Напоминание

Проектирование задания 27 повышенной сложности ЕГЭ по биологии


Автор: Воропаева Ирина Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ОЧУ СОШ "Лидер"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектирование задания 27 повышенной сложности ЕГЭ по биологии
Раздел: полное образование





Назад




Воропаева Ирина Анатольевна, учитель биологии ОЧУ СОШ «Лидер», г.Москва

Проекты метапредметных заданий повышенной сложности для объективного

оценивания уровня сформированности у учащихся 10-11 классов читательских

умений (1), умений по работе с графической информацией (2), общелогических

умений (3) при подготовке к ЕГЭ по биологии

1. Известно, что цианобактерии («сине-зелёные водоросли») – прокариотические

фотосинтезирующие микроорганизмы, способные к фиксации атмосферного

азота.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения,

наиболее подходящие для описания данных признаков этих организмов. Запишите в таблицу

цифры, соответствующие выбранным ответам.

1.

В клеточной стенке и слизистом чехле цианобактерий часто откладываются

карбонат кальция, диоксид кремния, соли железа и фосфаты - так образуются

строматолиты или цианобактериальные маты. Возраст древнейших строматолитов

Земли - 3,7 млрд. лет.

2.

Фермент нитрогеназа восстанавливает молекулярный азот

N

2

0

до иона аммония

NH

4

+¿ ¿

и локализуется в специализированных клетках – гетероцистах.

3.

Сине-зелёные водоросли вызывают цветение воды, выделяют дерматотоксины,

гепатотоксины, цитотоксины, нейротоксины, вызывающие тяжёлые поражения

организмов животных и человека.

4.

ДНК лежит в центре клетки свободно, она не окружена мембранами, также у

многих цианобактерий в клетках содержатся дополнительные кольцевые молекулы

ДНК – плазмиды.

5.

Окраска цианобактерий зависит от множества пигментов. Зелёный хлорофилл a

имеет максимум поглощения в красной (680 нм) и синей (430 нм) частях спектра,

жёлтые каротиноиды – в сине-зелёной (400 – 550 нм), красно-синие фикобилины

поглощают свет соответственно в зелёной и жёлтой областях спектра (430 – 680

нм).

6.

Цианобактерии обитают в пресных, солоноватых и солёных водоёмах, в почве, на

поверхности скал, в горячих источниках, могут вступать в симбиоз с аскомицетами

в лишайниках, с протистами и с высшими растениями.

Ответ:

2

4

5

2. Изучите график зависимости удельного коэффициента поглощения света хлорофиллами a и

b от длины волны видимого света (по оси абсцисс отложена длина волны видимого света (нм),

а по оси ординат – удельный коэффициент поглощения света хлорофиллами a и b (усл. ед.).

Выберите корректные утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа

представленного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Утвер

ждения:

1.

Хлорофилл

a

является

основным

фотосинтетическим

пигментом

фотосинтезирующих организмов.

2.

Хлорофилл a имеет два максимума поглощения в синей и красной частях спектра,

приблизительно равные 430 и 670 нм.

3.

Хлорофилл а P700нм является активным реакционным центром Фотосистемы I,

хлорофилл a P680нм является активным реакционным центром Фотосистемы II,

максимумы поглощения ФС I и ФС II расположены в красной части спектра.

4.

Хлорофилл a поглощает больше световой энергии, чем хлорофилл b.

5.

Красноволновый максимум поглощения хлорофилла b

несколько сдвинут в

коротковолновую область, благодаря чему «зелёный провал» (область, в которой

хлорофилл почти не поглощает свет) хлорофилла b несколько уже по сравнению с

хлорофиллом a.

Ответ: 25

3. Прочитайте текст и выполните задание 27. Для выполнения задания

воспользуйтесь таблицей генетического кода:

Этапы биосинтеза белка

В результате транскрипции и посттранскрипционного процессинга образовалась

короткая иРНК следующего строения:

5

,

- AUGAGUGAUUGA -

3

,

,

которая далее

вступила в процесс трансляции.

Этапы трансляции в тексте перепутаны.

Задание: восстановите логическую последовательность этапов трансляции,

данные номера предложений в правильном порядке внесите в колонки таблицы,

ставя пробелы между числами порядковых номеров:

1.

Рибосома перемещается на один триплет, кодон GAU устанавливается в A-сайт.

2.

Узнавание старт-кодона AUG малой субъединицей рибосомы.

3.

Образование пептидной связи между метионином и серином.

4.

Образование водородных связей между старт-кодоном иРНК

и антикодоном

тРНК

мет

.

5.

В A-сайт приходит специальный белок - фактор терминации трансляции.

6.

Образование водородных связей между кодоном

5

,

- AGU -

3

,

и антикодоном

5

,

-

ACU -

3

,

.

7.

Аминоацилирование сериловой т РНК

аминокислотой серином с помощью

фермента кодазы.

8.

Постановка

тРНК

асп

в А-сайт рибосомы.

9.

Объединение малой и большой суъединиц рибосомы в функциональный центр.

10. Присоединение метиониловой тРНК с метионином к P-сайту рибосомы.

11.

Рибосома перемещается на один триплет и диссоциирует на отдельные

субъединицы.

12. Образование пептидной связи между серином и аспарагиновой кислотой.

13. Постановка

тРНК

сер

в А-сайт рибосомы.

14. Образование водородных связей между кодоном

5

,

- GAU-

3

,

и антикодоном

5

,

-

AUC -

3

,

.

15. Образовавшийся пептид выходит в цитоплазму или эндоплазматическую сеть для

дальнейшего формирования – фолдинга.

16. Рибосома перемещается на один триплет, кодон UGA устанавливается в A-сайт.

17.

Аминоацилирование аспарагил-ациловой тРНК

аспарагиновой кислотой с

помощью фермента кодазы.

Этапы трансляции

Инициация

Элонгация

Терминация

Номера предложений

в

правильном

порядке

2 10 4 9

7 13 6 3 1 17 8 14 12

16 5 11 15

Правильный порядок предложений:

1.

Узнавание старт-кодона AUG малой субъединицей рибосомы.

2.

Присоединение метиониловой тРНК с метионином к P-сайту рибосомы.

3.

Образование водородных связей между старт-кодоном иРНК и антикодоном

тРНК

мет

.

4.

Объединение малой и большой суъединиц рибосомы в функциональный центр.

5.

Аминоацилирование сериловой тРНК аминокислотой серином с помощью фермента кодазы.

6.

Постановка

тРНК

сер

в А-сайт рибосомы.

7.

Образование водородных связей между кодоном

5

,

- AGU -

3

,

и антикодоном

5

,

- ACU -

3

,

.

8.

Образование пептидной связи между метионином и серином.

9.

Рибосома перемещается на один триплет, кодон GAU устанавливается в A-сайт.

10. Аминоацилирование аспарагил-ациловой тРНК

аспарагиновой кислотой с помощью

фермента кодазы.

11. Постановка

тРНК

асп

в А-сайт рибосомы.

12. Образование водородных связей между кодоном

5

,

- GAU-

3

,

и антикодоном

5

,

- AUC -

3

,

.

13. Образование пептидной связи между серином и аспарагиновой кислотой.

14. Рибосома перемещается на один триплет, кодон UGA устанавливается в A-сайт.

15. В A-сайт приходит специальный белок - фактор терминации трансляции.

16. Рибосома перемещается на один триплет и диссоциирует на отдельные субъединицы.

17. Образовавшийся пептид выходит в цитоплазму или эндоплазматическую сеть для

дальнейшего формирования – фолдинга.

Примечание: данное задание можно использовать как тренировочное для подготовки к ЕГЭ,

или как олимпиадное. Можно его упростить, сократив стадию аминоацилирования тРНК.



В раздел образования