Автор: Гирко Светлана Петровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ гимназия №7 Населённый пункт: г.Лыткарино Московской области Наименование материала: конспект урока Тема: "Координатный луч" Раздел: среднее образование
План проведения урока по теме «Координатный луч» в 5 классе.
1.
Приветствие учащихся. Представиться – Меня зовут Светлана Петровна.
А ВАС?
Отлично, мы с вами пришли на урок математики.
А что такое математика?
Что изучает математика?
Какие числа мы используем при счете предметов?
Что, кроме чисел и действий с ними, изучают на уроках математики?
(геометрические понятия, фигуры).
А зачем мы приходим на урок математики? С какой целью?
Рассматриваем лист «Цели урока»
Выбираем цель, выделяем ее.
Может, нам и не надо узнавать что-то новое, открывать знания? Может, за 4 года все
узнали? Конечно, нет. Русская пословица гласит: «Чему Ваня не научился, Иван не
научится». Поэтому надо стараться получить знания как можно раньше.
В конце урока мы выясним, достигли мы своей цели или нет.
2.
Что новое нам предстоит сегодня узнать? Посмотрите на солнышко(слайд).
Что общего у солнца и геометрических фигур?
Луч.
А вы знаете, что такое луч?
Хорошо. Но сегодня мы будем изучать не простой луч, а какой, вы сейчас
узнаете…
Перед вами на листочке примеры для устного счета. А в алфавите каждой букве
соответствует свой номер. Давайте разгадаем это длинное слово.
Самостоятельно – устный счет.
цели
посмотреть в
окно
вспомнить таблицу
умножения
получить хорошую
оценку
поговорить с
другом
Узнать что-то
новое
Числовое выражение
Значение числового
выражения
буква
48 - 36
12
К
32 : 2
16
О
9 + 7
16
О
25 - 7
18
Р
100 : 20
5
Д
1000 - 990
10
И
45 : 3
15
Н
100 - 99
1
А
5+5+5+5
20
Т
9 + 6
15
Н
58 : 2
29
Ы
77 : 7
11
Й
Какое получилось слово?
Открываем тетради, записываем тему урока «Координатный луч».
Приготовили карандаши, линейки.
Что такое геометрическая фигура луч?
Рисуем луч.
Как его сделать координатным? Может, кто-то уже знает?
Давайте посмотрим в учебник – стр.38, рис.
Что надо сделать, чтобы наш луч стал координатным?
Добавить начало отсчета
Единичный отрезок
Направление
Рисую на доске.
У каждой точке на координатном луче есть свое число. Оно и называется
координатой точки.
Записываем определение координатного луча.
Проговариваем точки В, М, D. (проговаривание во внешней речи).
3.
Первичное закрепление.
Вместе выполняем № 118– не перечерчиваем, записываем в тетрадь.
Устно №119.
Фронтальная работа.
Начертите координатный луч, выбрав за единичный отрезок 2 клеточки тетради.
1)
Отметьте точку А с координатой 2, точку В с координатой 5, точку С с
координатой 10, точку Д с координатой 8. А(2), В(5), С(10), Д(8).
2)
Отметьте точку Е, находящуюся на расстоянии 3 единичных отрезка от нуля.
3)
Отметьте точку К, находящуюся на расстоянии 1 единичного отрезка от точки
Д. Проблема – в какую сторону. Отмечаем К
1
(9), К
2
(7).
4)
Отметьте точку М, находящуюся на одинаковом расстоянии от точек Е и К
1
М(6).
4.
Самостоятельная работа – на готовом координатном луче – раздаточный
материал.
1)
Отметьте на координатном луче точки А(1), В(7).
2)
Какие коодинаты имеет точка С, точка Д?
3)
Отметьте точку Е, находящуюся на расстоянии 2 единичных отрезка от
точки А. какие координаты имеет точка Е?
4)
Отметьте точку К, находящуюся на равном (одинаковом) расстоянии от
точек А и Е. Какую координату имеет точка К?
Самопроверка – сверка с эталоном. Самооценка.
5.
Физкультминутка – с экраном – мальчик.
Если не пойдет – на внимание.
6.
Кто уже считает, что все знает про координатный луч?
Если такие нашлись – им вопрос ( Проблемная ситуация) : «Все ли
координатные лучи одинаковы? Как отметить на координатном луче число 100?
1000?»
№122 – рассматриваем лучи.
Чем похожи? (начало отсчета, единичный отрезок, направление)
Чем отличаются? Единичным отрезком.
Работаем вместе с лучом а).
Как узнать, чему соответствует одно деление? (разделить первое число на луче
на кол-во единичных отрезков до него).
Фронтально обсуждаем координаты точек.
Сверяем с лучом на экране /если нет – одного ученика к доске/
7.
Самостоятельно – 122(б) – в учебнике.
Взаимопроверка – сверка с эталоном.
8.
Подведение итогов.
Молодцы! Что же мы изучали сегодня на уроке? Какое знание открыли?
Что обязательно должно быть на координатном луче?
Хором – начало отсчета, единичный отрезок, направление.
9.
Рефлексия.
Давайте возьмем листочки с целями. Найдите там слово «итог» и запишите,
достигли вы своей цели или нет. Варианты ответов – цель достигнута, цель
достигнута частично, цель не достигнута.
10.Домашнее задание.
У кого цель достигнута – читаем п.7 один раз, частично – 2 раза, не достигнута –
3 раза, выполнить задания №№ 120, 121, 122(в,г), 123(а)
11.Если осталось время – раздаю листочки с числами учащимся (0, 1, 7, 12, 23,
36, 41, 73). Встать так, как вы стояли бы на числовом луче.
Показывают классу числа, проверяем.
Поворачиваем листики другой стороной. Получается слово «ОТЛИЧНО!»