Напоминание

урок литературного чтения «К.Ушинский «Наше Отечество»


Автор: Шестакова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Узловая, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок литературного чтения «К.Ушинский «Наше Отечество»
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения

Тема урока: «К.Ушинский «Наше Отечество»

Класс: 2

УМК: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука. 1 класс, 2 часть. - М.: Просвещение,

2013

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.

Задачи урока:

образовательные:

- актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;

- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество»;

- формировать умение анализировать текст, выделять опорные слова;

- развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов

работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте,

рассказе учителя;

- создать условия для принятия, сохранения и решения учебной задачи учащимися по

выделенным учителем ориентирам;

развивающие:

- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, пересказывать

текст по опорным словам;

- способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;

- обогащать чувственный опыт учащихся, используя полученный читательский опыт;

- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине;

- учить рассуждать на заданную тему;

- развивать самооценку учащихся

воспитывающие:

- формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию

значения Родины для каждого человека

- воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории, гражданственность;

Технологии:

здоровьесберегающие,

проблемное

обучение,

критического

мышления, информационно-коммуникационные, игровые, методика опорных сигналов

В.Ф.Шаталова, технология В.Н.Зайцева.

Методы:

словесный,

репродуктивный,

наглядный,

проблемный

диалог,

продуктивное чтение, метод коллизий.

Формы

организации

познавательной

деятельности:

фронтальная,

индивидуальная.

Основные понятия: Родина Россия, малая родина, отечество.

Планируемые результаты:

личностные:

- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю;

- формирование гражданской идентичности;

-формирование интереса (мотивации) к учению.

метапредметные:

познавательные:

– ориентироваться в учебнике;

– находить ответы на вопросы в тексте;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты.

регулятивные:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– принимать и сохранять учебную задачу.

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

предметные:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;

– понимать смысл заглавия произведения;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

- знакомство с текстом К.Д.Ушинского «Наше Отечество»,

- читать по слогам и целыми словами;

-находить с помощью выборочного чтения ответы на вопросы;

-определять главную мысль произведения;

-подбирать слова, близкие по смыслу к слову Отечество,

-знакомятся с известными цитатами о Родине,

- активизируют и расширяют словарный запас.

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Ресурсы урока: проектор, презентация.

Этапы урока

I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

II. Определение темы урока и постановка задач урока

III. Применение знаний в новой ситуации

IV. Освоение нового материала.

V. Работа с тренажёром. Тренировка навыков чтения

VI. Физминутка

VII. Работа по учебнику. Открытие нового знания.

VIII. Закрепление новых знаний и способов действий. Работа с опорными словами.

IX. Итог. Рефлексия

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Итак, ребята, сегодня к нам на урок пришли гости - ваши родители. Давайте повернемся

к ним и поздороваемся.

А теперь настроимся на урок:

Мы смелые, мы умные,

Мы внимательные, мы старательные

В первом классе учимся,

Все у нас получится!

II. Определение темы урока и постановка задач урока.

-Посмотрите на экран, у меня рассыпались слоги, составьте из этих слогов слово.

ди, на, ро

(Родина)

-Давайте подумаем, о чем мы будем говорить на этом уроке, поставим задачи урока.

(Будем говорить о родине, читать новое произведение, выразительно читать)

-Вот такие задачи на урок (слайд)

(ПОЗНАКОМИМСЯ с произведением К.Ушинского «Наше Отечество»; УЗНАЕМ что

такое Родина, Отечество; ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ над правильным, красивым,

выразительным чтением; БУДЕМ УЧИТЬСЯ рассуждать)

III. Применение знаний в новой ситуации

-Итак, что такое родина, как вы думаете?

(Это место, где мы живем, это наша страна, там, где мы родились)

-То есть можно сказать коротко: родина - это место, где мы родились и живем.

-А как называется наша страна? (Россия)

- Посмотрите символы России. Что вы видите на слайде?

(Храмы)

-Да, здесь изображены православные храмы, но в России есть храмы и других религий.

-Наш президент.

-Как его зовут? (В.В. Путин)

-Еще что видите?

-Флаг России, матрешка.

-А теперь перейдем к нашей малой родине, что это за город, узнаёте? (Узловая)

-Что здесь изображено?

(Железнодорожный вокзал, памятник "Вечный огонь", наша площадь и знак при въезде в

город с надписью "Узловая")

IV. Освоение нового материала.

- А теперь посмотрите на запись, что вас удивило?

родина и Родина (Что слово родина можно написать с маленькой и с большой буквы)

-А кто знает, когда слово родина пишется с маленькой буквы, а когда с большой?

(Один ребенок: "Когда слева, в начале предложения")

-На самом деле с маленькой буквы пишется слово родина, если речь идет о нашей малой

родине, например :

Узловая - моя родина. Писатель умер вдали от родины.

-И родина пишется с большой буквы, когда мы имеем в виду нашу страну в целом, либо

мы испытываем патриотические чувства, хотим показать значимость, исключительность,

любовь к своей родине, стране.

- Прочитайте, пожалуйста:

Они сражались за Родину.

Я готов отдать жизнь за Родину.

Нас позовет Родина, и мы все как один, встанем грудью на ее защиту.

-Давайте запишем эти два предложения в помощник по русскому языку.

- Первое предложение диктует нам …

(Используется прием комментированное письмо)

"Начинаю писать предложение с большой буквы – Узловая. Подчеркиваю букву у - это

буква гласного звука, ... , новое слово пишу отдельно с маленькой буквы, ... , в конце

предложения ставлю точку"

-Второе предложение комментирует ….

V. Работа с тренажёром. Тренировка навыков чтения

-Откройте помощник по литературному чтению, потренируемся читать слоги-слияния

(Дети пропевают все слоги)

-А теперь поставьте мысленно перед слогом-слиянием букву "с" , читаем, что получится

(Дети читают по цепочке по 1 столбцу).

VI. Физминутка"Танцуем с мышками"

VII. Работа по учебнику. Открытие нового знания.

-Откройте учебники на стр.86

- Мы сегодня знакомимся с произведением "Наше отечество", которое написал

Константин Дмитриевич Ушинский. Это известный писатель, педагог, который написал

очень много рассказов и сказок для детей. Он наш земляк, он родился в Туле. Папа его

был отставной офицер, который воевал во время Отечественной войны 1812 года.

-Давайте прочитаем все вместе его имя, отчество и фамилию, чтобы запомнить (слайд)

-Прочитайте, как называется произведение К.Ушинского.

-А вы знаете, что обозначает слово Отечество?

-Не знаем.

-Хорошо, чтобы об этом узнать я сейчас с вами еще раз познакомлюсь.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Владимировна, но когда я была маленькой, меня

звали просто Ириной.

-Что означает слово Владимировна?

-Это отчество.

-А как отчество образуется?

-От папы. Ирина, дочь Владимира, получилось - Владимировна.

-И значит, слово отчество образовалось от какого слова? (От слова отец)

Все эти слова родственные: отец, отчество, отечество.

-Что означает отечество?

-Хорошо, когда будем читать рассказ, узнаем.

-Поскольку это произведение трудное, я буду читать сама по частям, а вы будете отвечать

на вопросы.

-Но попрошу следить по тексту за моим чтением.

"Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому,

что в ней жили испокон веку отцы и деды наши"

- Итак, какое название нашей родины вам уже знакомо? (Россия)

-Какое новое название России вы прочитали? (Отечество)

-Почему мы зовем Россию отечеством? Прочитайте.

-Потому что жили наши отцы и деды, мы называем его ласково - отечество.

-А почему матушка?

- Я для вас буду выписывать опорные слова. Цель нашей работы не просто прочитать

текст, а подготовиться пересказывать, слушаем.

"Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и

всё в ней для нас родное".

-Почему мы называем Россию родиной?

Беседа по каждой из 4-ёх частей текста, с анализом слов.

Работа с иллюстрациями на с.87, 86

Легенда о Георгии Победоносце.

VIII. Закрепление новых знаний и способов действий. Работа с опорными словами.

Коллективный пересказ текста по опорным словам:

Отечество – отец.

Родина, родились, родной язык, родное.

Вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.

Государства, одна мать – одна Родина.

IX. Итог. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Покажите ваше настроение (учащиеся цветовыми карточками-

смайликами показывают своё настроение):

Жёлтый смайлик – если всё было понятно, со всеми заданиями справлялись;

зелёный – если затруднялись;

синий – если было трудно работать.

- Молодцы, мне понравилось, как вы поработали.



В раздел образования