Автор: Медянкина Олеся Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУ "Красногорский детский дом"
Населённый пункт: Сахалинская область с.Красногорск
Наименование материала: деловая игра
Тема: "Кто в доме хозяин?"
Раздел: среднее образование
Ход занятия
1. Вводная часть
Слайд 1.
Воспитатель: Здравствуйте участники, гости а также члены жюри .Мы рады приветствовать Вас
на нашей деловой игре.
Целью которой, будет подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни через
формирование бережного отношения к собственности детского дома и рациональном использовании
коммунальных услуг.
Представление жюри и команд
Воспитатель: Предлагает участникам вспомнить русскую народную сказку "Теремок»
Вопросы к детям:
Чем является теремок для тех, кто в нем живет?
Слайд 2
Чтобы найти правильный ответ, командам предлагается выполнить задание 1
Воспитатель: Напоминает значение слова "собственность" все то, что по праву, по закону
принадлежит определенным лицам предприятиям, учреждениям государству; чем они могут владеть,
распоряжаться, пользоваться
. Того, кому принадлежит объект собственности, вещь, называют собственником
. Вопросы к детям:
Слайд 3
1. Какие еще виды собственности вы знаете? Предлагается выполнить задание 2 .
2. Каким видом собственности является теремок? (общественной)
Слайд 4
3. К какому виду собственности относится детский дом и все, что в нем находится?
В результате обсуждения подвести детей к выводу, что детский дом - это государственная
собственность
Воспитатель: Но государство предает право распоряжаться ею тем людям, которые в нем
живут и работают. Значит, детский дом является не только государственной, но и общественной
собственностью. Следовательно, все, что находиться в детском доме, является общественной
собственностью и называется имуществом детского дома.
Воспитатель: Дети перечислите имущество детского дома, находящееся в общественной
собственности.
А что такое "детский дом"? (Место, где живут дети) Подвести детей к тому, что это не только
место, а именно дом
. А так как в любом доме есть хозяйство и хозяин, то детский дом тоже является хозяйством, а
вы - его хозяева.
Тема нашей деловой игры "Кто в доме хозяин?"
Слайд 5
2.Основная часть
Планирования бюджета
Жюри в, ходе занятия, предстоит определить, члены какой команды являются более
бережливыми и экономными хозяевами своего дома. Дополнительные баллы начисляются командам за
активность работ
во время занятия и за оригинальность мышления.
Воспитатель :Для ведения любого хозяйства нужны деньги. Нужны ли деньги детскому дому?
Зачем? (обсуждение)
Ежегодно в детском доме составляется план доходов и расходов, называемый бюджетным.
Вместе с детьми заполнить таблицу:
№
п/п
доходы
расходы
I
Государственные
средства
Оборудование, мебель, бытовая техника
Постельные и туалетные принадлежности
Питание
Одежда, обувь
Медицинское обеспечение
Хозяйственные нужды (стекла, гвозди, инструменты,
сантехника, краска, обои и т. п.)
Обслуживание техники
Оплата коммунальных услуг (водоснабжение, отопление,
канализация, вывоз мусора, электричество, телефон)
Канцелярские принадлежности
Книги, игрушки, игры, спортивный инвентарь
Транспортные расходы
Ремонтные работы
Зарплата сотрудником
Ежемесячные пособия воспитанникам
Летний отдых детей
I
I
Благотворительны
е средства
Поощрения детям, подарки, заграничные поездки
Заполнив таблицу, обсудить,
Слайд 6
Воспитатель: Могут ли воспитанники получать дополнительные денежные доходы, а также
уменьшать расходную часть бюджета. (Изготовление и продажа на ярмарках различных поделок, сбор и
сдача ягод. вырученные деньги частично идут на покупку литературы по рукоделию, на покупку ниток,
лент, рамок, спиц, крючков, бисера и т. п. Самостоятельное изготовление швабр; ремонт обуви; пошив
штор, покрывал, чехлов на мягкую мебель, прихваток, фартуков, рабочих рукавиц; вязание носков,
рукавиц, шарфов и т. Д
. Выполнение части работ своими силами: ремонт мебели, комнат; уборка территории.Все это и
многое другое позволяют, снижая расходную, экономить доходную часть бюджета и вырученные деньги
тратить на удовлетворение более высоких потребностей: покупка литературы, игровых компьютерных
программ; экскурсии и т. п.
Слайд 7
Воспитатель: Выделим основные хозяйские качества:
1.
Изготовление всего необходимого, по возможности, своими силами
2.
Выполнение части хозяйственных работ своими силами.
3.
Бережное отношение к имуществу.
4.
Поддержание чистоты и порядка.
5.
Уважительное отношение к труду персонала Разумное потребление коммунальных услуг
(об этом поговорим чуть позже).
Слайд8Продолжить занятие сценкой басни А. Ильина "Обиженная парта" с последующим
обсуждением.(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Вопросы к детям:
Можно ли назвать Витю хозяином своей школы?
Есть у нас такие воспитанники, как Витя?
Можно ли назвать такое отношение к своему имуществу хозяйским?
Слайд 9Прочитать отрывок из рассказа Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома".(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Вопросы к детям:
"Как теперь поступить с пятном, если оно не отмывается? (Надо делать ремонт)
В беседе подчеркнуть, что для ремонта требуются кисти, краска, мел, другие материалы, надо
найти мастера, заплатить ему за работу.
Напомнить, про дверные ручки ,унитазы ,двери ,кровати и т.д
Воспитатель :А если бы все воспитанники нашего детского дома берегли бы свое имущество, как
настоящие хозяева, То деньги, потраченные на подобные ремонты, могли бы пойти на другие цели:
подарки именинникам, угощения для праздничного стола, покупка видеодисков для DVD и т. п.
Делается вывод о важности сохранения имущества детского дома, школы, о поддержании
чистоты и порядка.
Слайд10
Воспитатель :Давайте выполним задание 3, команды подсчитают убытки детского дома за
напрасную работу.
Еще раз подчеркнуть, что имущество детского дома надо беречь. труд обслуживающего
персонала уважать, поскольку, впоследствии на ремонт, на покупку материалов для ремонта, на
зарплату специалистам приходится тратить большие деньги, которые можно было бы потратить с
большей пользой для себя, для хозяев, т. к. бережное отношение позволяет снизить расходы и
соответственно экономно расходовать доходы.
Слайд 11 Физ.. минутка( приложение)
Слайд 12
Предложить командам игру "Выбери самое нужное" (см. задание 4).РАНЖИРОВАНИЕ
После обсуждения прослушанных ответов, подвести детей к выводу, что ведение хозяйства
детского дома, так же как и ведение семейного хозяйства, должно строиться с учетом не только
потребностей, но и возможностей
. Воспитатель:
"Никогда не могут быть полностью удовлетворены все возрастающие потребности человека,
поэтому всегда необходимо соизмерять свои финансовые возможности со своими запросами, человек
всегда вынужден делать выбор между хочу и надо.
Таков закон экономики. Экономика учит нас рационально тратить имеющиеся средства,
обдуманно подходить к покупке".
Слайд 13
Предложить командам выполнить задания 5
Слайд 14
задание 6
.Воспитатель: Все цены в заданиях реальны, суммы получаются немалые. Вы, как хозяева,
должны понять, что доходная часть денежного плана не увеличится, если вдруг окажется что несколько
кроватей и стульев будут сломаны и надо купить новые взамен. Это будет значить, что покупку
придется сделать в ущерб себе, хозяевам. Возможно, была запланирована покупка велосипедов,
телевизора, компьютера, которую придется отложить, ведь без кроватей и стульев не обойтись:
Слайд 15
II. Коммунальные услуги и расходы на их потребление.
Предложить детям загадки:
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем -
Как мы это назовем? (водопровод)
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество -
Это : (электричество)
Дом стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется -
Ярким пламенем зажжется. (лампа)
Загляни-ка под окошко -
Там растянута гармошка.
Но гармошка не играет,
Детский дом наш согревает (отопительная батарея).
Вопросы к детям:
Где люди встречаются с этими явлениями? Как часто?
Воспитатель: С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже
порой не замечая этого: когда отрываем кран, чтобы помыть руки; включаем свет, чтобы в помещении
было светло - мы начинаем потреблять коммунальные услуги.
Вопросы к детям:
Где вы уже встречались с этим понятием, укажите название организаций, обеспечивающих
детский дом водой, электроэнергией, теплом.
. Слайд 16
Предложить командам выполнить задание 7.
Воспитатель: Надо ли экономить то, чего на первый взгляд, у нас достаточно: обычную воду,
электроэнергию? Отвернул кран и из него бьет звонкая, прозрачная струя воды - лей, сколько угодно!
Щелкнул выключателем - и разольется по комнате свет от электрической лампочки.
Вопросы к детям:
1.
Как люди заставили воду прийти в дом?
2.
Всегда ли были электрические лампочки?
3.
Каких ее "родственников" вы знаете ? (лучина, факел, свеча, керосиновая и газовая
лампа)
Воспитатель: Много человеку потребовалось труда, ума, изобретательности, чтобы разные
явления природы стали друзьями и верными помощниками. А раз они помощники и друзья, о них надо
заботиться и беречь. Ведь богатства земные не беспредельны".
. Слайд 17
Обсудить с детьми проблему экономического отношения к потреблению света, воды, тепла, не
быть равнодушными к бесполезной их трате.
Воспитатель: Текущая без нужды чистая вода попадает в канализацию, где смешивается с
грязной жижей. Чтобы из этой жижи получить чистую воду, строят специальные очистные сооружения,
которые не успевают очищать огромное количество грязной воды. Они работают на пределе. Если кран
остался открытым, то не только впустую истрачена чистая вода, но и увеличилось количество грязной
воды и соответственно нагрузка на очистные сооружения. Пока водопроводную воду можно пить, но ее
качество с каждым годом все ухудшается.
Можно предложить стихи С. Погореловского:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана - кап, кап, кап:
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря:
А то пройдет немного лет
И нет водицы - нет, нет, нет.
Можно закончить четверостишием:
Бережливым будь с водой!
Шевельни чуть-чуть рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
. Слайд 18
Воспитатель : Предложить командам выполнить задание 8
Жюри подводит итоги
Рефлексия
Воспитатель :
СЕГОДНЯ НА ДЕЛОВОЙ ИГРЕ МЫ С ВАМИ ФОРМИРОВАЛИ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОСТИ
ДЕТСКОГО ДОМА И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ,ДЛЯ ПОДГОТОВКЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
.
Слайд 19
Задание 9.
Какая пословица вам будет нужна ,для подготовке к самостоятельной жизни?
Слайд 20
Слово предоставляется жюри
III. Заключительное слово.
Воспитатель :
Придет время и у каждого из вас будет своя семья и, конечно же, свое
хозяйство, очень хочется верить, что это будет хорошая семья и крепкое хозяйство, а чтобы это
действительно так и было, необходимо готовить себя к взрослой успешной жизни уже сейчас.
Навыки бережливого и экономного отношения к своему или общественному имуществу
закладываются и развиваются с детства.
Вы пока еще дети, но уже должны серьезно задуматься и изменить свое отношение к
окружающим вас вещам, беречь их и приумножать богатство детского дома. Чтобы потом, когда
уйдете из него, мы, ваши
воспитатели
,
вспоминали
вас
добрым
словом
,
ставили
в
пример
новым
поколениям
воспитанников
.
Чтобы
вам не стыдно было приходить сюда, в
дом, где вы выросли и стаи, чтобы мы были рады вас видеть всегда.
Надеюсь, что эта деловая игра поможет вам изменить отношение к имуществу детского
дома, поможет стать настоящими его хозяевами ,а в дальнейшем и хозяевами своего дома
.Спасибо всем.
!