Автор: Шестакова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Узловая, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок литературного чтения «К.Ушинский «Наше Отечество»
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения
Тема урока: «К.Ушинский «Наше Отечество»
Класс: 2
УМК: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука. 1 класс, 2 часть. - М.: Просвещение,
2013
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.
Задачи урока:
образовательные:
- актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;
- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество»;
- формировать умение анализировать текст, выделять опорные слова;
- развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов
работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте,
рассказе учителя;
- создать условия для принятия, сохранения и решения учебной задачи учащимися по
выделенным учителем ориентирам;
развивающие:
- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, пересказывать
текст по опорным словам;
- способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;
- обогащать чувственный опыт учащихся, используя полученный читательский опыт;
- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине;
- учить рассуждать на заданную тему;
- развивать самооценку учащихся
воспитывающие:
- формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию
значения Родины для каждого человека
- воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории, гражданственность;
Технологии:
здоровьесберегающие,
проблемное
обучение,
критического
мышления, информационно-коммуникационные, игровые, методика опорных сигналов
В.Ф.Шаталова, технология В.Н.Зайцева.
Методы:
словесный,
репродуктивный,
наглядный,
проблемный
диалог,
продуктивное чтение, метод коллизий.
Формы
организации
познавательной
деятельности:
фронтальная,
индивидуальная.
Основные понятия: Родина Россия, малая родина, отечество.
Планируемые результаты:
личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю;
- формирование гражданской идентичности;
-формирование интереса (мотивации) к учению.
метапредметные:
познавательные:
– ориентироваться в учебнике;
– находить ответы на вопросы в тексте;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
регулятивные:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– принимать и сохранять учебную задачу.
коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
предметные:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;
– понимать смысл заглавия произведения;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
- знакомство с текстом К.Д.Ушинского «Наше Отечество»,
- читать по слогам и целыми словами;
-находить с помощью выборочного чтения ответы на вопросы;
-определять главную мысль произведения;
-подбирать слова, близкие по смыслу к слову Отечество,
-знакомятся с известными цитатами о Родине,
- активизируют и расширяют словарный запас.
Межпредметные связи: русский язык, литература.
Ресурсы урока: проектор, презентация.
Этапы урока
I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
II. Определение темы урока и постановка задач урока
III. Применение знаний в новой ситуации
IV. Освоение нового материала.
V. Работа с тренажёром. Тренировка навыков чтения
VI. Физминутка
VII. Работа по учебнику. Открытие нового знания.
VIII. Закрепление новых знаний и способов действий. Работа с опорными словами.
IX. Итог. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
-Итак, ребята, сегодня к нам на урок пришли гости - ваши родители. Давайте повернемся
к ним и поздороваемся.
А теперь настроимся на урок:
Мы смелые, мы умные,
Мы внимательные, мы старательные
В первом классе учимся,
Все у нас получится!
II. Определение темы урока и постановка задач урока.
-Посмотрите на экран, у меня рассыпались слоги, составьте из этих слогов слово.
ди, на, ро
(Родина)
-Давайте подумаем, о чем мы будем говорить на этом уроке, поставим задачи урока.
(Будем говорить о родине, читать новое произведение, выразительно читать)
-Вот такие задачи на урок (слайд)
(ПОЗНАКОМИМСЯ с произведением К.Ушинского «Наше Отечество»; УЗНАЕМ что
такое Родина, Отечество; ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ над правильным, красивым,
выразительным чтением; БУДЕМ УЧИТЬСЯ рассуждать)
III. Применение знаний в новой ситуации
-Итак, что такое родина, как вы думаете?
(Это место, где мы живем, это наша страна, там, где мы родились)
-То есть можно сказать коротко: родина - это место, где мы родились и живем.
-А как называется наша страна? (Россия)
- Посмотрите символы России. Что вы видите на слайде?
(Храмы)
-Да, здесь изображены православные храмы, но в России есть храмы и других религий.
-Наш президент.
-Как его зовут? (В.В. Путин)
-Еще что видите?
-Флаг России, матрешка.
-А теперь перейдем к нашей малой родине, что это за город, узнаёте? (Узловая)
-Что здесь изображено?
(Железнодорожный вокзал, памятник "Вечный огонь", наша площадь и знак при въезде в
город с надписью "Узловая")
IV. Освоение нового материала.
- А теперь посмотрите на запись, что вас удивило?
родина и Родина (Что слово родина можно написать с маленькой и с большой буквы)
-А кто знает, когда слово родина пишется с маленькой буквы, а когда с большой?
(Один ребенок: "Когда слева, в начале предложения")
-На самом деле с маленькой буквы пишется слово родина, если речь идет о нашей малой
родине, например :
Узловая - моя родина. Писатель умер вдали от родины.
-И родина пишется с большой буквы, когда мы имеем в виду нашу страну в целом, либо
мы испытываем патриотические чувства, хотим показать значимость, исключительность,
любовь к своей родине, стране.
- Прочитайте, пожалуйста:
Они сражались за Родину.
Я готов отдать жизнь за Родину.
Нас позовет Родина, и мы все как один, встанем грудью на ее защиту.
-Давайте запишем эти два предложения в помощник по русскому языку.
- Первое предложение диктует нам …
(Используется прием комментированное письмо)
"Начинаю писать предложение с большой буквы – Узловая. Подчеркиваю букву у - это
буква гласного звука, ... , новое слово пишу отдельно с маленькой буквы, ... , в конце
предложения ставлю точку"
-Второе предложение комментирует ….
V. Работа с тренажёром. Тренировка навыков чтения
-Откройте помощник по литературному чтению, потренируемся читать слоги-слияния
(Дети пропевают все слоги)
-А теперь поставьте мысленно перед слогом-слиянием букву "с" , читаем, что получится
(Дети читают по цепочке по 1 столбцу).
VI. Физминутка"Танцуем с мышками"
VII. Работа по учебнику. Открытие нового знания.
-Откройте учебники на стр.86
- Мы сегодня знакомимся с произведением "Наше отечество", которое написал
Константин Дмитриевич Ушинский. Это известный писатель, педагог, который написал
очень много рассказов и сказок для детей. Он наш земляк, он родился в Туле. Папа его
был отставной офицер, который воевал во время Отечественной войны 1812 года.
-Давайте прочитаем все вместе его имя, отчество и фамилию, чтобы запомнить (слайд)
-Прочитайте, как называется произведение К.Ушинского.
-А вы знаете, что обозначает слово Отечество?
-Не знаем.
-Хорошо, чтобы об этом узнать я сейчас с вами еще раз познакомлюсь.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Владимировна, но когда я была маленькой, меня
звали просто Ириной.
-Что означает слово Владимировна?
-Это отчество.
-А как отчество образуется?
-От папы. Ирина, дочь Владимира, получилось - Владимировна.
-И значит, слово отчество образовалось от какого слова? (От слова отец)
Все эти слова родственные: отец, отчество, отечество.
-Что означает отечество?
-Хорошо, когда будем читать рассказ, узнаем.
-Поскольку это произведение трудное, я буду читать сама по частям, а вы будете отвечать
на вопросы.
-Но попрошу следить по тексту за моим чтением.
"Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому,
что в ней жили испокон веку отцы и деды наши"
- Итак, какое название нашей родины вам уже знакомо? (Россия)
-Какое новое название России вы прочитали? (Отечество)
-Почему мы зовем Россию отечеством? Прочитайте.
-Потому что жили наши отцы и деды, мы называем его ласково - отечество.
-А почему матушка?
- Я для вас буду выписывать опорные слова. Цель нашей работы не просто прочитать
текст, а подготовиться пересказывать, слушаем.
"Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и
всё в ней для нас родное".
-Почему мы называем Россию родиной?
Беседа по каждой из 4-ёх частей текста, с анализом слов.
Работа с иллюстрациями на с.87, 86
Легенда о Георгии Победоносце.
VIII. Закрепление новых знаний и способов действий. Работа с опорными словами.
Коллективный пересказ текста по опорным словам:
Отечество – отец.
Родина, родились, родной язык, родное.
Вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.
Государства, одна мать – одна Родина.
IX. Итог. Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Покажите ваше настроение (учащиеся цветовыми карточками-
смайликами показывают своё настроение):
Жёлтый смайлик – если всё было понятно, со всеми заданиями справлялись;
зелёный – если затруднялись;
синий – если было трудно работать.
- Молодцы, мне понравилось, как вы поработали.