Авторы: Макеева Антонина Александровна, Киселева Анна Вячеславна
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа 1159
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Особенности использования арт-терапевтических технологий в развитии коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Тема: Арт-терапевтические технологии в занятии с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
УДК 376.37
Особенности использования арт-терапевтических технологий в
развитии коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
Макеева Антонина Александровна
Учитель-логопед, ГБОУ Школа №1159
Киселева Анна Вячеславна
Педагог-психолог, ГБОУ Школа №1159
Аннотация:
Статья
посвящена
проблеме
развитии
коммуникативной
компетенции
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием речи. Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для
овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым
явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Арт-терапия -
ценный инструмент оказания психологической помощи детям с ОНР,
помогающий достижению максимально возможных успехов в преодолении
речевых, психических, психологических трудностей у детей дошкольного
возраста.
Ключевые слова:
арт-терапия, дети с ОВЗ, общее недоразвитие речи,
коммуникативные навыки, программа воспитания и развития.
Речевая дисфункция у дошкольников сказывается негативно на процессе
развития
коммуникативной
компетенции.
Недостаточное
развитие
речи
означает, что уровень общения снижается, это способствует появлению
психологических
особенностей,
формирует
общие
и
специфические
характеристики речевого поведения и приводит к снижению коммуникативной
активности [1, с.142].
Такое отклонение в развитии, как общее недоразвитие речи (ОНР),
сопровождается
незрелостью
определенных
психических
функций
и
эмоциональной
нестабильностью,
что
свидетельствует
о
постоянном
нарушении коммуникативного поведения, и, в свою очередь, затрудняет
развитие коммуникативных навыков у детей, а
иногда вообще делает
невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.
Однако
анализ
педагогических
исследований
показывает,
что
в
сложившейся педагогической практике проблема развития коммуникативных
способностей
дошкольников
с
общим
недоразвитием
речи
(ОНР)
не
исследована досконально и качественно, что приводит к отсутствию системы
целенаправленного развития данного вида компетентности.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения
коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям,
интереса к осмыслению речевого опыта, общению [2, с.100]. Поэтому развитие
коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста является
актуальной задачей в образовательном процессе детских садов. Традиционно в
практической психологии используются техники, основанные на вербальном
взаимодействии участников. Этот метод не может полностью открыть друг
другу детей с дефектами речи в процессе взаимодействия. Поэтому для
эффективного развития коммуникативных навыков детей с ОНР необходимо
выбрать метод, позволяющий использовать невербальные и вербальные методы
общения.
Одним
из
современных
методов
психологической
коррекции
и
психотерапии, сочетающим невербальное и вербальное общение, является арт-
терапия. Арт-терапия - ценный инструмент оказания психологической помощи
детям,
страдающим
различными
эмоциональными
и
поведенческими
расстройствами, с нарушениями развития. С детьми легче установить контакт с
помощью игр и рисования. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или
взрослыми, которые не могут общаться с помощью речи - с людьми с
врожденными заболеваниями, с органическими повреждениями головного
мозга и т. д.
Детям с нарушениями речи сложно описать свои переживания словами.
Символическая речь рисунка позволяет выразить свои эмоции, по-новому
взглянуть на ситуацию, выразить себя и узнать больше о себе и других.
Развитие творческого опыта, самосознания, новых навыков и умений позволяет
детям дошкольного возраста с ОНР активно и независимо участвовать в
общественной жизни и расширять диапазон социального взаимодействия.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе реального
взаимодействия и совместной деятельности со сверстниками. Коммуникативная
компетентность в процессе реального общения проявляется в способности
ориентироваться
и
учитывать
особенности
другого
(желания,
эмоции,
поведение и др.), направленности на другого, чувствительности к сверстнику
[3, с.14].
Основная цель разработанной нами программы воспитания и развития -
развитие коммуникативных навыков дошкольников. Систематическая арт-
терапия в занятиях с детьми с ОНР - совокупность психологических,
психофизических и психосоциальных лечебно-профилактических воздействий,
базирующаяся на системном и транстеоретическом подходах, психологической
концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой,
концепции творчества как способа поддержания и регуляции идентичности и
формы защитно-приспособительного поведения [4, с.139].
В
основе
каждого
занятия
лежит
игровая
история,
сказочное
путешествие, открывающее новые представления о мире, о себе и об
отношениях со сверстниками. На арт-терапевтических сессиях создается
ситуация гуманного взаимодействия и взаимопомощи.
Дети изучают речевые материалы быстрее и полнее, если рисунки,
созданные детьми, используются в качестве наглядной опоры, потому что они
служат в качестве визуальной поддержки для речевых упражнений.
Вот несколько примеров идеи арт-терапии на занятиях с детьми с ОНР:
1. Используйте сборник фотографий из журналов: попросите детей вырезать из
журналов изображения, которые привлекают внимание. Затем дайте им лист
бумаги и клей и попросите их собрать изображения в коллекцию. Если они
хотят, попросите их рассказать о своем процессе по ходу дела.
2. Создавайте мандалы. Создание мандал отлично подходит для регулирования
эмоций. Когда ребенок закончит создавать картинку, он сможет раскрасить ее.
3. «Представьте свои эмоции». Один из лучших способов начать понимать
эмоции для детей - это представить их себе. Попросите их закрыть глаза и
представить себе такую эмоцию, как гнев. Когда у них есть изображение, они
могут его нарисовать.
4. Создание искусства с натуры. Работа с натуральными материалами
успокаивает. Кроме того, вы можете найти красивые материалы для работы,
просто прогулявшись на улице. Делайте природные браслеты, солнечные лучи
или создавайте красивые плетения из натуральных материалов.
Арт-терапия
может
предоставить
детям
более
легкий
способ
самовыражения, поскольку дети от природы более артистичны и креативны.
Маленькому ребенку, вероятно, будет удобнее первоначально выражать себя с
помощью цветных карандашей и маркеров, например, чем он / она будет
выражать эмоции и чувства с помощью слов. Формат вопросов и ответов может
быть пугающим и тревожным для ребенка, особенно когда ему приходится
пытаться объясниться, используя свой и без того ограниченный словарный
запас [5, с.121]. Из-за этого арт-терапия для детей может быть гораздо более
жизнеспособным решением для общения, чем просто беседа и разговоры о
вещах.
Подводя итог, можно отметить, что групповая арт-терапия способствует
развитию коммуникативной компетентности путем коллективного создания
творческих работ, обсуждения развития симпатии при рисовании, развития
произвольного поведения и отреагирования отрицательных эмоций детей. Арт-
терапия принадлежит к числу эффективных средств коррекции и помогает
достижению
максимально
возможных
успехов
в
преодолении речевых,
психических, психологических трудностей у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1.
Когут А. А. К вопросу формирования коммуникативной компетентности
современных детей старшего дошкольного возраста. Историческая и
социально-образовательная мысль. 2017.Том. 9. № 3. Часть 2. с.142-146
2.
Агранович З.Е. Овладение техникой речи в дошкольном возрасте //
Дошкольная педагогика. 2005. - № 5. - С. 13-17.
3.
Авдулова
Т.П.,
Хузеева
Г.Р.
Личностная
и
коммуникативная
компетентности современного дошкольника: Учеб. пособие. - М.:
Прометей, 2013. - 138 с.
4.
Бурачевская
О.
В.
Арт-технологии
как
средство
развития
пространственного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием
речи // Инновационные педагогические технологии: материалы II
Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). -- Казань: Бук, 2015. -- С.
139-142.
5.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. –
СПб.: Речь, 2008. – 160 с.