Автор: Воропаева Ирина Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ОЧУ СОШ "Лидер"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектирование задания 27 повышенной сложности ЕГЭ по биологии
Раздел: полное образование
Воропаева Ирина Анатольевна, учитель биологии ОЧУ СОШ «Лидер», г.Москва
Проекты метапредметных заданий повышенной сложности для объективного
оценивания уровня сформированности у учащихся 10-11 классов читательских
умений (1), умений по работе с графической информацией (2), общелогических
умений (3) при подготовке к ЕГЭ по биологии
1. Известно, что цианобактерии («сине-зелёные водоросли») – прокариотические
фотосинтезирующие микроорганизмы, способные к фиксации атмосферного
азота.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения,
наиболее подходящие для описания данных признаков этих организмов. Запишите в таблицу
цифры, соответствующие выбранным ответам.
1.
В клеточной стенке и слизистом чехле цианобактерий часто откладываются
карбонат кальция, диоксид кремния, соли железа и фосфаты - так образуются
строматолиты или цианобактериальные маты. Возраст древнейших строматолитов
Земли - 3,7 млрд. лет.
2.
Фермент нитрогеназа восстанавливает молекулярный азот
N
2
0
до иона аммония
NH
4
+¿ ¿
и локализуется в специализированных клетках – гетероцистах.
3.
Сине-зелёные водоросли вызывают цветение воды, выделяют дерматотоксины,
гепатотоксины, цитотоксины, нейротоксины, вызывающие тяжёлые поражения
организмов животных и человека.
4.
ДНК лежит в центре клетки свободно, она не окружена мембранами, также у
многих цианобактерий в клетках содержатся дополнительные кольцевые молекулы
ДНК – плазмиды.
5.
Окраска цианобактерий зависит от множества пигментов. Зелёный хлорофилл a
имеет максимум поглощения в красной (680 нм) и синей (430 нм) частях спектра,
жёлтые каротиноиды – в сине-зелёной (400 – 550 нм), красно-синие фикобилины
поглощают свет соответственно в зелёной и жёлтой областях спектра (430 – 680
нм).
6.
Цианобактерии обитают в пресных, солоноватых и солёных водоёмах, в почве, на
поверхности скал, в горячих источниках, могут вступать в симбиоз с аскомицетами
в лишайниках, с протистами и с высшими растениями.
Ответ:
2
4
5
2. Изучите график зависимости удельного коэффициента поглощения света хлорофиллами a и
b от длины волны видимого света (по оси абсцисс отложена длина волны видимого света (нм),
а по оси ординат – удельный коэффициент поглощения света хлорофиллами a и b (усл. ед.).
Выберите корректные утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа
представленного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Утвер
ждения:
1.
Хлорофилл
a
является
основным
фотосинтетическим
пигментом
фотосинтезирующих организмов.
2.
Хлорофилл a имеет два максимума поглощения в синей и красной частях спектра,
приблизительно равные 430 и 670 нм.
3.
Хлорофилл а P700нм является активным реакционным центром Фотосистемы I,
хлорофилл a P680нм является активным реакционным центром Фотосистемы II,
максимумы поглощения ФС I и ФС II расположены в красной части спектра.
4.
Хлорофилл a поглощает больше световой энергии, чем хлорофилл b.
5.
Красноволновый максимум поглощения хлорофилла b
несколько сдвинут в
коротковолновую область, благодаря чему «зелёный провал» (область, в которой
хлорофилл почти не поглощает свет) хлорофилла b несколько уже по сравнению с
хлорофиллом a.
Ответ: 25
3. Прочитайте текст и выполните задание 27. Для выполнения задания
воспользуйтесь таблицей генетического кода:
Этапы биосинтеза белка
В результате транскрипции и посттранскрипционного процессинга образовалась
короткая иРНК следующего строения:
5
,
- AUGAGUGAUUGA -
3
,
,
которая далее
вступила в процесс трансляции.
Этапы трансляции в тексте перепутаны.
Задание: восстановите логическую последовательность этапов трансляции,
данные номера предложений в правильном порядке внесите в колонки таблицы,
ставя пробелы между числами порядковых номеров:
1.
Рибосома перемещается на один триплет, кодон GAU устанавливается в A-сайт.
2.
Узнавание старт-кодона AUG малой субъединицей рибосомы.
3.
Образование пептидной связи между метионином и серином.
4.
Образование водородных связей между старт-кодоном иРНК
и антикодоном
тРНК
мет
.
5.
В A-сайт приходит специальный белок - фактор терминации трансляции.
6.
Образование водородных связей между кодоном
5
,
- AGU -
3
,
и антикодоном
5
,
-
ACU -
3
,
.
7.
Аминоацилирование сериловой т РНК
аминокислотой серином с помощью
фермента кодазы.
8.
Постановка
тРНК
асп
в А-сайт рибосомы.
9.
Объединение малой и большой суъединиц рибосомы в функциональный центр.
10. Присоединение метиониловой тРНК с метионином к P-сайту рибосомы.
11.
Рибосома перемещается на один триплет и диссоциирует на отдельные
субъединицы.
12. Образование пептидной связи между серином и аспарагиновой кислотой.
13. Постановка
тРНК
сер
в А-сайт рибосомы.
14. Образование водородных связей между кодоном
5
,
- GAU-
3
,
и антикодоном
5
,
-
AUC -
3
,
.
15. Образовавшийся пептид выходит в цитоплазму или эндоплазматическую сеть для
дальнейшего формирования – фолдинга.
16. Рибосома перемещается на один триплет, кодон UGA устанавливается в A-сайт.
17.
Аминоацилирование аспарагил-ациловой тРНК
аспарагиновой кислотой с
помощью фермента кодазы.
Этапы трансляции
Инициация
Элонгация
Терминация
Номера предложений
в
правильном
порядке
2 10 4 9
7 13 6 3 1 17 8 14 12
16 5 11 15
Правильный порядок предложений:
1.
Узнавание старт-кодона AUG малой субъединицей рибосомы.
2.
Присоединение метиониловой тРНК с метионином к P-сайту рибосомы.
3.
Образование водородных связей между старт-кодоном иРНК и антикодоном
тРНК
мет
.
4.
Объединение малой и большой суъединиц рибосомы в функциональный центр.
5.
Аминоацилирование сериловой тРНК аминокислотой серином с помощью фермента кодазы.
6.
Постановка
тРНК
сер
в А-сайт рибосомы.
7.
Образование водородных связей между кодоном
5
,
- AGU -
3
,
и антикодоном
5
,
- ACU -
3
,
.
8.
Образование пептидной связи между метионином и серином.
9.
Рибосома перемещается на один триплет, кодон GAU устанавливается в A-сайт.
10. Аминоацилирование аспарагил-ациловой тРНК
аспарагиновой кислотой с помощью
фермента кодазы.
11. Постановка
тРНК
асп
в А-сайт рибосомы.
12. Образование водородных связей между кодоном
5
,
- GAU-
3
,
и антикодоном
5
,
- AUC -
3
,
.
13. Образование пептидной связи между серином и аспарагиновой кислотой.
14. Рибосома перемещается на один триплет, кодон UGA устанавливается в A-сайт.
15. В A-сайт приходит специальный белок - фактор терминации трансляции.
16. Рибосома перемещается на один триплет и диссоциирует на отдельные субъединицы.
17. Образовавшийся пептид выходит в цитоплазму или эндоплазматическую сеть для
дальнейшего формирования – фолдинга.
Примечание: данное задание можно использовать как тренировочное для подготовки к ЕГЭ,
или как олимпиадное. Можно его упростить, сократив стадию аминоацилирования тРНК.