Автор: Старцева Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ " Детский сад №30" Росинка"
Населённый пункт: Минусинск
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Организация опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Тема: Организация опытно-экспериментальной деятельности в первой
младшей группе.
Цель:
Формировать познавательный интерес у детей раненого дошкольного возраста
с использованием опытно-экспериментальной деятельности и знаний о правилах
безопасного обращения с предметами;
Задачи:
1.Образовательные:
* Формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах живой и не
живой природы;
* обучения умению использовать приборы в исследованиях;
* формирование у детей мотивации к самостоятельному исследованию предметов;
2. Развивающие:
* Развитие речевых способностей;
* Развитие мелкой моторики рук и координации движений;
* Развитие памяти, мышления;
3. Воспитательные:
* Воспитывать познавательную активность малыша,
* Воспитывать желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать,
экспериментировать.
Современные дети живут в эпоху систематизации и компьютеризации. В условиях
быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в
первую. Очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить
самостоятельно, творчески.
Первая младшая группа детского сада –одна из первых ступеней социализации в жизни
ребенка. Поэтому именно с раннего дошкольного возраста надо приобщать ребенка к
миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной
деятельности.
Восприятия мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и
ощущения. Все исследователи мира выделяют основную особенность познавательной
деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,
осуществляемые ребенком практические действия с предметов выполняют
познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию.
А значит для детей раненого дошкольного возраста экспериментирование так же как игра
является ведущим видом деятельности.
Современная система дошкольного образования строится на принципе максимальной
независимости ребенка, раскрытии и проявлении его качеств. Воспитатель не вкладывает
, не передает детям знания в готовом виде, а указывает на возможность их получения.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность ,, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
При организации опытно-экспериментальной деятельности должны учитыватся
возрастные особенности детей, поэтому:
Все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены,
вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать и познавать что
то новое;
Для детей младшего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко
многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться.
Дети в младшем дошкольном возрасте простые опыты совершают в присутствии
воспитателя или совместно с ним;
Работая ,с детьми младшего дошкольного возраста понимаешь, что экспериментальная
деятельность практически проходит во всем, даже не целенаправленно: на занятиях, на
прогулке, при одевании на улицу, на музыке, физкультуре , при совместных играх с
педагогом, при самостоятельных играх детей.
Занятия по опытно- экспериментальной деятельности у нас в группе бывают двух
видов: первая это игровая ( включает в себя вовлечение детей в
интересную ,сказочную ситуацию с волшебным или персонажем из сказки,
мультика). Экспериментирование является практической частью игрового занятия
и связано по тематике с сюжетом вымышленной ситуации.
Вторая это игровые и собственные опыты и эксперименты( Малыш уронил
игрушку на стол- он услышал звук удара, целенаправленно роняет эту же игрушку
на ковер, прислушивается, потом роняет эту же игрушки на пол- прислушивается)
Организация центра экспериментирования в нашей группе :
Центр « Вода и песок»
* Емкости различного размера;
* Ведерко с песком и формочками;
* Емкости с : камешками, крупами, ракушками и тд
* Лодочки, лопатки , совочки, ведерки.
* Предметы из различных материалов: деревянные палочки, резиновые мячики,
плавающие игрушки, пластмассовые и металлические игрушки и т.д;
* Пластмассовые стаканчики разной величины и прозрачности;
* Красители пищевые, не пищевые(гуашь, краски и т.д);
* Сосуды для воды;
Центр «Воздух»
Мыльные пузыри;
Флажки;
Султанчики;
Вертушки;
Ленточки;
Трубочки;
«Манипулятивный» центр:
Мелкие предметы для группировки по цвету, размеру, форме;
Шнуровка;
Логико-математические игры;
Веревки;
Ящик ощущений;
Работа с детьми младшего дошкольного возраста направлена на создание
условий необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с
окружающем миром. Основное содержание исследований , производимых
детьми, предполагает формирование у них:
О природных явлениях( снегопад, вода, ветер, солнце, снег, вес,
звук, теплота и т.д);
О материалах( песок, бумага, ткань, дерево, глина, земля и т.д);
О предметном мире( одежда, транспорт, обувь ,игрушки и т.д);+
О мире растений( горох, гречка, рис, бобы, фасоль их способы
проращивания растений из семян цветов , способы выращивания
растений из семян, листа, луковицы);
О способах исследования объекта;
Так как в первой младшей группе занятия по длительности должны быть 8-10 минут, то
вот примерная структура занятия.
Примерная структура- занятия экспериментирования в первой младшей группе:
Организационный момент-1 минута;
Мотивирующее начало занятия-4 минуты;
Игровая или двигательная активность-4-5 минут;
Практическая деятельность-4 минуты;
Подведение итогов_1 минута;
Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию , то есть к той
деятельности , которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира,
основанную на собственном опыте и наблюдениях.
Перспективное планирование опытов и экспериментов:
1.Сентябрь
« Узнаем какая вода»
Цель: выявить свойства воды(прозрачная, без запаха и т.д)
« Поиграем с солнышком»
Цель: познакомить с естественным источником света- солнцем;
« Как вода меняет цвет»
Цель: дать детям представления, что вода меняет свою окраску при растворении в
ней различных веществ;
« Какой вкус у воды»
Цель: дать представление, что вода не имеет собственного вкуса, но меняет вкус
при добавлении в нее различных веществ;
2.Октябрь:
« Какую форму принимает вода»
Цель: формировать представления детей, что вода жидкая и принимает
форму того сосуда, в который ее наливают.
« Как вытолкнуть воду»
Цель: формировать представления, что уровень воды повышается, если в
нее погружать предметы;
« Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представления, что воду можно собирать различными
предметами- губкой, пипеткой, салфеткой.
« Водопад»
Цель: дать представления, что вода может менять направления;
3. Ноябрь:
« Как мы дышим воздухом»
Цель: помочь детям выявить воздух, познакомить с таким его свойством
как невидимость;
« Как образуются мыльные пузыри»
Цель: формировать у детей представления как образуются мыльные
пузыри;
« Какими свойствами обладает мел»
Цель: познакомить детей со свойствами мела(твердый, но может
крошится, оставляет следы на разных предметах, сырой не рисует)
« Свойства бумаги»
Цель: познакомить детей со свойством бумаги, непрозрачная, рвется;
4.Декабрь:
«Свойства ткани»
Цель: познакомить со свойством ткани( намокает);
« Как дружат снег и вода»
Цель: показать детям свойства снега( белый, мягкий, холодный, тает в
воде, тает в тепле);
« Как получить воду из снега»
Цель: продолжать формировать представления о свойствах снега( тает в
тепле);
« Как воду превратить в лед»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды( при низких температурах
вода замерзает превращается в лед);
5.Январь:
«Игры с губкой»
Цель: создание условий для сенсорного развития;
« Чудесный мешочек»
Цель: учить детей соотносить предмет по цвету;
« Развесим платочки»
Цель: Развитие мелкой моторики;
6. Февраль:
« Что звучит»
Цель: учить определять предмет по звуку;
« чудесный мешочек»
Цель: учить детей определять предмет на ощупь;
« Игры с султанчиками»
Цель: развитие у детей умения выдувать воздух через рот, активизация
мышц губ;
« Поиграем с солнечным зайчиком»
Цель: развитие понимание причин возникновения солнечных зайчиков;
7. Март:
« Плавает-тонет»
Цель: показать детям что одни предметы тонут в воде, другие держаться на
воде;
« Нырки»
Цель: познакомить детей с «ныряющими» игрушками;
« Пена»
Цель: Учить детей делать пену с помощью шампуня;
« Тень»
Цель: продолжать познакомить детей со свойствами солнечного света;
8.Апрель:
« Разноцветные стеклышки»
Цель: познакомить детей со свойствами прозрачного стекла;
« Как заставить лодочку плыть»
Цель: продолжать знакомить детей с свойствами воздуха как движение;
« Почему камешки тонут в воде»
Цель: формировать представление почему камешки тонут в воде;
« Мой веселый, звонкий мяч»
Цель: сформировать представления у детей, о том, что предметы могут также
выпрыгивать из воды;
9.Май:
« Какой бывает песок»
Цель: знакомить детей со свойством песка;
« Волшебный песок
Цель: Расширить представления и свойствах песка посредством игр и
выполнение опытно-экспериментальной деятельности;
« Как рисовать песком»
Цель: сформировать представления о том что с помощью рассыпания
сухого песка можно создавать различные образы, а на мокром песке можно
рисовать палочкой;
« Игры с песком»
Цель: развитие мелкой моторики;