Напоминание

Развитие дошкольника.


Автор: Манцерова Юлия Александровна
Должность: воспитатель дошкольных учреждениях
Учебное заведение: МАДОУ д/с к/в №55
Населённый пункт: Московская область Наро-фоминский округ д.Алабино.
Наименование материала: Воспитание духовности,через приобщение детей к народной культуре.
Тема: Развитие дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие дошкольника.

Воспитание духовности, через приобщение детей к народной

культуре.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого,

мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их

с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится

актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения

национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к

своим корням, воспитания духовно богатой личности.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного,

чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в

музыке и т.п. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую

нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к

другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками

нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.

Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были

“Иванами, не помнящими родства”.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского

государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и

активно участвовать в возрождении национальной культуры;

самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и

все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых

дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в

русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки,

прибаутки.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями

русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.

Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в

первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь

русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир,

мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская

музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

В народном сознании издревле большое место занимали представления

о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси

считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев,

воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не

совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все

духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались

неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц,

поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости

и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде.

Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека.

Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать

стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это

важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры

развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки

культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны

внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Культуру России невозможно себе представить без народного

искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа,

наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности,

художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства

с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают

эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая

сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения

декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости,

удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры

способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в

преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в

будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной

культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит

отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие

детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует

общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной

культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети

очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно

подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям,

уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в

семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой,

яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит

мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех,

улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это

обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность,

страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство

защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой

воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего

прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они

являются носителями народной культуры, воспитывать детей в

национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях

положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Автор : Манцерова Ю.А.

Используемая литература

1.

Л. В. Коломийченко «Дорогою добра. Концепция и программа социально-

коммуникативного развития и социального воспитания

дошкольников» Издательство: "Сфера" (2015)

2.

1.Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я.

Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.

3.

В. Г. Нечаева «Духовно- нравственное воспитание в детском саду»



В раздел образования