Авторы: Белоногова Ольга Николаевна, Разик Светлана Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Росинка" д/с № 4 "Аистёнок"
Населённый пункт: Г. Новоуральск Свердловская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: Приемы мотивации по использованию дидактического пособия «Детский календарь» (из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста)
Раздел: дошкольное образование
Приемы мотивации по использованию
дидактического пособия «Детский календарь»
(из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста)
Белоногова О.Н., Разик С.А.,
воспитатели высшей кв.категории
детский сад №4 «Аистенок»
Работа по использованию дидактического пособия Детский календарь была начата
с детьми 4-го года жизни. Понимая для решения каких образовательных задач служит это
пособие, задались вопросом: захочется ли маленькому ребенку каждый день заниматься с
ним? И как заинтересовать малышей? Необходимо было учесть сензитивность этого
возрастного периода, а именно -потребность детей в игре.
Для того, чтобы заинтересовать детей на игру с пособием, решили придумать яркие
и красочные вручения Календаря, которые носят мотивационный характер.
Нашей целью
стало - пробудить у малышей желание создавать что-то своими руками, вызвать интерес к
исследованию материала к работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных
силах.
Первый номер Детского календаря появляется в январе месяце. В Новый год все
ждут подарки, сюрпризы. Обсуждая предшествующее новогоднее событие, написали
письмо Дедушке Морозу, пригласили его в гости и попросили у него что-то необычное,
интересное и полезное. Для ребят было очень значимо, что первый Календарь им подарил
именно Дедушка Мороз. Следующий сюрпризный момент по вручению календарей
состоялся на участке группы, куда к ребятам пришел Снеговик. Снеговик развлекал ребят,
поиграл с ними в различные игры. И за ловкость,
отзывчивость
и
доброту
ребят
подарил
им
февральские календари. В февральском Календаре
ребята
познакомились
и
принесли
из
дома
замечательных,
разных
«котят»,
с
которыми
играли в детском саду в разные игры. И котятам
так понравилось играть с нашими ребятами, что
они сняли для них видеоролик и прислали новые
календари,
на
следующий
месяц
март.
В
мартовском календаре много заданий и игр было
связано
с
птицами.
Поэтому
Календарь
на
следующий
месяц передали снегири, которые попрощались с
ребятами и улетели в лес, оставив календари в
подарок.
Поскольку
снегири
улетели,
а
в
мае
прилетают
другие
птицы,
майский
Календарь
принесли на хвосте ласточки.
Работа с пособием Детский календарь – это,
естественно,
обогащение
развивающей
предметно
пространственной среды.
[1]
В нашей группе каждый
месяц проходило несколько выставок страничек из
Детского календаря. Свои работы ребята с огромным
удовольствием и гордостью несли в детский сад.
Обязательно
рассказывали,
как
и
с
кем,
они
выполняли задания.
Всё, что сделано родителями с ребёнком в Детском календаре, находит дальнейшее
продолжение и развитие в образовательной деятельности группы. Поэтому обогащение
среды служило важным мотивационным моментом, ведь ребята, приходя в группу, видели
результаты своего творчества.
Множество созданных ребятами «продуктов» из Детского
календаря стало атрибутами для сюжетной игры, что послужило так же мотивацией при
работе с пособием. У нас в группе появились различные «зверята» (все с разными
характерами), различные предметы для игры в «дом». Дети играют с ними с большим
удовольствием.
Особый интерес вызвало появление настольных игр.
Разговоры о том, как они играют дома с родителями, сестрами
и братьями. Они очень гордятся этим. Первый успех или
неуспех, умение договориться с дружочком.
И желание
дождаться нового Календаря, а вдруг там новая игра?! Это так
важно!
Огромным
дополнением
стал
театр.
В
котором
множество различных героев и масок. Воспитанники нашей
группы не только сами любят выступать в роли зрителей, но и с
удовольствием примеряют на себя различные роли. Так для
наших
ребят
одной
из
любимых
традиций
стали
походы
в
гости
к
малышам, где мы показывали и обыгрывали различные песенки,
сказки и стихотворные произведения.
Конечно, неизменные помощники - это наши родители,
которых мы попытались влюбить в совместную деятельность с
ребенком с использованием Детского календаря. Ребята очень
любят, когда приходит мама или папа и показывает настольный
театр и читает сказку. Проводятся игротеки с родителями, на
которых мы играем в настольные игры. Для ребенка было очень
значимо, что именно его мама или папа пришли в группу.
Если
раньше
в
нашем
детском
саду
традиционно
проходили Фестивали «Детский
сад + Детский календарь+ Семья», то в условиях, когда
возможности общения с родителями стали ограничены,
задались вопросом, как организовать такие фестивали,
не собираясь в детском саду? И пришла идея - в
домашних
условиях!!!
Занимаясь
с
Календарем,
родители снимали видеоролики, а мы с ребятами
просматривали их и обсуждали. У ребят это вызывало
чувство гордости за себя и своих родителей и возрастала
заинтересованность в занятиях с пособием. И, конечно,
родители гордились своими малышами. Используя новый ресурс цифрового пространства,
родители и дети имеют возможность в открытом доступе заходить по ссылкам и
просматривать свои ролики и ролики, снятые другими семьями.
Результатом наших мотивационных находок является:
- продолжение использования в образовательной деятельности Детского календаря;
- высказывания воспитанников нашей группы о любимых страничках Детского
календаря: Амине нравится «игра, где кубик кидать надо. Потому что в нее интересно
играть с мамой, бабушкой и дедушкой, а еще в садике с ребятами», Матвею нравятся
«задания, где нужно рисовать или что-то смастерить, слепить», Севе – «делать поделки
вместе с бабушкой», Насте «интересно самой делать книжки, а потом вместе с мамой их
читать»;
-о том, чего они ждут в его новых номерах. Сева мечтает о встрече с динозаврами.
Насте хочется, чтобы появились книжки-малышки про принцесс;
- положительная динамика в развитии инициатив воспитанников по данным
мониторинга диагностики «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах»,
авторы Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов [3]: уровень
инициативы, как целеполагания, в
феврале 2021 уч. года у 62% детей соответствовал возрастной норме, а у 38 % детей
превышал возрастную норму; в сентябре 2021 года (соответственно) -у 42 % детей
соответствовал возрастной норме , у 58% детей превышал возрастную норму; уровень
творческой инициативы в феврале 2021 уч. года у 66% детей соответствовал возрастной
норме, а у 34% детей превышал возрастную норму; в сентябре 2021 года (соответственно)
-у 53 % детей соответствовал возрастной норме , у 47% детей превышал возрастную
норму; уровень
коммуникативной инициативы в феврале 2021года у 42% детей
соответствовал возрастной норме, а у 58 % - превышал возрастную норму; в сентябре
2021 года -у 38 % детей соответствовал возрастной норме , у 62% - превышал
возрастную норму; уровень познавательной инициативы в феврале 2021года у 77%
соответствовал возрастной норме, у 23 % - превышал возрастную норму; в сентябре 2021
года -у 68 % детей соответствовал возрастной норме , у 32% - превышал возрастную
норму.
Список литературы:
1.
Доронова Т.Н., Веннецкая О.Е., Миры детства. Конструирование возможностей.
Примерная основная программа дошкольного образования. Москва, - 2015г.
2.
Александрова Н., Доронов С., Доронова Т., Ерофеева Т., Хайлова Е.,
Дидактический материал для развития детей 3-4 лет «Детский календарь»,
Москва, - 2020г.
3.
Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Наблюдение за развитием детей в дошкольных
группах, Москва, - 2002.
4.
Немов Р.С., Психология, издательский центр ВЛАДОС, 1997г.
5.
Урунтаева Г.А., Детская психология, издательский центр «Академия», 2006г.