Напоминание

"Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-"


Автор: Истягина Инга Валерьевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №38 им.Страховой С.Л.
Населённый пункт: ПГТ "Сириус", ФТ "Сириус, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка урока по русскому языку
Тема: "Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-"
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока по русскому языку в 6 классе

Урок-путешествие в город Приставок ПРЕ-ПРИ.

Предмет: русский язык

Класс 6

Учитель: Истягина И.В.

Тема: Правописание приставок при-пре.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – путешествие

Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая

Цели:

Образовательная (Предметная)

- сформировать представление о правописании приставок при- и пре.

- показать условия правильного выбора букв е - и в приставках при-, пре-.

- формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающая (Коммуникативная)

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными

источниками информации (публицистический текст, словарная статья,

монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения,

устной и письменной монологической речи, навык распознавать слова с

приставками при – пре-, обосновывать выбор гласных;

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового

взаимодействия.

4.Развивать учебно–познавательные компетенции: исследовательские навыки

познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний

непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная (Личностная)

1. формировать положительное отношение к знаниям.

2.воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка.

устойчивый познавательный интерес к русскому языкупатриотизм

формулировать собственное мнение,

осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуацияхобщения

работать в группе

владеть различнымивидами аудирования,

осуществлять информационную

переработку текста (план, схема, таблица)

выразительно читать, строить устное и письменное высказывание,

проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя

Планирование самостоятельного выполнения заданий,

выбор темпа работы,

умение действовать самостоятельно

- иметь представление о правописании букв и – е в приставках при – пре-;

- уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор;

- уметь находить изучаемую орфограмму в тексте;

- знать лексическое значение изученных слов;

- уметь использовать в речи и на письме слова на изученную орфограмму.

- производить морфемный, словообразовательный, лексический,

синтаксический разборы

проводить наблюдение под руководством учителя;

-осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи

Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку

Воспитание патриотизма

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к

уроку «Правописание приставок пре- и при-», оценочный лист, учебник

«Русский язык. 6 класс.»(авторы: М.М. Разумовская, С.И.Львова,

В.И.Капинос и др.).

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Эмоциональный настрой учащихся.

Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать! Для положительного настроя

повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза и улыбнитесь. Садитесь.

Сегодня с вами совершим путешествие в город Приставок ПРЕ и ПРИ.

Запишем в тетрадях дату отправления в путешествие (записывают число) и

место отправления( классная работа).

- в оценочных листах запишите Ф.И.Сегодня на уроке каждый из вас

оценит себя сам.

II. Актуализация знаний (5 мин)

1.Первая остановка – «Повторяйка».

-Ребята, разгадайте лингвистическую загадку.

Перед корнем есть часть слова,

Слитно пишется она.

С её помощью, ребята,

Образуются слова.

- О какой морфеме идёт речь? (Речь идёт о приставке)

-А что такое приставка? Дайте определение. ( Приставка - значимая

часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования

новых слов).

2.Орфографическая разминка. (Слайд)

Перед нами ворота в город. Чтобы открыть их, нужно выполнить задание.

-Ребята, на слайде вы видите слова с пропущенной орфограммой. Что общего

во всех этих словах? Распределите все слова на 2 группы и выделите в них

приставки.

Бе..шумный, о..бежать, по..сказать, ра..глядеть, ра..цвет, о.бить,

о..вести,во..петь, на..вязать,в..ходить,ра..толкать, ра..будить,

пр..мудрый, пр..лететь. (Ответы записывают в два столбика)

- К каким группам можно отнести приставки, встретившиеся в словах?

(Неизменяемые приставки и приставки на з-с)

(Слайд) Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте правильность

выполнения заданий по образцу.

- В оценочный лист впишите балл за первое задание.

III. Постановка учебной проблемы.

-А какие слова вызвали затруднение при поиске правила написания?

- Какие слова у нас остались? Прочитайте их. Сможем ли мы правильно

написать гласную в этих приставках? (Нет, так как мы не знаем правила).

- У нас возникла проблема. Какая? (Когда писать при, когда – пре)

IV. Изучение нового материала.

1. Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание приставок пре-при)

- Запишите тему в рабочие тетради.

2.Попробуйте сформулировать цель урока.Чего мы не знаем для правильного

написания этих приставок, но должны узнать? (выяснить условия

написания букв Е-И в приставках, сформулировать какие-то правила).

Ученица:

Город Приставок встретить вас рад.

Здесь вас встречает приставок парад.

Дамы Приставки здесь, посмотри,

Пишутся слитно с корнем они.

Именно в городе «ПриставокПри – Пре» мы сегодня с вами и окажемся.

Девочки:

Пре: Здравствуйте, ребята!

При: Приветствуем вас всех!

Пре-При: Мы решили с вами

познакомиться.

При: ПРЕ - парень преспокойный и

презабавный ПРЕ.

Пре: А ПРИ – приятель скромный,

придворный паж, поэт.

ПРИ: Коль на пути преграда, не

унывает ПРЕ, преодолевает сразу. Где

Пре всегда успех.

ПРЕ: А ПРИ спешить не будет, и,

глазки чуть прикрыв,

Прицелится, присядет, приставит стул

и прыг…

При: ПРЕ чуть преувеличить

ПРЕ: ПРИ приуменьшить рад.

ПРИ: ПРЕ прерывает песню.

ПРЕ: ПРИ припевает в лад.

Учитель: такие вот различные приставки.

Прежде чем научимся узнавать их в лицо

предлагаю разбиться на 3 группы.

V.Исследовательская работа.

1.Вторая остановка – аллея «Новых Знаний».

- Предлагаю провести небольшое исследование и узнать, при каком условии

мы будем писать ПРИ , а при каком – ПРЕ. (Вам надо заполнить маршрутный

лист, который станет вашим входным билетом в город Приставок.

Слайд: Но прежде прочтите теоретический материал, который поможет вам

в выполнении данного задания. А также информация содержится в строчках

стихотворений.

Правило ты повтори. Пре-отличная приставка.

Это совсем не секрет. Ей во всём нужна добавка.

На содержание слова смотри Словом «Очень» проверяем

Сразу получишь ответ. Или ПЕРЕ заменяем.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход Предлинный достанет с крыши рукой,

Космонавт прилетел из Вселенной Прежадный не даст вам конфету.

Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт Кто очень такой и очень сякой

Пишется ПРИ несомненно. ПРЕ мы напишем при этом.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Помни, что пишется ПРИ.- Обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригрело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.

На пригорке придорожном,

В пригороде приморском.

Около что-то или вблизи

И непременно в приставках пиши.

Учитель: Итак, знакомство с приставками ПРЕ – ПРИ состоялось.

Подведём итог нашей исследовательской работы.

Учитель: От чего зависит выбор гласной в приставках ПРЕ-ПРИ ?

Вывод: Выбор гласной в приставках ПРЕ- ПРИ зависит от значения

приставки.

-Какие значения имеет приставка ПРИ-?

-А какие значения у приставки ПРЕ-?

-Как же мы выстроим алгоритм наших действий по выбору условия

написания букв Е или И в этих приставках? (1)Находим слово с приставкой.

2)Определяем лексическое значение слова: это должно быть одно из

перечисленных условий написания ПРИ- или ПРЕ-. 3) По лексическому

значению определяем букву Е/И).

Слайд: Рассмотрим алгоритм

Слайд: - Проверьте, правильно ли заполнили таблицу. (Оцените свою

работу- 5 баллов)

ПРИ

ПРЕ

Значение

приставки

Примеры

Значение

приставки

Примеры

1.Неполнота

действия ( чуть-

чуть)

прикусил, пригорело

Сходное со

значением

«очень»

Предлинный,

прежадный

2.Приближение

Прибыл, приплыл,

прилетел

Сходное со

значением

«пере»

преграда

3.Присоединение

Привинтил,

прикрутил,

Прикрутил.приделал

1.

Близость к

чему-

либо(около)

На пригорке

придорожном, в

пригороде

приморском.

VI.Контроль первичного понимания нового материала

- Итак, мы разгадали тайну города Приставок.

- Теперь проверить можно точно, кто теорию усвоил точно.

Физминутка. Выполните действия.

Встаньте, присядьте на корточки,

Встаньте, приподнимите руки,

Приложите их к затылку,

Руки вниз приопустите.

А теперь присели, привстали, принагнулись, приосанились и снова присел

1. Следующая остановка«Переулок Грамотеев»

Работа в парах. Распределительный диктант.

У вас на столе словосочетания. Нужно распределить словосочетания в две

группы: с приставкой ПРИ и ПРЕ.

Ответы: ПРИ ПРЕ

Приколоть значок Презабавные игры

Прикатился клубок Прервать разговор

Присел на травку Предобрый дедушка

Пришить пуговицу Неожиданная преграда

Прискакал на коне

Пришкольный участок

Прибежал первым

Учитель: поменяйтесь тетрадями, проверьте и выставьте оценку друг другу.

(Взаимопроверка). За правильную работу – 5 баллов.(Слайд) проверка.

1.

Улица «Соображайка». Найдите упр.329. (Называем по цепочке

значение приставок и записываем слова) – 5 баллов ставят те, кто

назвал правильно слова.

4.Площадь «Закрепляйка»

а) первая группа: списать, выполнить морфемный разбор

словапризадумался.

б) вторая группа: списать, определить способ образования слов -

приземлился, приснился.

в) третья группа: списать, выделить графически приставки.

У вас на столах есть рассыпанные предложения. Попытайтесь из них

«Собрать сказку»

1.Пр..землился он, пр..сел на травку и пр..задумался.

2.Это пр..летел злой-пр..злой Змей Горыныч.

3. Пр..казал ему Кащей Василису Пр..мудрую найти, пр..пугнуть, к нему

пр..вести.

4.Пр..забавные и пр..хорошенькие зайчата скакали впр..прыжку по поляне.

5.Но возникли на пути Змея Горыныча непр..одолимыепр..пятствия.

6.Вдруг солнце закрыла пр..огромная туча.

7.Пр..красным вечером Василисе Пр..мудройпр..снилсяпр..чудливый сон.

(Слайд) Проверьте по эталону и оцените свою работу.

Оценивают свою работу. (без ошибок-5 баллов).

VII.Подведение итогов (5мин)

Наше путешествие подошло к концу, но с приставками пре – при мы не

прощаемся.

Мы встретимся с ними на следующем уроке.

Учитель: Вспомните, какие цели урока мы ставили? Достигли?

- Узнали ещё об одной группе приставок,у которой 6 различных значений.

Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они

разделяются на три группы.

1. Остановка «Итоговая». Выставление оценок.

В листе самооценки сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку.

Вы прекрасно поработали. Приобрели новые знания. Преодолели трудности.

Русский язык для вас не преграда.

(Слайд) Закончите фразу:

Я узнал…

Теперь я могу….

Было интересно…

VIII. Домашнее задание:

На выбор:

- Придумать сказку на тему: «Приключения ПРЕ-ПРИ

- Найти в любом тексте и выписать шесть предложений, в которых есть

приставки ПРЕ-ПРИ.

Оценочный лист

Ученика(цы) 6 класса

Этапы урока

Баллы

Актуализация знаний

Орфографическая разминка

Аллея «Новых знаний»

Переулок «Грамотеев»

Улица «Соображайка»

Площадь «Закрепляйка»

Остановка «Итоговая»

1.-1б 26б.-5

2.- 5б 24-20б - 4

3.-5б 19б. - 3

4.-5б

5.-5б

6.-5б



В раздел образования