Автор: Бобылева Марина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №11
Населённый пункт: город Белогорск, Амурская область
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: «В сказки играем и речь развиваем»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 города Белогорск»
Проект по развитию речи
«В сказки играем и речь развиваем»
(для детей среднего дошкольного возраста)
Разработали:
М.В. Бобылева, учитель-логопед,
Т.А. Иваненко, воспитатель
2023 год.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это
ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют
животворными ключами» В. А. Сухомлинский.
Проблема: развитие
речи детей
дошкольного
возраста
в
игровой
деятельности.
Актуальность проблемы: в условиях современности, главной задачей
дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не
получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим
трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его
дальнейшее развитие.
Своевременное
и
полноценное
формирование речи
в
дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в
дальнейшем его успешного обучения в школе.
Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую
деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Создание условий для игровой деятельности детей.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие связной речи.
Развивающие:
-Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
-Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в
разных ситуациях.
-Развитие совместного творчества родителей и детей.
Воспитательные:
-Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные
качества.
-Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую
инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
-Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества
детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Предполагаемый результат: при работе по данному проекту значительно
увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут
активно сопровождать свою деятельность речью.
Методы проекта: наглядные, словесные, практические, игровые.
Основные
формы
реализации проекта:
образовательная
деятельность,
беседы, экскурсии, игры, работа с родителями.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Сроки проведения:
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.
- Занятия по речевому развитию, сказки «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина
избушка».
- Выставка книг о сказках. - Чтение художественной литературы по данной
теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках.
- Театральная деятельность «Театр на вилках» по сказке «Теремок».
- Театр в масках по сказке «Зимовье зверей».
-Инсценировка
и
драматизация
сказок
«Заюшкина
избушка»,
«Три
поросенка», «Три медведя».
- Аппликация с элементами конструирования «Терем-теремок».
- Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка», нетрадиционное рисование
«Гуси-лебеди»,
- Лепка «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок» из подручных
материалов.
- Просмотр презентации «По сказкам».
- Моделирование сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».
Игровая деятельность.
-Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» «Сказка за
сказкой».
- Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки». -
Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок».
Работа с родителями:
- Консультации для родителей «Воспитание сказкой», «Сказка как средство
воспитания».
- Папка передвижка для родителей «Народные сказки в системе воспитания
дошкольников».
- Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к
воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной
деятельности.
- Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
1.Оснащение развивающей среды в группе.
- Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме.
- Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме.
- Театрализованная деятельность.
2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но
и как источник знаний.
3.
Развитие
у
детей
любознательности,
творческих
способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков.
4. Активное участие родителей в реализации проекта.
5.Развитие интереса у детей к чтению сказок.
6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
Этапы проекта
I этап - подготовительный.
II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
III этап - заключительный (результат).
Дата
проведения
Задачи развития
Формы работы
I этап - подготовительный.
Постановка
целей,
определение
актуальности
и
значимости
проекта. Создание развивающей среды, театрального уголка,
обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор
развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.
II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
Расширение
знаний
детей
о
русских
народных сказках.
Учить рассказывать сказки, пересказывать
по ролям. Закрепить знания детей о русских
народных сказках через загадки.
Беседы
с
детьми
о сказках.
Рассматривание
иллюстраций
с
изображением
героев
сказок.
Загадки по сказкам
Ознакомление с русской народной сказкой
«Лиса, заяц и петух».
Развитие
умения
внимательно
слушать
сказку.
Дать
представление
о
многообразии
оформления книг.
Учить узнавать сказку по иллюстрациям.
Занятие
по
речевому
развитию
сказка «Лиса, заяц и
петух».
Выставка
книг
«Сказки»
Учить
рисовать
лису,
передовая
ее
строение конусообразными овалами разной
величины (туловище, хвост, голова).
Обогащать игровой опыт; формировать
интерес
к театрализованным
играм;
развивать
творчество,
умение
импровизировать, эмоциональную сферу.
Дети в словесных играх упражняются в
согласовании
существительного
с
прилагательным,
существительного
с
числительным,
упражняются
в
употреблении существительных в разных
падежах, в образовании антонимов.
Рисование
силуэтное «Лисичка
-сестричка»
Изготовление масок
и
атрибутов
к
театрализованной
постановке «Зимовье
зверей»
«Какие
разные
слова»
(речевые
игры)
Закрепить умение детей узнавать сказку по
иллюстрациям, загадкам и вопросам.
формировать
умение пересказывать
знакомую
сказку последовательно
и
выразительно; развивать умение располагать
в правильной последовательности картинки,
развивать внимание.
Занятие
по
речевому
развитию
сказка
«Заюшкина
избушка»
Д/игры:
«Расскажи сказку по
картинке»,
«Из
какой я сказки»
Раскрытие
и
развитие
творческих
способностей детей, закрепление навыков
драматизации, закрепление навыков лепки,
Стимулировать эмоциональное восприятие
сказки, вызвать интерес к русской народной
сказке «Теремок»; учить детей создавать
образы
животных с
помощью
выразительных средств.
Лепка
«Заюшкина
избушка»
Театральная
деятельность «Театр
на вилках» по сказке
«Теремок»
Развивать
познавательные
способности
детей с помощью заданий, игр и загадок,
формировать умение выполнять задания по
картинкам,
закрепить знание
о
русских
народных сказках.
Дети
учатся
составлять
загадки
—
описания по мнемотаблице, отгадывать их,
происходит
обогащение
и
активизация
словаря по теме: «Овощи -фрукты»
Совершенствование
мелкой
моторики,
закрепление
знания
содержания
сказок,
развитие речи и образного мышления.
Работа
с
с
мнемотаблицами
«Веселые загадки»
Разучивание
пальчиковых
игр
«Рукавичка»,
«Колобок»,
«Теремок».
Продолжать учить детей эмоционально
воспринимать образное содержание сказки,
оценивать характеры и поступки героев.
Дети
развивают
мелкую
и
общую
моторику,
координацию
движений
в
сочетании с речью.
Инсценировка
и
драматизация сказок
«Лисичка
-
сестричка и серый
волк»
«Наши пальчики и
руки
помогают
говорить»
Подведение итогов работы над проектом
У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей
познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи
детей; содействие творческому развитию детей.
Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.
Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.
Повысился интерес к книжному уголку, к книгам по разделу «Сказки».
Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками
воспитательно - образовательного процесса.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с
удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которое им
предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием
рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности
разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра;
некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее;
чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный
результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять
её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая
активность.
Список использованной литературы
Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
Планы занятий». – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое
пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры,
упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6
лет:
Метод.
пособие
для
воспитателей
дошкольного
образовательного
учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольного учреждения» -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой:
конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Интернет ресурсы