Напоминание

Организация опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе


Автор: Старцева Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ " Детский сад №30" Росинка"
Населённый пункт: Минусинск
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Организация опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Организация опытно-экспериментальной деятельности в первой

младшей группе.

Цель:

Формировать познавательный интерес у детей раненого дошкольного возраста

с использованием опытно-экспериментальной деятельности и знаний о правилах

безопасного обращения с предметами;

Задачи:

1.Образовательные:

* Формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах живой и не

живой природы;

* обучения умению использовать приборы в исследованиях;

* формирование у детей мотивации к самостоятельному исследованию предметов;

2. Развивающие:

* Развитие речевых способностей;

* Развитие мелкой моторики рук и координации движений;

* Развитие памяти, мышления;

3. Воспитательные:

* Воспитывать познавательную активность малыша,

* Воспитывать желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать,

экспериментировать.

Современные дети живут в эпоху систематизации и компьютеризации. В условиях

быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в

первую. Очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить

самостоятельно, творчески.

Первая младшая группа детского сада –одна из первых ступеней социализации в жизни

ребенка. Поэтому именно с раннего дошкольного возраста надо приобщать ребенка к

миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной

деятельности.

Восприятия мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и

ощущения. Все исследователи мира выделяют основную особенность познавательной

деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,

осуществляемые ребенком практические действия с предметов выполняют

познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию.

А значит для детей раненого дошкольного возраста экспериментирование так же как игра

является ведущим видом деятельности.

Современная система дошкольного образования строится на принципе максимальной

независимости ребенка, раскрытии и проявлении его качеств. Воспитатель не вкладывает

, не передает детям знания в готовом виде, а указывает на возможность их получения.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность ,, тем больше новой

информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

При организации опытно-экспериментальной деятельности должны учитыватся

возрастные особенности детей, поэтому:

Все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены,

вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать и познавать что

то новое;

Для детей младшего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко

многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться.

Дети в младшем дошкольном возрасте простые опыты совершают в присутствии

воспитателя или совместно с ним;

Работая ,с детьми младшего дошкольного возраста понимаешь, что экспериментальная

деятельность практически проходит во всем, даже не целенаправленно: на занятиях, на

прогулке, при одевании на улицу, на музыке, физкультуре , при совместных играх с

педагогом, при самостоятельных играх детей.

Занятия по опытно- экспериментальной деятельности у нас в группе бывают двух

видов: первая это игровая ( включает в себя вовлечение детей в

интересную ,сказочную ситуацию с волшебным или персонажем из сказки,

мультика). Экспериментирование является практической частью игрового занятия

и связано по тематике с сюжетом вымышленной ситуации.

Вторая это игровые и собственные опыты и эксперименты( Малыш уронил

игрушку на стол- он услышал звук удара, целенаправленно роняет эту же игрушку

на ковер, прислушивается, потом роняет эту же игрушки на пол- прислушивается)

Организация центра экспериментирования в нашей группе :

Центр « Вода и песок»

* Емкости различного размера;

* Ведерко с песком и формочками;

* Емкости с : камешками, крупами, ракушками и тд

* Лодочки, лопатки , совочки, ведерки.

* Предметы из различных материалов: деревянные палочки, резиновые мячики,

плавающие игрушки, пластмассовые и металлические игрушки и т.д;

* Пластмассовые стаканчики разной величины и прозрачности;

* Красители пищевые, не пищевые(гуашь, краски и т.д);

* Сосуды для воды;

Центр «Воздух»

Мыльные пузыри;

Флажки;

Султанчики;

Вертушки;

Ленточки;

Трубочки;

«Манипулятивный» центр:

Мелкие предметы для группировки по цвету, размеру, форме;

Шнуровка;

Логико-математические игры;

Веревки;

Ящик ощущений;

Работа с детьми младшего дошкольного возраста направлена на создание

условий необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с

окружающем миром. Основное содержание исследований , производимых

детьми, предполагает формирование у них:

О природных явлениях( снегопад, вода, ветер, солнце, снег, вес,

звук, теплота и т.д);

О материалах( песок, бумага, ткань, дерево, глина, земля и т.д);

О предметном мире( одежда, транспорт, обувь ,игрушки и т.д);+

О мире растений( горох, гречка, рис, бобы, фасоль их способы

проращивания растений из семян цветов , способы выращивания

растений из семян, листа, луковицы);

О способах исследования объекта;

Так как в первой младшей группе занятия по длительности должны быть 8-10 минут, то

вот примерная структура занятия.

Примерная структура- занятия экспериментирования в первой младшей группе:

Организационный момент-1 минута;

Мотивирующее начало занятия-4 минуты;

Игровая или двигательная активность-4-5 минут;

Практическая деятельность-4 минуты;

Подведение итогов_1 минута;

Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию , то есть к той

деятельности , которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира,

основанную на собственном опыте и наблюдениях.

Перспективное планирование опытов и экспериментов:

1.Сентябрь

« Узнаем какая вода»

Цель: выявить свойства воды(прозрачная, без запаха и т.д)

« Поиграем с солнышком»

Цель: познакомить с естественным источником света- солнцем;

« Как вода меняет цвет»

Цель: дать детям представления, что вода меняет свою окраску при растворении в

ней различных веществ;

« Какой вкус у воды»

Цель: дать представление, что вода не имеет собственного вкуса, но меняет вкус

при добавлении в нее различных веществ;

2.Октябрь:

« Какую форму принимает вода»

Цель: формировать представления детей, что вода жидкая и принимает

форму того сосуда, в который ее наливают.

« Как вытолкнуть воду»

Цель: формировать представления, что уровень воды повышается, если в

нее погружать предметы;

« Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представления, что воду можно собирать различными

предметами- губкой, пипеткой, салфеткой.

« Водопад»

Цель: дать представления, что вода может менять направления;

3. Ноябрь:

« Как мы дышим воздухом»

Цель: помочь детям выявить воздух, познакомить с таким его свойством

как невидимость;

« Как образуются мыльные пузыри»

Цель: формировать у детей представления как образуются мыльные

пузыри;

« Какими свойствами обладает мел»

Цель: познакомить детей со свойствами мела(твердый, но может

крошится, оставляет следы на разных предметах, сырой не рисует)

« Свойства бумаги»

Цель: познакомить детей со свойством бумаги, непрозрачная, рвется;

4.Декабрь:

«Свойства ткани»

Цель: познакомить со свойством ткани( намокает);

« Как дружат снег и вода»

Цель: показать детям свойства снега( белый, мягкий, холодный, тает в

воде, тает в тепле);

« Как получить воду из снега»

Цель: продолжать формировать представления о свойствах снега( тает в

тепле);

« Как воду превратить в лед»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды( при низких температурах

вода замерзает превращается в лед);

5.Январь:

«Игры с губкой»

Цель: создание условий для сенсорного развития;

« Чудесный мешочек»

Цель: учить детей соотносить предмет по цвету;

« Развесим платочки»

Цель: Развитие мелкой моторики;

6. Февраль:

« Что звучит»

Цель: учить определять предмет по звуку;

« чудесный мешочек»

Цель: учить детей определять предмет на ощупь;

« Игры с султанчиками»

Цель: развитие у детей умения выдувать воздух через рот, активизация

мышц губ;

« Поиграем с солнечным зайчиком»

Цель: развитие понимание причин возникновения солнечных зайчиков;

7. Март:

« Плавает-тонет»

Цель: показать детям что одни предметы тонут в воде, другие держаться на

воде;

« Нырки»

Цель: познакомить детей с «ныряющими» игрушками;

« Пена»

Цель: Учить детей делать пену с помощью шампуня;

« Тень»

Цель: продолжать познакомить детей со свойствами солнечного света;

8.Апрель:

« Разноцветные стеклышки»

Цель: познакомить детей со свойствами прозрачного стекла;

« Как заставить лодочку плыть»

Цель: продолжать знакомить детей с свойствами воздуха как движение;

« Почему камешки тонут в воде»

Цель: формировать представление почему камешки тонут в воде;

« Мой веселый, звонкий мяч»

Цель: сформировать представления у детей, о том, что предметы могут также

выпрыгивать из воды;

9.Май:

« Какой бывает песок»

Цель: знакомить детей со свойством песка;

« Волшебный песок

Цель: Расширить представления и свойствах песка посредством игр и

выполнение опытно-экспериментальной деятельности;

« Как рисовать песком»

Цель: сформировать представления о том что с помощью рассыпания

сухого песка можно создавать различные образы, а на мокром песке можно

рисовать палочкой;

« Игры с песком»

Цель: развитие мелкой моторики;



В раздел образования