Автор: Наталья Геннадьевна Скиданова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ ЗАТО г. Островной"
Населённый пункт: Мурманская область, г. Островной
Наименование материала: Методическая разработка Учебного занятия.
Тема: "Анималистический жанр в изобразительном искусстве."
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
Учебного занятия в объединении
«Рисование» (3-ий год обучения)
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДДТ ЗАТО г.Островной»
Скиданова Наталья Геннадьевна
Тема занятия: Анималистический жанр в изобразительном искусстве.
Цель занятия: Знакомство с анималистическим жанром в изобразительном
искусстве.
Задачи: 1. Формирование представлений о методе «зарисовка»;
2. Расширение
кругозора
обучающихся
в
области
изобразительного искусства;
3. Воспитание
любви
к
окружающему
миру
и
бережного
отношения к природе.
Оборудование, материалы и инструменты:
1. Ноутбук;
2. Экран;
3. Аудио-плейер, CD-диски: «Мировая классика», «Композиции
Эннио Морриконе;
4. Презентация (видеоматериалы);
5. Мольберт (10 штук);
6. Натура (искусственный олень);
7. Схема поэтапного рисования животного;
8. Набор простых и цветных карандашей, ластик;
9. Бумага формат: А-3, А-4.
10.Схемы поэтапного рисования бизона (10 штук).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Этапы
Содержание занятия
Кол-во
уч. вр.
1.Организаци-
онный
момент.
Приветствие.
Сообщение темы, цели и задач занятия:
Тема
сегодняшнего
нашего
занятия:
«Анималистический
жанр
в
изобразительном искусстве».
Цель
занятия:
Знакомство
с
анималистическим жанром в изобразительном
искусстве.
5 мин
1
Задачи:
1.
Формирование представлений о методе
«зарисовка» в технике «графика»;
2.
Расширение кругозора обучающихся в
области изобразительного искусства;
3.
Воспитание любви к окружающему миру
и бережного отношения к природе.
2. Теоретичес-
кая часть
Одна из самых любимых тем для
детей и взрослых в рисовании является
тема изображения животных
Хочется сказать, что очень важно любить и
беречь нашу природу и окружающий нас мир,
наших «меньших братьев» - животных, ведь
без них мир был бы скучным и неинтересным.
На
этом
занятии
мы
более
подробно
познакомимся с жанром в изобразительном
искусстве, который относится к искусству
изображения животных.
Просмотр видеоматериала
Презентация
1 слайд
Этот
жанр
носит
название
анималистический, его название происходит
от латинского слова «анима», что в переводе
означает
-
животное.
К
этому
жанру
относятся
произведения
живописи,
скульптуры,
графики,
декоративно-
прикладного
искусства
и
народного
–
изображающие животных.
2 слайд
Вопрос: А теперь давайте вспомним, какие вы
уже
знает
жанры
в
изобразительном
искусстве?
Ответ:
Пейзаж;
Натюрморт;
Портрет;
Исторический и батальный;
Бытовой.
Теперь вы познакомитесь с ещё одним жанром
в
изобразительном
искусстве.
Этот
жанр
называется – анималистический.
3 слайд
В
истории
развития
изобразительного
2
искусства жанр изображения животных – один
из самых древних на Земле.
Например, нам известны наскальные рисунки
быков (наскальные – т.е. изображённые на
скале) из пещеры Альтамира, эпохи палеолита
(палеолит – это древний каменный век).
Десятки
тысяч
лет
тому
назад
человек
поразился красоте зверя и запечатлел его на
стенах своего жилища. И с тех пор этот жанр
живет в искусстве всех времен и народов.
4 слайд
Посмотрите
на
фрагменты
наскальной
живописи, найденные в пещере Альтамира.
Первобытные люди рисовали на стенах
своих пещер разных животных: оленей,
бизонов, лошадей.
Вопрос:
Как
вы
думаете,
почему
же
первобытные
люди,
а
именно
охотники
рисовали животных?
Ответ: Первоначально они, конечно же, не
собирались
украшать
пещеру
или
писать
картину. Продумывая план охоты на сильного
и коварного зверя, первобытный охотник часто
изображал животных.
Рисуя фигуру зверя – он познавал и изучал его,
мечтая поймать.
Например, могучая туша бизона передавалась
экономными, смелыми штрихами и большими
пятнами краски: красной, жёлтой, чёрной.
Изображение
было
полно
жизни:
в
нём
чувствовались
трепет
напрягающихся
мускулов, упругость коротких крепких ног,
готовность ринуться вперед.
А, например, в изображениях оленей и ланей
первобытные художники хорошо передавали
стройность фигур этих животных и изящество
силуэта.
5 слайд
Вопрос: Как вы думаете, чем же рисовали
первобытные люди?
Ответ: Видимо, основными
инструментами
были кисточки из шерсти, палка или просто
палец. В рисунках пытались передать главное
и характерное в животном. Например, бизон
получался – «всем бизонам – бизон» - толстым,
чтобы охота была удачной.
3
Краску для живописи получали из природных
материалов: растирали минералы и растения.
Рисунки
были
выполнены
в
красных,
коричневых,
жёлтых
тонах,
пурпурного
оттенка,
охрой разных оттенков –
всеми
«цветами земли».
Физминутка.
3. Практи-
ческая часть
А сейчас давайте поиграем! Вы представите
себя первобытными художниками и мысленно
перенесетесь в каменный век. Представьте, что
вы задумались перед тем, как изобразить на
скале в пещере бизона или сцену охоты на них.
Для того, чтобы вам было легче, я раздам
каждому из вас схемы поэтапного рисования
бизона
и
лист
А-4
с
изображением
первобытного человека в пещере. Ваша задача
– нарисовать бизона в левом верхнем углу
листа. Рисунок должен быть графическим, вы
будете
использовать
цветные
карандаши:
красного, желтого, коричневого, оранжевого,
черного цветов – по выбору.
Для творческого настроя я включу вам музыку
«Мировая
классика»,
«Композиции
Эннио
Морриконе.
Перемена.
25 мин.
4. Теоретичес-
кая часть
В ходе первой части занятия мы с вами узнали
историю
зарождения
и
развития
анималистического
жанра.
А
сейчас
я
познакомлю вас с именами художников –
анималистов нового времени и 20 века.
В анималистическом жанре работали многие
известные художники, вот фамилии некоторых
из них:
Леонардо да Винчи,
Рубенс,
Дюрер,
Рембрандт,
Серов,
Ватагин,
Ефимов,
Кукунов,
Кардовский,
Иванов,
Паленов.
10 мин.
4
Давайте познакомимся с их творчеством.
Просмотр наглядного материала.
Некоторые из этих художников оставили нам
не только картины, но и советы художников-
анималистов:
Советы художников-анималистов:
1.
Чтобы
рисовать
животных
–
надо
хорошо знать их анатомию (т.е. строение
тела), их повадки и характер;
2.
Создавая
живой
образ
животного,
художник должен уметь увидеть самое
главное, характерное в животном;
3.
Художник-анималист должен обладать
хорошей
зрительной
памятью,
ведь
животное нельзя заставить позировать;
4.
Прежде чем рисовать по памяти надо
поупражняться – поработать с натуры,
выполняя быстрые наброски и зарисовки.
Вопрос: Что такое наброски и зарисовки?
Ответ:
Наброски - это быстрые рисунки, в
которых карандаш или кисть художника
схватывает
то,
что
потом
ему
необходимо для работы над задуманным
произведением.
Для анималиста сделанные с натуры наброски
– ценный материал. Их обязательно надо
сохранять и накапливать.
Зарисовки художника – это его память
об увиденном, это рисунки, сделанные с
натуры. Художник быстро зарисовывает
в альбом то, на чем остановился его
внимательный взгляд.
У анималистов всегда есть с собой карандаш и
блокнот для зарисовок.
Условно наброски и зарисовки делятся на
линейные и тональные (наброски «пятном»).
Рисунки,
наброски
и
зарисовки
можно
выполнять
различными
материалами:
карандашом, углем,
восковыми мелками,
пастелью
(графические
материалы),
с
помощью кисти или пера.
А сейчас давайте попробуем сделать зарисовку
оленя с натуры. Обратите внимание – в
качестве натуры у нас будет искусственный
олень. Олень – это наше северное животное,
5
всеми любимое, особенно жителями северных
краев.
Для работы мы будем использовать простые и
цветные карандаши, цветовая гамма которых:
коричневый, желтый, красный, оранжевый и
черный – на ваш выбор. Эти цвета мы выбрали,
позаимствовав у древних художников
каменного века, которые рисовали «цветами
земли».
Физминутка.
5. Практичес-
кая часть
Итак, у каждого из вас готов мольберт с
листом формат А-3, вы выбрали удобную для
вас позицию по отношению к натуре. Можно
начинать работать.
Перед
работой
давайте
вспомним,
как
правильно
расположить
формат
–
горизонтально или вертикально – все зависит
от того, как вы будете рисовать оленя. Можно
сделать зарисовку только головы оленя.
Итак, правила рисования с натуры:
1.
Выбор позиции по отношению к натуре;
2.
Выбор положения формата;
3.
Найти центр на формате;
4.
Работа
с
глазомером
при
помощи
карандаша;
5.
Соизмерение
частей
натуры
по
отношению
друг
к
другу,
соблюдение
пропорций.
6.
Построение
рисунка
натуры
конструктивно – на основе геометрических
фигур;
7.
Основная задача рисования с натуры –
сходство.
Мы
сегодня
попробуем
с
вами
сделать
зарисовку искусственного оленя с натуры.
Правила зарисовки:
1.
Быстрые четкие линии;
2.
Выделение характерных черт животного;
3.
Выделение тоном или штрихом объема
тела животного.
25 мин.
6. Подведение
итогов
А сейчас, после того как вы справились с
практическим
заданием,
давайте
подведём
итоги.
Вопрос:
Что
нового
вы
узнали
на
этом
занятии?
5 мин.
6
1.Вы
познакомились
с
новым
жанром
в
изобразительном
искусстве
и
его
особенностями.
2.Узнали,
что
означают
слова:
«анима»,
«зарисовка», «наброски»;
3.Узнали советы художников-анималистов;
4.Попробовали нарисовать бизона по схеме и
сделать зарисовку оленя с натуры;
Давайте сделаем выставку ваших работ и
рассмотрим их.
Все справились с заданием хорошо,
молодцы!
Спасибо за внимание!
7