Автор: Манцерова Юлия Александровна
Должность: воспитатель дошкольных учреждениях
Учебное заведение: МАДОУ д/с к/в №55
Населённый пункт: Московская область Наро-фоминский округ д.Алабино.
Наименование материала: Воспитание духовности,через приобщение детей к народной культуре.
Тема: Развитие дошкольника.
Раздел: дошкольное образование
Развитие дошкольника.
Воспитание духовности, через приобщение детей к народной
культуре.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого,
мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их
с этим через родные и национальные явления».
В.Г.Белинский
В современных условиях наступления “массовой культуры” становится
актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения
национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к
своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного,
чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в
музыке и т.п. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую
нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к
другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками
нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.
Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были
“Иванами, не помнящими родства”.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского
государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и
активно участвовать в возрождении национальной культуры;
самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и
все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых
дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в
русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки,
прибаутки.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями
русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в
первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь
русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир,
мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская
музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
В народном сознании издревле большое место занимали представления
о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси
считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев,
воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не
совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все
духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались
неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц,
поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости
и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде.
Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека.
Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать
стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это
важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры
развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки
культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны
внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Культуру России невозможно себе представить без народного
искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа,
наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности,
художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства
с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают
эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая
сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения
декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости,
удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры
способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в
преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в
будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной
культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит
отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие
детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует
общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной
культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети
очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно
подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям,
уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в
семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой,
яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит
мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех,
улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это
обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность,
страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство
защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой
воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего
прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они
являются носителями народной культуры, воспитывать детей в
национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях
положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Автор : Манцерова Ю.А.
Используемая литература
1.
Л. В. Коломийченко «Дорогою добра. Концепция и программа социально-
коммуникативного развития и социального воспитания
дошкольников» Издательство: "Сфера" (2015)
2.
1.Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я.
Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.
3.
В. Г. Нечаева «Духовно- нравственное воспитание в детском саду»