Автор: Нажбудинова Мадина Чупановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Дылымский многопрофильный лицей им.Изудина Гаджиева
Населённый пункт: Республика Дагестан
Наименование материала: открытый урок по математики (2класс)
Тема: "Уравнение"
Раздел: начальное образование
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЫЛЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ
ИМ.ИЗУДИНА ГАДЖИЕВА»
368140 Казбековский район с.Дылым ул.Шизмирзы Абуева д.3 тел.: +7(988) 442-55-87
Открытый урок по математики
тема:
«Уравнение»
Подготовила Нажбудинова М.Ч.
Урок по математики, проведенный во 2 «Г» классе.
Учитель: Нажбудинова М.Ч.
Тема урока: Уравнение.
Педагогические задачи:
Познакомить с понятием «уравнение», «решение уравнения»;
Дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем
переменную;
Развивать логическое мышление и внимание.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Получать возможность для формирования учебно-познавательного
интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных
задач.
Предметные:
Знакомиться с понятием «уравнение», «решение уравнения»
Продолжать работу над задачами;
Развивать вычислительные навыки, мышление;
Применять различные приемы сложения и вычитания двузначного
числа с однозначным и двузначного числа с двузначным;
Метапредметные:
регулятив
ные:
формулируют учебную задачу урока; планируют свою
деятельность, контролируют и корректируют собственную
деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;
осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны
к саморегуляции;
позна
вательные
: формулируют познавательную цель; осознанно и
произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают
алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят
логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности;
коммуникативные
: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по
речевому высказыванию; достаточно полно и точно выражают свои
мысли; уважают в общении и сотрудничестве всех участников
образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не
создают конфликтов.
Оборудование:
карточки с заданиями для каждого;
карточки для контроля знаний;
учебник 2 класса авт. М.И.Моро и др.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
II. Устный счёт.
- Но сначала нас ждёт интересная работа – устный счёт. Выбери тот ряд
чисел, с которым ты справишься.
Запиши числа, которые пропущены в этом ряду:
47, 48, , , , 52, 53, , . (базовый уровень).
Найди правила, по которому составлен ряд чисел и запиши в нём еще два
числа:
87, 80, 73, 66, 59, , . (задание повышенного уровня).
Задача на смекалку.
Слева от квадрата находится треугольник, а справа от него – круг. Где
находится квадрат? (в середине)
Задания на развитие логического мышления:
1. Изобразите число 13 четырьмя числами 1.
1 1 1 1 = 13 (11 + 1 + 1 = 13)
2. Как составлена таблица? Что должно быть нарисовано в свободных
клетках таблицы?
Индивидуальная работа.
- А сейчас я раздам всем карточки и каждый будет работать самостоятельно.
Внимательно прочитайте задания и начинайте выполнять.
Карточка 1.(Низкий уровень)
Используя знаки «+», « - », «=», составь примеры с числами 84, 9, 5, 70.
Карточка 2. (Низкий уровень)
Реши примеры:
83 + 6 = 69 – 3 =
17 + 60 = 75 – 40 =
6 + 22 = 57 – 20 =
Карточка 3.(Средний уровень)
Вставь в «окошки» числа, чтобы равенства были верными:
+ 8 = 16 11 –
= 6
17 -
= 9
+ 9 = 17
- 7 = 8
- 8 = 8
Карточка 4. (Средний уровень)
Выпиши все разности и найди их значение:
84 – 80 =
65 + 3 =
47 – 6 =
56 – 9 =
90 – 3 =
32 = 30 =
22 + 5 =
71 – 5 =
84 – 9 =
Карточка 5. (Средний уровень)
Выпиши все суммы и найди их значение:
60 + 16 =
75 – 40 =
87 + 2 =
50 – 7 =
25 + 20 =
49 + 4 =
5 + 35 =
56 – 2 =
6 + 78 =
Карточка 6.(Высокий уровень)
Выпиши примеры с ответом 33:
32 + 2 =
28 + 5 =
13 + 20 =
40 – 7 =
39 – 6 =
42 – 9 =
42 – 8 =
53 – 20 =
28 + 4 =
Поставь в выражении скобки так, чтобы равенство было верным:
53- 11+9= 33
Карточка 7.(Высокий уровень)
На одной аллее 15 скамеек, а на другой – 22 скамейки. Унесли 6 скамеек.
Сколько скамеек осталось? Реши задачу разными способами.
Проверка карточек по образцу
III. Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
IV. Самоопределение к деятельности
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам знакома такая запись?
+ 4 = 12 (Да, это пример с «окошком»)
- А такая: а + 4? (Да, это буквенное выражение)
- Что вы делали в первом случае? (подбирали число, чтобы запись была
верной)
- Что делали во втором случае? (Вместо буквы подставляли числа и
вычисляли).
- А сейчас внимательно посмотрите на запись:
х + 4 = 12
- На что она похожа? (И на пример с «окошечком» и на буквенное
выражение).
- Что нам говорит знак «=»? (Это равенство)
- Какое равенство? Все числа в нём известны? (нет).
- Что неизвестно? (первое число)
- Как оно обозначено? (латинской буквой)
- Если оно неизвестно, перед нами какая встаёт задача? (Найти, узнать какое
это число)
- Найдите это число, чтобы равенство было верным. (Это число 8, потому
что 8 + 4 = 12)
- А знаете, что вы сейчас сделали? Вы решили уравнение х+4=12
- Попробуем сделать вывод из всего сказанного и сделанного.
Уравнение это (учитель показывает знак «=») (Равенство)
- Которое содержит что (показываю на х)? (Неизвестное число)
- Что надо сделать с неизвестным числом? (Его надо найти)
- Как обозначается неизвестное число? (Латинской буквой)
- Кто может сказать, что такое уравнение? (Уравнение – это равенство,
которое содержит неизвестное число)
- Что значит «решить уравнение»? Найти такое число, чтобы равенство
было верным)
- Молодцы! Ваша работа достойна похвалы. А сейчас проверьте себя,
прочитав правило в учебнике. Стр. 80.
- Какой сделаете вывод? Вам удалось выяснить, что такое уравнение? (Да)
- Так, что же такое уравнение? Давайте скажем хором.
- Теперь каждый расскажет это правило своему соседу.
VII. Работа по теме урока
Работа с учебником, стр. 68 № 1.
Ещё раз внимательно рассмотрите образец записи решения уравнения.
Х+4=12-это уравнение.
Проверка:
Х=8
8+4=12
12=12
Первый и второй столбики выполняются с объяснением и записью на доске,
третий и четвертый столбики выполняются самостоятельно, с последующей
взаимопроверкой в парах.
- Давайте решим уравнения (3 человека у доски)
10 + х = 17
19 - х = 9
с – 6 = 7
- Как нашли неизвестное число? ( Дети рассказывают алгоритм: 1) Чтобы
найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое.
2) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть
разность. 3) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности
прибавить вычитаемое).
VIII.Физкультминутка.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать
ими.)
IX. Работа над пройденным материалом.
1. Работа над задачей № 6 стр.81
- Прочитайте условие задачи. О ком говорится в задаче? (О Тане, маме и
папе).
- Что говорится о каждом? (Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет
больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что
ему столько лет, сколько Тане и маме вместе).
- Запишите кратко условие задачи.
Таня – 5 л.
Мама - ?, на 19 л. >
Папа- ?, столько же,
Поставьте вопрос и реши задачу.
Сколько лет папе? (Базовый уровень).
Сколько лет папе? Запиши решение выражением . (Повышенный уровень).
(Проверка результатов)
2. Выполнить устно( фронтально).
Уменьшаемое
18
17
16
16
15
15
14
Вычитаемое
9
9
8
7
9
8
9
Разность
Контроль:
- Перед вами на столах лежат карточки. Прочтите задание.
Карточка №1.(Низкий уровень) Решите уравнения.
х-8=12
х+3=10
Карточка № 2. ( Средний уровень) .Внимательно посмотрите на выражения,
подумайте и подчеркните уравнение. Решите его.
х -8=12 14-9=5 y>10 28+а
Карточка № 3. ( Высокий уровень). Разбей данные выражения на группы.
Назови каждую. Выбери ту, которая является уравнениями и реши их.
28+а
14-9=5
х+3=10
20-х
х-8=12
13-7=6
Х. Итог урока.
- Ребята, вот и близится к концу наш урок. С каким математическим
понятием мы познакомились? (Мы познакомились с понятием «уравнение»)
- Тогда скажите, что же такое уравнение?
(Равенство, которое содержит неизвестное число).
- А что значит решить уравнение?
(Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство
было верным).
- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? (Ответы детей).
- Выберите и оцените свою работу знаками:
«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» - (!)
«Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял
их» - (.)
«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится -
(?)
- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и
стремление к знаниям.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря
говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
На последующих уроках мы с вами опять продолжим учиться и
тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!
Домашнее задание.
Стр. 80-81 №2, 5