Автор: Ефимова Марина Максимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с. Детчино Малоярославецкого района Калужской области
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие метапредметных базовых компетенций у школьников»
Раздел: среднее образование
«Развитие метапредметных базовых компетенций у школьников»
Учитель русского языка и литературы
Ефимова Марина Максимовна,
учитель начальных классов
Захарова Галина Викторовна
Аннотация статьи:
В данной статье рассматривается значимость внедрения в школы инновационных
технологий, способствующих достижению
метапредметных результатов учащихся.
Особое внимание уделяется опыту работы школьной газеты, включающему в себя активное
использование
ИКТ,
возможности
библиотечно-информационного
сотрудничества,
редакционной коллегии обучающихся. В статье приводятся результаты мониторинга
показателей достижений коммуникативной компетентности школьников, позволяющие
дать оценку деятельности по данному направлению.
Ключевые слова: школьные СМИ, коммуникативные компетенции, газета «Парус»-формы
работы и стиль издания.
В соответствии с направлениями модернизации российского образования, обозначенными
Правительством Российской Федерации в Концепции Федеральной целевой программы
развития образования на 2016-2020г от 29.12.2014г. № 2765-р, основным результатом
деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а
достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Их
формированию во многом способствует системное внедрение в работу школы многих новых
инновационных технологий, открывающих возможность качественного усовершенствования
образовательной
деятельности
и
позволяющих
вплотную
подойти
к
разработке
информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью эффективности
обучения и воспитания.
Использование
информационно–коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
образовательной деятельности увеличивает возможности учащихся грамотно делать выбор,
эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой, тем самым развивая
способности, необходимые для быстрой адаптации личности учащегося к меняющимся
условиям жизни.
Одной из эффективных форм применения ИКТ являются школьные средства массовой
информации (СМИ): школьное телевидение и пресс-центр. При издании школьного СМИ
создается творческая обучающая среда, являющаяся стимулятором интереса обучающихся к
развитию собственных умственных способностей, творческих возможностей, получению
основ профессиональных умений. В связи с этим, личность учащегося приобретает
возможность грамотно использовать устную и письменную речь в различных сферах
применения языка, владение культурой слова, способности к речевому взаимодействию в
социальной сфере и коммуникабельностью.
Научно-практическая значимость заключается в том, что выводы, положения в данной
статье, вносят определенный вклад в развитие метапредметных компетенций учащихся.
Результаты изучения могут быть использованы в практической деятельности педагогов и
использовании методических приемов при организации работы СМИ в школе.
Роль интернета в жизни школьника значительна, телевизионное влияние и влияние прессы
на подрастающее поколение велико. Однако, результаты внутришкольного мониторинга
уровня достижений метапредметных, а именно, коммуникативных компетенций учащихся,
показали, что у большинства обучающихся преобладает базовый или низкий уровень
сформированности коммуникативных учебных действий. Поэтому мы считаем, что
интеграция
школьных
массовых
средств
массовой
информации
в
образовательной
деятельности станет одним из ведущих средств формирования и развития коммуникативных
компетенций учащихся: это возможность приобретения навыков работы с информацией с
использованием новых форм и методов деятельности, аккумуляция знаний, полученных в
рамках изучения разных предметов и соотнесения целостной картины мира, общества, а так
же возможность принимать активное участие в своем жизненном и профессиональном
развитии.
На данный момент в Калужской области большинство школ не имеют опыта работы по
организации школьных СМИ. Недостаточно разработана система мониторинга развития
коммуникативных УУД, что затрудняет работу по выявления реального уровня учебных
умений учащихся. В методической литературе недостаточно отражено влияние СМИ на
достижение коммуникативных результатов учащихся. Изучение опыта других школ, в
которых организована работа школьного телевидения и прессы, не дало возможности
проследить взаимосвязь между деятельностью СМИ и формированием коммуникативных
умений.
Мы предполагаем: использование школьных средств массовой информации (телевидения
и
прессы)
как
элемента
единого
информационного
пространства
школы
будет
способствовать развитию личности школьников, в частности развития и самореализации в
направлении коммуникативных умений.
Поэтому наша цель: формирование и развитие информационной культуры, активной
гражданской
позиции
обучающихся,
удовлетворение
потребности
учащихся
в
самовыражении и самореализации.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы намечены следующие задачи:
- Разработать организационно-техническую схему работы школьных СМИ, нормативно-
правовую базу.
- Проанализировать и внедрить эффективные формы и методы обучения и воспитания,
направленные на формирование коммуникативных компетенций.
- Разработать проекты работы СМИ: выпуск телепередач, школьной газеты «Парус».
- Организовать школьное методическое сопровождение педагогов.
- Проводить мониторинг развития коммуникативных компетенций у обучающихся и
оценивать эффективность работы по достижению учащимися данных результатов.
Сегодня проблемы информации занимают умы людей не только самых различных
профессий, но разных возрастных категорий. Об информации говорят и те, кто её создает, и
те, кто её использует, и те, кто её исследует. Информированность становится важным звеном
в развитии политического сознания, но и способствует профессиональной и общественной
ориентации человека, становлению его как всесторонне развитой личности и помогает ему
социализироваться.
Работа над развитием коммуникативной компетенции начинается с раннего школьного
возраста. Уже в начальной школе на уроках литературного чтения при работе с текстом
учителя уделяют особое внимание развитию устной речи (владение монологом, диалогом,
вести разговор с автором произведения: это постановка к тексту вопросов разной смысловой
направленности, организация проблемной дискуссии с подведением к коллективному
решению, соотносящимся с авторской позицией). На уроках русского языка отрабатывается
владение приемами оформления текста (создание текстовых документов по аналогии,
правилами подачи информации в презентации, электронной переписке). К окончанию
начальной школы учащиеся умеют работать в группе: владеют правилами работы,
распределяют роли, контролируют себя и товарищей, учатся искать и находить компромиссы
при решении проблем.
Важным моментом в повышении коммуникативной компетенции младших школьников
является
реализация
библиотечно-информационного
обслуживания,
пользование
информационными
ресурсами,
которое
способствует
предоставлению
возможности
использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя. Учащиеся
начальных классов
благодаря сотрудничеству с библиотеками муниципального и
регионального уровней имеют возможность участия в конкурсах и фестивалях, посвящённых
развитию печати, пропаганде периодических печатных изданий.
На среднем уровне на занятиях внеурочной деятельности ребята знакомятся с основами
газетного жанра: репортажем, очерком, статьей, заметками, интервью, социальным опросом,
анкетированием и другими видами информации. В процессе создания школьной газеты
«Парус» учащиеся работают с различными событиями, обрабатывают графическую
информацию, ищут необходимый материал в различных изданиях, в сети Интернет. Газета в
школе является поставщиком интересной информации с самостоятельным взглядом на
выбранную тему, с рассмотрением своих школьных проблем. Учащиеся стараются найти
привлекательный голос газеты – это тон, заданный общим стилем ее материалов.
Непосредственными участниками создания газеты «Парус» является редакция, учащиеся 7-
11 классов, сплоченные общим делом. Они продумывают линию, стратегию и тактику газеты
по всем вопросам и проблемам. Учредителем газеты «Парус» является администрация
школы. Руководство работой редакционной коллегией осуществляется учителем русского
языка и литературы, который вместе с ребятами составляет план: структуру, в которой
выполняется содержание газеты; дизайн – общий облик газеты. Состав редакционной
коллегии имеет широкий круг обязанностей:
- заместитель редактора – старшеклассник, к которому стекается вся информация и
происходит дальнейшая обработка материала.
- ответственные секретари – учащиеся, которые составляют макет номера: в каком месте
2будет находиться определенный материал, какой шрифт будет использован при наборе
текста и заголовка, где будут располагаться фотографии или изображения, определяют
объем материала и его корректируют.
- фотокорреспонденты – учащиеся, работающие по заказу редакционной коллегии,
выполняющие фотосъемку и занимающиеся поиском изображений. Данные учащиеся могут
так же писать собственные материалы.
- корреспонденты – учащиеся, занимающиеся сбором информации, редактированием,
пишущие в газету публикации после проведенного интервью. Направления материала
зависит от интереса ребят: кто-то пишет о спорте, о мероприятиях, прошедших в школе, об
экологических проблемах села и т. д.
- дизайнеры – юные корреспонденты, которые проектируют дизайн выпуска, работают над
новыми стилями и вариантами оформления газеты. Данные учащиеся обучаются работать в
различных графических программах.
- корректоры – старшеклассники, которые осуществляют чтение отредактированных
рукописей, устраняют орфографические и пунктуационные ошибки, уточняют смысловой и
стилистический характер материала.
- верстальщики номера – ребята, занимающиеся созданием макета и выпуском газеты.
При создании газеты «Парус» учитываются следующие параметры:
- целевая аудитория (например, одноклассники, любители спорта, отличники учебы и др.);
- тематика газеты (в каждом номере есть своя «изюминка»);
- периодичность (график выхода);
- обратная связь с читателем («почтовый ящик», социологические опросы, адрес обращений
к редакции);
- дизайн газеты (оформление названия, рубрик газеты, подбор шрифта).
2 При создании газеты редакционная коллегия разрабатывала не только модель, стиль
написания, но и возможные рубрики, которые помещают современный материал из жизни
школы, села, страны. Поэтому основными рубриками являются:
- Знаменательные даты (о событиях в стране);
- Школьная хроника (новости школы);
- Лица нашей школы (интервью с учащимися, учителями);
- Проба пера (творчество учащихся);
- Спортивные вести (спортивная жизнь школы);
- Поздравляем (достижения учащихся);
- Посмеемся (юмор из школьной жизни).
Важно отметить, что учащиеся самостоятельно подбирают темы, интересующие их
одноклассников, красочно оформляют материал в газете. Проявление самостоятельности
помогает учащимся открыть в себе новые способности, реализовать свои идеи, развивает
творческий потенциал. Главное, что созданные ими статьи, дают оценку событиям,
показывают их собственное отношение к происходящему в стране, селе, школе.
Для самоутверждения учащихся в профессии помогли обучающие семинары, где ребят
учились методам сбора и обработки информации, использованию информационных
технологий
(работе
с
различными
компьютерными
программами,
преобразованием
информации),
приобрели
технические
навыки
(работа
с
компьютером,
цифровым
фотоаппаратом,
сканером,
различными
информационными
носителями),
научились
определять степень достоверности информации, культуре речи. Организация деловой игры
помогла определить направления поисковой деятельности, познакомила с критериями
оценки работ учащихся. Все полученные умения и навыки составляют коммуникативную и
информационную компетентности.
Выпуск школьного издания представляет собой раскрытие определенной темы. Газета
«Парус» объединяет статьи учащихся общей идеей, в соответствии с поставленной целью.
Издание передает события, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: добра,
мира,
толерантности,
здорового
образа
жизни.
Статьи
характеризуются
жизнеутверждающими принципами, отражающие главные события из жизни школы, села,
страны. Редколлегия придерживается разных критериев в выборе статей: приоритетной
является самая существенная информация; основное место занимает самое яркое событие.
Каждая статья имеет определенную структуру: заголовок, а при необходимости добавочные
подзаголовки; фразы, раскрывающие основное содержание статьи; фотографии, вставки,
поддерживающие интерес читателей; яркая заключительная часть.
В последнее время отмечается включение в работу газеты внештатных корреспондентов
(желающих из числа учащихся, их родителей, педагогического состава). Представители
редколлегии, успешно освоившие приемы работы в школьной газете, стали помощниками в
обучении внештатных корреспондентов, а также усовершенствовали приобретенные навыки
на качественно новом уровне.
Сводный анализ в качестве контрольных исследовательских материалов на деятельностном
этапе показал высокие результаты приобретенных коммуникативных навыков обучающихся,
работающих над созданием газеты «Парус». Оценка достижений коммуникативной
компетентности проводилась в ходе различных процедур: диагностики, выполнения
комплексных метапредметных работ, создания индивидуальных и групповых проектов,
наблюдения за деятельностью обучающихся:
Компетентност
ь
2 кл.
3 кл.
4 кл.
5 кл.
6
кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
10 кл.
11 кл.
коммуникативная
68%
73%
71%
72%
96% 98%
100%
91%
100%
100%
Форма контрольных
срезов
Учащиеся выполняли
индивидуальные
комплексные работы,
включающие
выполнение парных и
групповых заданий.
Учащиеся
выполняли
групповые
проекты
Выполнение
парно-
групповых
и
индивидуальных
проектов
Выполнение
индивидуальных проектов
Участие учащихся в обучающих семинарах, деловых играх, направленных на развитие
информационной грамотности и коммуникативной компетентности, выпуск школьной
газеты
способствует
появлению
дополнительного
источника
роста
их
собственной
коммуникабельности, формируемой педагогами.
Диагностика педагогов «Практическая значимость работы инновационной площадки:
проблемы и перспективы развития» дает основание считать, что педагогический коллектив
удовлетворен деятельностью по реализации инновационного проекта в целом: отмечается
внутренняя готовность к принятию системного нововведения, относящегося к наиболее
важному условию осуществления инноваций; повышение коммуникативной культуры
педагогов
и
школьников
в
освоении
печатного
продукта;
улучшение
динамики
результативного участия детей в олимпиадах, конкурсах, а так же педагогов в конкурсах
профессионального мастерства; повышение уровня удовлетворенности родителей качеством
образования; увеличение желания работать с более современной аппаратурой и новыми
информационными программами.