Напоминание

«Развитие метапредметных базовых компетенций у школьников»


Автор: Захарова Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с. Детчино Малоярославецкого района Калужской области
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие метапредметных базовых компетенций у школьников»
Раздел: среднее образование





Назад




«Развитие метапредметных базовых компетенций у школьников»

Учитель русского языка и литературы

Ефимова Марина Максимовна,

учитель начальных классов

Захарова Галина Викторовна

Аннотация статьи:

В данной статье рассматривается значимость внедрения в школы инновационных

технологий, способствующих достижению

метапредметных результатов учащихся.

Особое внимание уделяется опыту работы школьной газеты, включающему в себя активное

использование

ИКТ,

возможности

библиотечно-информационного

сотрудничества,

редакционной коллегии обучающихся. В статье приводятся результаты мониторинга

показателей достижений коммуникативной компетентности школьников, позволяющие

дать оценку деятельности по данному направлению.

Ключевые слова: школьные СМИ, коммуникативные компетенции, газета «Парус»-формы

работы и стиль издания.

В соответствии с направлениями модернизации российского образования, обозначенными

Правительством Российской Федерации в Концепции Федеральной целевой программы

развития образования на 2016-2020г от 29.12.2014г. № 2765-р, основным результатом

деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а

достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Их

формированию во многом способствует системное внедрение в работу школы многих новых

инновационных технологий, открывающих возможность качественного усовершенствования

образовательной

деятельности

и

позволяющих

вплотную

подойти

к

разработке

информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью эффективности

обучения и воспитания.

Использование

информационно–коммуникационных

технологий

(ИКТ)

в

образовательной деятельности увеличивает возможности учащихся грамотно делать выбор,

эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой, тем самым развивая

способности, необходимые для быстрой адаптации личности учащегося к меняющимся

условиям жизни.

Одной из эффективных форм применения ИКТ являются школьные средства массовой

информации (СМИ): школьное телевидение и пресс-центр. При издании школьного СМИ

создается творческая обучающая среда, являющаяся стимулятором интереса обучающихся к

развитию собственных умственных способностей, творческих возможностей, получению

основ профессиональных умений. В связи с этим, личность учащегося приобретает

возможность грамотно использовать устную и письменную речь в различных сферах

применения языка, владение культурой слова, способности к речевому взаимодействию в

социальной сфере и коммуникабельностью.

Научно-практическая значимость заключается в том, что выводы, положения в данной

статье, вносят определенный вклад в развитие метапредметных компетенций учащихся.

Результаты изучения могут быть использованы в практической деятельности педагогов и

использовании методических приемов при организации работы СМИ в школе.

Роль интернета в жизни школьника значительна, телевизионное влияние и влияние прессы

на подрастающее поколение велико. Однако, результаты внутришкольного мониторинга

уровня достижений метапредметных, а именно, коммуникативных компетенций учащихся,

показали, что у большинства обучающихся преобладает базовый или низкий уровень

сформированности коммуникативных учебных действий. Поэтому мы считаем, что

интеграция

школьных

массовых

средств

массовой

информации

в

образовательной

деятельности станет одним из ведущих средств формирования и развития коммуникативных

компетенций учащихся: это возможность приобретения навыков работы с информацией с

использованием новых форм и методов деятельности, аккумуляция знаний, полученных в

рамках изучения разных предметов и соотнесения целостной картины мира, общества, а так

же возможность принимать активное участие в своем жизненном и профессиональном

развитии.

На данный момент в Калужской области большинство школ не имеют опыта работы по

организации школьных СМИ. Недостаточно разработана система мониторинга развития

коммуникативных УУД, что затрудняет работу по выявления реального уровня учебных

умений учащихся. В методической литературе недостаточно отражено влияние СМИ на

достижение коммуникативных результатов учащихся. Изучение опыта других школ, в

которых организована работа школьного телевидения и прессы, не дало возможности

проследить взаимосвязь между деятельностью СМИ и формированием коммуникативных

умений.

Мы предполагаем: использование школьных средств массовой информации (телевидения

и

прессы)

как

элемента

единого

информационного

пространства

школы

будет

способствовать развитию личности школьников, в частности развития и самореализации в

направлении коммуникативных умений.

Поэтому наша цель: формирование и развитие информационной культуры, активной

гражданской

позиции

обучающихся,

удовлетворение

потребности

учащихся

в

самовыражении и самореализации.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы намечены следующие задачи:

- Разработать организационно-техническую схему работы школьных СМИ, нормативно-

правовую базу.

- Проанализировать и внедрить эффективные формы и методы обучения и воспитания,

направленные на формирование коммуникативных компетенций.

- Разработать проекты работы СМИ: выпуск телепередач, школьной газеты «Парус».

- Организовать школьное методическое сопровождение педагогов.

- Проводить мониторинг развития коммуникативных компетенций у обучающихся и

оценивать эффективность работы по достижению учащимися данных результатов.

Сегодня проблемы информации занимают умы людей не только самых различных

профессий, но разных возрастных категорий. Об информации говорят и те, кто её создает, и

те, кто её использует, и те, кто её исследует. Информированность становится важным звеном

в развитии политического сознания, но и способствует профессиональной и общественной

ориентации человека, становлению его как всесторонне развитой личности и помогает ему

социализироваться.

Работа над развитием коммуникативной компетенции начинается с раннего школьного

возраста. Уже в начальной школе на уроках литературного чтения при работе с текстом

учителя уделяют особое внимание развитию устной речи (владение монологом, диалогом,

вести разговор с автором произведения: это постановка к тексту вопросов разной смысловой

направленности, организация проблемной дискуссии с подведением к коллективному

решению, соотносящимся с авторской позицией). На уроках русского языка отрабатывается

владение приемами оформления текста (создание текстовых документов по аналогии,

правилами подачи информации в презентации, электронной переписке). К окончанию

начальной школы учащиеся умеют работать в группе: владеют правилами работы,

распределяют роли, контролируют себя и товарищей, учатся искать и находить компромиссы

при решении проблем.

Важным моментом в повышении коммуникативной компетенции младших школьников

является

реализация

библиотечно-информационного

обслуживания,

пользование

информационными

ресурсами,

которое

способствует

предоставлению

возможности

использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя. Учащиеся

начальных классов

благодаря сотрудничеству с библиотеками муниципального и

регионального уровней имеют возможность участия в конкурсах и фестивалях, посвящённых

развитию печати, пропаганде периодических печатных изданий.

На среднем уровне на занятиях внеурочной деятельности ребята знакомятся с основами

газетного жанра: репортажем, очерком, статьей, заметками, интервью, социальным опросом,

анкетированием и другими видами информации. В процессе создания школьной газеты

«Парус» учащиеся работают с различными событиями, обрабатывают графическую

информацию, ищут необходимый материал в различных изданиях, в сети Интернет. Газета в

школе является поставщиком интересной информации с самостоятельным взглядом на

выбранную тему, с рассмотрением своих школьных проблем. Учащиеся стараются найти

привлекательный голос газеты – это тон, заданный общим стилем ее материалов.

Непосредственными участниками создания газеты «Парус» является редакция, учащиеся 7-

11 классов, сплоченные общим делом. Они продумывают линию, стратегию и тактику газеты

по всем вопросам и проблемам. Учредителем газеты «Парус» является администрация

школы. Руководство работой редакционной коллегией осуществляется учителем русского

языка и литературы, который вместе с ребятами составляет план: структуру, в которой

выполняется содержание газеты; дизайн – общий облик газеты. Состав редакционной

коллегии имеет широкий круг обязанностей:

- заместитель редактора – старшеклассник, к которому стекается вся информация и

происходит дальнейшая обработка материала.

- ответственные секретари – учащиеся, которые составляют макет номера: в каком месте

2будет находиться определенный материал, какой шрифт будет использован при наборе

текста и заголовка, где будут располагаться фотографии или изображения, определяют

объем материала и его корректируют.

- фотокорреспонденты – учащиеся, работающие по заказу редакционной коллегии,

выполняющие фотосъемку и занимающиеся поиском изображений. Данные учащиеся могут

так же писать собственные материалы.

- корреспонденты – учащиеся, занимающиеся сбором информации, редактированием,

пишущие в газету публикации после проведенного интервью. Направления материала

зависит от интереса ребят: кто-то пишет о спорте, о мероприятиях, прошедших в школе, об

экологических проблемах села и т. д.

- дизайнеры – юные корреспонденты, которые проектируют дизайн выпуска, работают над

новыми стилями и вариантами оформления газеты. Данные учащиеся обучаются работать в

различных графических программах.

- корректоры – старшеклассники, которые осуществляют чтение отредактированных

рукописей, устраняют орфографические и пунктуационные ошибки, уточняют смысловой и

стилистический характер материала.

- верстальщики номера – ребята, занимающиеся созданием макета и выпуском газеты.

При создании газеты «Парус» учитываются следующие параметры:

- целевая аудитория (например, одноклассники, любители спорта, отличники учебы и др.);

- тематика газеты (в каждом номере есть своя «изюминка»);

- периодичность (график выхода);

- обратная связь с читателем («почтовый ящик», социологические опросы, адрес обращений

к редакции);

- дизайн газеты (оформление названия, рубрик газеты, подбор шрифта).

2 При создании газеты редакционная коллегия разрабатывала не только модель, стиль

написания, но и возможные рубрики, которые помещают современный материал из жизни

школы, села, страны. Поэтому основными рубриками являются:

- Знаменательные даты (о событиях в стране);

- Школьная хроника (новости школы);

- Лица нашей школы (интервью с учащимися, учителями);

- Проба пера (творчество учащихся);

- Спортивные вести (спортивная жизнь школы);

- Поздравляем (достижения учащихся);

- Посмеемся (юмор из школьной жизни).

Важно отметить, что учащиеся самостоятельно подбирают темы, интересующие их

одноклассников, красочно оформляют материал в газете. Проявление самостоятельности

помогает учащимся открыть в себе новые способности, реализовать свои идеи, развивает

творческий потенциал. Главное, что созданные ими статьи, дают оценку событиям,

показывают их собственное отношение к происходящему в стране, селе, школе.

Для самоутверждения учащихся в профессии помогли обучающие семинары, где ребят

учились методам сбора и обработки информации, использованию информационных

технологий

(работе

с

различными

компьютерными

программами,

преобразованием

информации),

приобрели

технические

навыки

(работа

с

компьютером,

цифровым

фотоаппаратом,

сканером,

различными

информационными

носителями),

научились

определять степень достоверности информации, культуре речи. Организация деловой игры

помогла определить направления поисковой деятельности, познакомила с критериями

оценки работ учащихся. Все полученные умения и навыки составляют коммуникативную и

информационную компетентности.

Выпуск школьного издания представляет собой раскрытие определенной темы. Газета

«Парус» объединяет статьи учащихся общей идеей, в соответствии с поставленной целью.

Издание передает события, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: добра,

мира,

толерантности,

здорового

образа

жизни.

Статьи

характеризуются

жизнеутверждающими принципами, отражающие главные события из жизни школы, села,

страны. Редколлегия придерживается разных критериев в выборе статей: приоритетной

является самая существенная информация; основное место занимает самое яркое событие.

Каждая статья имеет определенную структуру: заголовок, а при необходимости добавочные

подзаголовки; фразы, раскрывающие основное содержание статьи; фотографии, вставки,

поддерживающие интерес читателей; яркая заключительная часть.

В последнее время отмечается включение в работу газеты внештатных корреспондентов

(желающих из числа учащихся, их родителей, педагогического состава). Представители

редколлегии, успешно освоившие приемы работы в школьной газете, стали помощниками в

обучении внештатных корреспондентов, а также усовершенствовали приобретенные навыки

на качественно новом уровне.

Сводный анализ в качестве контрольных исследовательских материалов на деятельностном

этапе показал высокие результаты приобретенных коммуникативных навыков обучающихся,

работающих над созданием газеты «Парус». Оценка достижений коммуникативной

компетентности проводилась в ходе различных процедур: диагностики, выполнения

комплексных метапредметных работ, создания индивидуальных и групповых проектов,

наблюдения за деятельностью обучающихся:

Компетентност

ь

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6

кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

коммуникативная

68%

73%

71%

72%

96% 98%

100%

91%

100%

100%

Форма контрольных

срезов

Учащиеся выполняли

индивидуальные

комплексные работы,

включающие

выполнение парных и

групповых заданий.

Учащиеся

выполняли

групповые

проекты

Выполнение

парно-

групповых

и

индивидуальных

проектов

Выполнение

индивидуальных проектов

Участие учащихся в обучающих семинарах, деловых играх, направленных на развитие

информационной грамотности и коммуникативной компетентности, выпуск школьной

газеты

способствует

появлению

дополнительного

источника

роста

их

собственной

коммуникабельности, формируемой педагогами.

Диагностика педагогов «Практическая значимость работы инновационной площадки:

проблемы и перспективы развития» дает основание считать, что педагогический коллектив

удовлетворен деятельностью по реализации инновационного проекта в целом: отмечается

внутренняя готовность к принятию системного нововведения, относящегося к наиболее

важному условию осуществления инноваций; повышение коммуникативной культуры

педагогов

и

школьников

в

освоении

печатного

продукта;

улучшение

динамики

результативного участия детей в олимпиадах, конкурсах, а так же педагогов в конкурсах

профессионального мастерства; повышение уровня удовлетворенности родителей качеством

образования; увеличение желания работать с более современной аппаратурой и новыми

информационными программами.



В раздел образования