне.

Д) Там так жарко, что трудно дышать.

Е) На песок нельзя ступить босой ногой.

Ё) Воду строителям привозили издалека.

Ж) Много машин работало на строительстве канала.

______________________________________________________________________________________

А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.

Б) Но вот дорогу выбрали.

В) Начали люди строить канал.

Г) Трудно строить канал в пустыне.

Д) Там так жарко, что трудно дышать.

Е) На песок нельзя ступить босой ногой.

Ё) Воду строителям привозили издалека.

Ж) Много машин работало на строительстве канала.

______________________________________________________________________________________

А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.

Б) Но вот дорогу выбрали.

В) Начали люди строить канал.

Г) Трудно строить канал в пустыне.

Д) Там так жарко, что трудно дышать.

Е) На песок нельзя ступить босой ногой.

Ё) Воду строителям привозили издалека.

Ж) Много машин работало на строительстве канала.



В раздел образования