Автор: Сальманова Азалия Хуснитдиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Уватская СОШ"
Населённый пункт: с.Уват Уватского муниципального района
Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Неопределенная форма глагола
Раздел: начальное образование
Урок русского языка
Программа: «Школа России»
Класс: 4Б
Тема урока: Неопределённая форма глагола. Закрепление.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели урока: закрепить полученные знания о глаголе неопределённой формы; учиться находить глаго-
лы неопределённой формы в тексте, ставить к ним вопросы, выделять суффиксы, а также учиться пра-
вильно употреблять их в речи.
Задачи:
- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Планируемый результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
Познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразую-
щими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь.
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять
интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться
в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы
решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное,
осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям,
устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять
класс объектов по какому – либо признаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к
координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по су-
ществу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть
монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, плани-
ровать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку
учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в дей-
ствия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Методы: частично-поисковый, наглядный, игровой.
Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: по группам – кроссворд, оценочная шкала, карточки – контроля, картинки-фразеологиз-
мы, физическая карта России.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Встали. Мысленно сказали себе. У меня на уроке всё будет хорошо. У меня всё получится. Улыбну-
лись друг другу, гостям.
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Орфограммы подчеркните.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
1. Кроссворд. (работа в группе, правила работы)
- Сейчас мы должны разгадать кроссворд. Я буду читать объяснение лексического значения слова, а вы
должны догадаться, о чём идёт речь и заменить одним словом.
1.Забавляться, развлекаться с помощью какого-нибудь занятия. (Играть.)
2.Находиться всем телом в горизонтальном положении.(Лежать.)
3.Относиться с уважением к кому-либо. (Уважать.)
4.Обнести изгородью, забором.(Загородить.)
5.Создавать какое-нибудь сооружение.(Строить.)
6.Стараться схватить движущийся предмет или захватить добычу.(Ловить.)
- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Глагол.)
- Сегодня на уроке будем снова работать с оценочной шкалой. Каждое выполненное задание оце-
нивать в баллах. Возьмите шкалу, в 1-м задании поставьте себе балл. (от 1 до 5)
2. Сейчас проведём разминку. Дополните предложения: (индивидуальная)
Дополните предложения:
1.
Глагол – это …
2.
Глаголы отвечают на вопросы …
3.
Глагол обозначает …
4.
Глаголы изменяются …
5.
Грамматическая основа предложения – это …
6.
Сказуемое чаще всего бывает выражено …
Возьмите шкалу, во 2-м задании поставьте себе балл. (от 1 до 5)
3. А теперь вернёмся к кроссворду
- Что объединяет слова – отгадки? (Глаголы неопределённой формы)
- Почему форма глагола называется неопределённой?
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
- Кто попробует сформулировать тему урока? (Неопределённая форма глагола.)
- Это новая для нас тема? (Нет.)
- Следовательно, мы сегодня будем закреплять наши знания о неопределённой форме глагола.
- Какую цель урока поставим? (Сегодня повторим всё, что вы знаете о неопределённой форме глагола,
будем учиться находить эти глаголы в тексте, ставить к ним вопросы, выделять суффиксы, а также
учиться правильно употреблять их в речи.)
-Что мы знаем о неопределённой форме глагола? (Это начальная форма глагола, отвечает на вопросы
что делать? что сделать?, имеет чаще всего суффиксы – ть, -ти,, корень оканчивается на -чь)
3. Актуализация знаний.
1. Работа с пословицей.
Пословица: Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Объясните смысл пословицы.
- Найдите глаголы неопределённой формы. Запишите их, выделите суффикс.
- Поставьте себе балл в оценочную шкалу.
4. Обобщение и систематизация знаний.
1. Словарная работа. (парная работа - взаимопомощь)
- Прочитайте слова. Д…журный, р…бота, р..сунок, уж..н, …бед, ж..лтый, б…седа, завтр…к.
- Что общего в этих словах? (Слова с непроверяемой безударной гласной.)
- Какое слово «лишнее»? (Жёлтый – прилагательное, остальные – существительные.)
- От данных слов образуйте глаголы в неопределённой форме.
- Проверим. (Дежурить, работать, рисовать, ужинать, обедать, желтеть, беседовать, завтракать.).
- Поставьте себе баллы в оценочную шкалу.
Физкультминутка для снятия напряжения
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Работа по учебнику.
Упр. 152. (три человека на оборотной стороне доски)
- Прочитайте 1,2, 3 предложения. Анализируем каждое предложение. Выполняют задания по упражне-
нию. Выделяют все орфограммы и суффиксы в глаголах.
- Поставьте себе баллы в оценочную шкалу.
5. Применение умений и знаний в новой ситуации
1.. Работа в парах.
а) - Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.
Зарубить на носу
Водить за нос
Прикусить язык
Унести ноги
Надуть губы
-Проверим. (Запомнить, обманывать, молчать, убежать, обидеться.)
Поставьте себе баллы в оценочную шкалу.
Физкультминутка для глаз.
б) Найди «лишнее слово». (если успеваем по времени)
а) Играть, гулять, думал, петь.
б) Читает, пишет, считает, дружить.
в) Привезти, принести, вынести, занести.
-Проверим.
-
5.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Возьмите карточки – контроля. Обведите в кружок номер предложения с глаголами в неопределённой
форме.
А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.
Б) Но вот дорогу выбрали.
В) Начали люди строить канал.
Г) Трудно строить канал в пустыне.
Д) Там так жарко, что трудно дышать.
Е) На песок нельзя ступить босой ногой.
Ё) Воду строителям привозили издалека.
Ж) Много машин работало на строительстве канала.
- Проверим.
- Поставьте себе баллы в оценочную шкалу.
Посчитайте общее количество баллов. Поставьте себе оценку.
Итог урока.
- Какую цель ставили на уроке?
- Как вы думаете, урок своей цели достиг?
- Расскажите о глаголе в неопределённой форме.
Задание на дом по карточке.
А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.
Б) Но вот дорогу выбрали.
В) Начали люди строить канал.
Г) Трудно строить канал в пустыне.
Д) Там так жарко, что трудно дышать.
Е) На песок нельзя ступить босой ногой.
Ё) Воду строителям привозили издалека.
Ж) Много машин работало на строительстве канала.
______________________________________________________________________________________
А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.
Б) Но вот дорогу выбрали.
В) Начали люди строить канал.
Г) Трудно строить канал в пустыне.
Д) Там так жарко, что трудно дышать.
Е) На песок нельзя ступить босой ногой.
Ё) Воду строителям привозили издалека.
Ж) Много машин работало на строительстве канала.
______________________________________________________________________________________
А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.
Б) Но вот дорогу выбрали.
В) Начали люди строить канал.
Г) Трудно строить канал в пустыне.
Д) Там так жарко, что трудно дышать.
Е) На песок нельзя ступить босой ногой.
Ё) Воду строителям привозили издалека.
Ж) Много машин работало на строительстве канала.
______________________________________________________________________________________
А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.
Б) Но вот дорогу выбрали.
В) Начали люди строить канал.
Г) Трудно строить канал в пустыне.
Д) Там так жарко, что трудно дышать.
Е) На песок нельзя ступить босой ногой.
Ё) Воду строителям привозили издалека.
Ж) Много машин работало на строительстве канала.
______________________________________________________________________________________
А) Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.
Б) Но вот дорогу выбрали.
В) Начали люди строить канал.
Г) Трудно строить канал в пустыне.
Д) Там так жарко, что трудно дышать.
Е) На песок нельзя ступить босой ногой.
Ё) Воду строителям привозили издалека.
Ж) Много машин работало на строительстве канала.