Напоминание

«В сказки играем и речь развиваем»


Автор: Бобылева Марина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №11
Населённый пункт: город Белогорск, Амурская область
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: «В сказки играем и речь развиваем»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 города Белогорск»

Проект по развитию речи

«В сказки играем и речь развиваем»

(для детей среднего дошкольного возраста)

Разработали:

М.В. Бобылева, учитель-логопед,

Т.А. Иваненко, воспитатель

2023 год.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это

ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют

животворными ключами» В. А. Сухомлинский.

Проблема: развитие

речи детей

дошкольного

возраста

в

игровой

деятельности.

Актуальность проблемы: в условиях современности, главной задачей

дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не

получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим

трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его

дальнейшее развитие.

Своевременное

и

полноценное

формирование речи

в

дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в

дальнейшем его успешного обучения в школе.

Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую

деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- Создание условий для игровой деятельности детей.

- Формирование грамматического строя речи.

- Расширение словарного запаса.

- Развитие связной речи.

Развивающие:

-Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

-Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в

разных ситуациях.

-Развитие совместного творчества родителей и детей.

Воспитательные:

-Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные

качества.

-Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую

инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

-Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества

детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Предполагаемый результат: при работе по данному проекту значительно

увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут

активно сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта: наглядные, словесные, практические, игровые.

Основные

формы

реализации проекта:

образовательная

деятельность,

беседы, экскурсии, игры, работа с родителями.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Сроки проведения:

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.

- Занятия по речевому развитию, сказки «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина

избушка».

- Выставка книг о сказках. - Чтение художественной литературы по данной

теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках.

- Театральная деятельность «Театр на вилках» по сказке «Теремок».

- Театр в масках по сказке «Зимовье зверей».

-Инсценировка

и

драматизация

сказок

«Заюшкина

избушка»,

«Три

поросенка», «Три медведя».

- Аппликация с элементами конструирования «Терем-теремок».

- Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка», нетрадиционное рисование

«Гуси-лебеди»,

- Лепка «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок» из подручных

материалов.

- Просмотр презентации «По сказкам».

- Моделирование сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».

Игровая деятельность.

-Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» «Сказка за

сказкой».

- Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки». -

Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок».

Работа с родителями:

- Консультации для родителей «Воспитание сказкой», «Сказка как средство

воспитания».

- Папка передвижка для родителей «Народные сказки в системе воспитания

дошкольников».

- Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к

воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной

деятельности.

- Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

1.Оснащение развивающей среды в группе.

- Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме.

- Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме.

- Театрализованная деятельность.

2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но

и как источник знаний.

3.

Развитие

у

детей

любознательности,

творческих

способностей,

познавательной активности, коммуникативных навыков.

4. Активное участие родителей в реализации проекта.

5.Развитие интереса у детей к чтению сказок.

6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

Этапы проекта

I этап - подготовительный.

II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

III этап - заключительный (результат).

Дата

проведения

Задачи развития

Формы работы

I этап - подготовительный.

Постановка

целей,

определение

актуальности

и

значимости

проекта. Создание развивающей среды, театрального уголка,

обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор

развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.

II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

Расширение

знаний

детей

о

русских

народных сказках.

Учить рассказывать сказки, пересказывать

по ролям. Закрепить знания детей о русских

народных сказках через загадки.

Беседы

с

детьми

о сказках.

Рассматривание

иллюстраций

с

изображением

героев

сказок.

Загадки по сказкам

Ознакомление с русской народной сказкой

«Лиса, заяц и петух».

Развитие

умения

внимательно

слушать

сказку.

Дать

представление

о

многообразии

оформления книг.

Учить узнавать сказку по иллюстрациям.

Занятие

по

речевому

развитию

сказка «Лиса, заяц и

петух».

Выставка

книг

«Сказки»

Учить

рисовать

лису,

передовая

ее

строение конусообразными овалами разной

величины (туловище, хвост, голова).

Обогащать игровой опыт; формировать

интерес

к театрализованным

играм;

развивать

творчество,

умение

импровизировать, эмоциональную сферу.

Дети в словесных играх упражняются в

согласовании

существительного

с

прилагательным,

существительного

с

числительным,

упражняются

в

употреблении существительных в разных

падежах, в образовании антонимов.

Рисование

силуэтное «Лисичка

-сестричка»

Изготовление масок

и

атрибутов

к

театрализованной

постановке «Зимовье

зверей»

«Какие

разные

слова»

(речевые

игры)

Закрепить умение детей узнавать сказку по

иллюстрациям, загадкам и вопросам.

формировать

умение пересказывать

знакомую

сказку последовательно

и

выразительно; развивать умение располагать

в правильной последовательности картинки,

развивать внимание.

Занятие

по

речевому

развитию

сказка

«Заюшкина

избушка»

Д/игры:

«Расскажи сказку по

картинке»,

«Из

какой я сказки»

Раскрытие

и

развитие

творческих

способностей детей, закрепление навыков

драматизации, закрепление навыков лепки,

Стимулировать эмоциональное восприятие

сказки, вызвать интерес к русской народной

сказке «Теремок»; учить детей создавать

образы

животных с

помощью

выразительных средств.

Лепка

«Заюшкина

избушка»

Театральная

деятельность «Театр

на вилках» по сказке

«Теремок»

Развивать

познавательные

способности

детей с помощью заданий, игр и загадок,

формировать умение выполнять задания по

картинкам,

закрепить знание

о

русских

народных сказках.

Дети

учатся

составлять

загадки

описания по мнемотаблице, отгадывать их,

происходит

обогащение

и

активизация

словаря по теме: «Овощи -фрукты»

Совершенствование

мелкой

моторики,

закрепление

знания

содержания

сказок,

развитие речи и образного мышления.

Работа

с

с

мнемотаблицами

«Веселые загадки»

Разучивание

пальчиковых

игр

«Рукавичка»,

«Колобок»,

«Теремок».

Продолжать учить детей эмоционально

воспринимать образное содержание сказки,

оценивать характеры и поступки героев.

Дети

развивают

мелкую

и

общую

моторику,

координацию

движений

в

сочетании с речью.

Инсценировка

и

драматизация сказок

«Лисичка

-

сестричка и серый

волк»

«Наши пальчики и

руки

помогают

говорить»

Подведение итогов работы над проектом

У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей

познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи

детей; содействие творческому развитию детей.

Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.

Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.

Повысился интерес к книжному уголку, к книгам по разделу «Сказки».

Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками

воспитательно - образовательного процесса.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с

удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которое им

предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием

рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности

разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра;

некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее;

чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный

результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять

её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая

активность.

Список использованной литературы

Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

Планы занятий». – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое

пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры,

упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.

Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6

лет:

Метод.

пособие

для

воспитателей

дошкольного

образовательного

учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников дошкольного учреждения» -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой:

конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Интернет ресурсы



В раздел образования