Автор: Кашина Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6"
Населённый пункт: гЮжноуральск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка внеклассного занятия курса РОСТ
Тема: Решение жизненных задач.Цирк
Раздел: начальное образование
Конспект внеурочного занятия по развитию функциональной
грамотности школьников «Решение жизненных задач. Цирк» 2класс
Учитель нач.классов: КашинаТИ
Цель занятия: формирование математической грамотности посредством
решения учебно- практических задач.
Задачи занятия:
Создавать условия для формирования у учащихся:
- умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания ( в том
числе математические) для решения учебно- практических (жизненных)
задач
- умение работать в команде (группе)
-умение работать по алгоритму
- умение формулировать собственную точку зрения и излагать её в устной
форме
Развивать активность и самостоятельность учащихся путём вовлечения их в
поисковую и познавательную деятельность.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал(рабочие листы,
приложения), экран, круги красного, жёлтого и зелёного цветов
Ход занятия
Этап мотивации: Здравствуйте, дорогие ребята. Рада видеть вас на нашем
очередном занятии курса РОСТ. Девиз нашего сегодняшнего занятия
«Учимся не для школы, а для жизни!»
А о чём пойдёт сегодня разговор вы узнаете, если отгадаете загадку:
Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нём
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена. (слайд 1) звучит цирковой марш
Так о чём же у нас пойдёт речь на занятии? Конечно о цирке. И все задания
будут с ним связаны.
А вы знаете, где зарождалось цирковое искусство? (учащиеся высказывают
свои предположения)
На несколько минут приглашаю вас взглянуть туда, где всё только
начиналось. Первый цирк появился в Риме (слайд2)
Но он был очень далёк от современного. Акробатов и гимнастов в нем тогда
не было. Древнеримские цирки начинали с развлечения людей при помощи
гонок на колесницах.
Первые признаки современного цирка появились в Лондоне в 18 веке,
причем изначально зарождались они также на основе конного спорта. (слайд
3)
Идейный вдохновитель современного цирка — Филипп Астлей. (слайд4)
Это простой наездник, который искусно владел управлением лошадью.
Филипп разработал свое собственное шоу, с помощью которого развлекал
людей. В его основе лежали конные трюки и акробатические этюды. Чуть
позже Астлей стал понимать: публика желает получить еще больше зрелищ,
поэтому
программу
стали
постепенно
расширять.
В
нее
добавили
многочисленные выступления жонглеров, канатоходцев, клоунов, однако в
течение длительного времени выступления на лошадях оставались наиболее
востребованными и считались «изюминкой» любой программы.
1задание- Какую форму имеет цирковая арена?
- Знаете, почему? Сформулируйте свои предположения, обсудив вопрос в
группах. Не забывайте об основных правилах работы в группе: работать
должен каждый; один говорит, другие слушают; общаемся вежливо.
Послушаем, что получилось в каждой группе. Слово первой группе. Второй.
… (Представитель от каждой группы высказывает предположения,
выработанные в ходе обсуждения)
(слайд 5)
На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях.
Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было
создать оптимальную площадку для их разбега. Любая лошадь должна была
привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была
разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться, не
обращая внимания на резкие повороты в 90 градусов.
(Представьте, что вы опоздали на представление, какие будут ваши
действия)
-Ребята а как вы думаете, кого называют в цирке –капельдинером? (слайд 6)
Это человек, который проверяет билеты, рассаживает людей и следит за
порядком во время представления.
Цирковые артисты не соревнуются между собой и не ведут борьбу за призы.
Их цель – это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей
человека. Цирк – это восторг и восхищение теми, кто смог прикоснуться к
чуду и преодолеть невозможное. Наверное, поэтому люди любят цирк.
- Ну, а мы возвращаемся в день сегодняшний. Вы любите цирк? Почему?
- Поэтому и посвятим сегодняшнее занятие выполнению жизненных заданий,
связанных с темой цирка. А также, по традиции, попытаемся определить,
знания каких школьных предметов помогали нам справиться с заданиями.
Этап применения изученных моделей действия.
Фронтальная работа с элементами парной и самостоятельной работы.
Познакомимся со другим заданием
- Думаю, ситуация вполне знакомая: семья планирует посещение цирка.
- Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов. А по-
другому, стоимость билетов для всей семьи)
- Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на поставленный вопрос?
(Нужно знать, как найти стоимость)
- Напомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость,
нужно цену умножить на количество товара)
- Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов?
Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах.
- Проверим.
- У кого так же, поднимите руку.
Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов
будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета
зависит от сектора и ряда
- Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании
сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и
Иван)
- Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице)
- В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену
билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не
выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить
билеты в красном секторе)
- Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей)
- Выполните вычисления и запишите ответ в отведенной для этого строке.
(Учащиеся выполняют задание учителя)
- Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в
цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета)
- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях
задания.
У
кого
другой
результат
–
красный
огонек.
(Учащиеся
самостоятельно выполняют оценку своей работы)
- Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя
похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и
делать верные вычисления)
-
Какой
совет
можно
дать
остальным?
(Быть
внимательным
при
вычислениях)
- Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения помогли вам
дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать
таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять
арифметические действия с многозначными числами,… )
- Есть ли среди них те умения, которые относятся к математике? Приведите
примеры. (умение находить стоимость товара, выполнять арифметические
действия с многозначными числами,…
- Какой вывод можно сделать относительно важности математических
знаний и умений в повседневной жизни? Нужны ли они в жизни?
Физминутка
В каждом большом городе есть свой цирк. (слайд 7) Я хочу остановиться на
двух цирках нашей Челябинской области.
Цирк Магнитогорска.(слайд 8)
Первый (деревянный) цирк Магнитогорска строился одновременно с
возведением промышленного комплекса и нового города (открыт 11
августа 1931 года).
В 1975 году открылся новый цирк фундаментального здания на 2000 мест.
Днем официального открытия нового здания цирка является 1 января 1976
года.
С 2015 года директором Магнитогорского государственного цирка является
Хотим Олег Николаевич (в прошлом артист, акробат, дрессировщик).
А здание этого цирка вы узнаёте? Верно это Челябинский цирк.(слайд9)
В 1901 году Челябинск распахнул свои двери для представлений цирка
Коромыслова, которые проходили в городском саду на Южном бульваре
Петровской площади. В октябре 1902 года «Городской управой»
предпринимателю П.И. Сайковскому было разрешено построить и открыть
цирк в Челябинске на торговой площади Южного бульвара (теперь Площадь
революции). Цирк был построен и открыт типа шапито. Цирк успешно
работал в дни ярмарок, на пасхальной и масляной неделях, в другое время
Челябинский цирк был убыточен.. Если говорить о программах цирка,
которые давались до 1909 года, то они не сохранились.
В 1910 году цирк переходит во владение И.В. Антонова, владельцем
которого является до 1917 года. Городская управа крепко встала против
Антонова 27 марта 1911 года и предложила немедленно убрать здание цирка
с торговой площади. Но до 1917 года цирк продолжал располагаться на той
же площади.
В 1915 году цирк владельцем Антоновым заново перестраивается,
подводится под деревянную крышу, предусматриваются все удобства для
публики, образцово обставлены буфет-чайная, теплое фойе.
В 1922 году работы в цирке прекращаются: голод, холод, да и помещение
цирка приходит в большую ветхость. Цирк закрывают вплоть до 1930 года.
5-го сентября 1930 года торжественно открывается цирк в новом помещении
на ул. Труда №48, тогда как старое помещение с Площади революции было
убрано.
В 1979 году было завершено строительство нового здания цирка. 1 января
1980 года в новом здании под зеленым куполом состоялось первое
представление.
С 2019 года здание находится на реконструкции.
(слайды 10,11,12,13)
Этап применения изученных моделей действия.
Групповая форма работы с элементами фронтальной работы
Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой
проблемой. Переходим к заданию 2 (слайд 14)
- Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая в группах.
Для этого каждой группе предлагаю Алгоритм выполнения
В ходе работы групп учитель осуществляет координирующую
деятельность работы групп.
Пользуясь предложенным алгоритмом и, по необходимости,
Приложениями – подсказками, учащиеся выполняют задание в группах.
Решение:
1)
1600-300=1300(руб.)-на билеты
2)
1300:3=400(ост.100)- цена билета
3)
400 руб. – цена билета в желтом или красном секторах с 10 по14 ряды
4)
Наилучшие места – желтый сектор
5)
Места: 37,38,39 на 10 ряду.
- Проверим, что получилось. Повесьте на доску результаты вашей работы,
записанные на листе А4. Каким образом подошли к такому результату?
(Представители
от
групп
вывешивают
решения
на
листах
А4.
Представитель одной из групп объясняет решение, остальные слушают и
соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения)
Нужны ли были в этом задании математические умения? Какие? (Умение
выделить нужную для решения задачи информацию, читать таблицы,
выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если
известна стоимость и количество, …)
Этап рефлексии
Фронтальная форма работы
Занятие подходит к концу. Подведем итог. Какая же наука помогла нам
сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)
Действительно. Как видим, математика не живет отдельной жизнью, она
пронизывает
бытовую
жизнь
человека
и
помогает
решать
задачи,
возникающие в его повседневной жизни.
А цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить
ваше настроение на конец занятия:
Зеленого цвета – работа на занятии доставила мне удовольствие,
Желтого цвета – не совсем доволен своей работой на занятии.
Красного цвета – недоволен своей работой на занятии.
(Под мелодию учащиеся подходят к корзинке с выбранным цветом мячей)
-
Я
рада,
что
работа
вам
доставила
удовольствие.
Благодарю
за
плодотворную работу. Занятие окончено.
Информационные источники:
1.
Титаренко Н. Н., Пинженина С. В. Учусь принимать решения. Рабочая
тетрадь по внеурочной деятельности для младших школьников.
Учебно-методическое пособие. – г. Екатеринбург: АНО «Центр
Развития Молодежи», 2019 г. – 32 с.
2.
Титаренко Н. Н., Пинженина С. В. Учусь принимать решения.
Методическое пособие для учителей и родителей. – г. Екатеринбург:
АНО «Центр Развития Молодежи», 2013 г.
3.
Электронные источники:
- Физкультминутка “Цирк»