Автор: Светлана Юрьевна Звонарева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с "Малыш" Зерноградского района
Населённый пункт: Ростовская обл, Зерноградский р-н, ст-ца Мечетинская
Наименование материала: методическая разработка НОД
Тема: "Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка образовательной деятельности детей.
Воспитатель Звонарева С.Ю.
Возраст: старшая группа
Тема: «Путешествие по страница Красной книги Ростовской области»
Цель: формирование у детей ответственного отношения к окружающей
природе, организация знакомства с растениями и животными, занесенными в
Красную книгу.
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить детей с Красной книгой природы.
Познакомить с редкими видами животных Донского края (ушастый ёж, пеликан).
Уточнить и активизировать словарь детей.
Закрепить знания цифр 1,2,3., счет и ориентировку в пространстве.
Развивающие:
Развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и
зрительное внимание, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Побудить детей быть активными защитниками природы.
Воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия,
выслушивать друг друга, научить выдержке и терпению.
Виды
деятельности:
коммуникативная,
игровая,
познавательная,
изобразительная, двигательная.
Образовательная
область:
познавательное,
речевое,
социально-
коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Материалы и оборудование:
компьютер, телевизор, музыкальный центр;
иллюстрации и фигурки животных и птиц, занесенных в красную книгу;
Красная книга;
конверт (письмо для детей);
презентация;
аудиозапись «Звуки природы»;
конверты пронумерованные, загадки.
Предварительная работа:
Беседы: «Красная книга – сигнал опасности»
Слушание аудиозаписи «звуки природы».
Дид. игра «Правила поведения в природе»
Содержание образовательной деятельности:
- Ребята, есть проблема, и я хочу посоветоваться с вами как ее возможно
разрешить. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Почему на планете мы можем остаться одни?
(предполагаемые ответы детей):
1.
Уничтожаются леса: много деревьев вырубают для получения древесины.
Ты права (Ксения), с каждым годом на нашей планете остаётся всё меньше
лесов.
2. От работы заводов, автомобилей загрязняется воздух.
3. Огромный ущерб лесу приносит пожар.
- Скажите, пожалуйста, что сделали ученые, чтобы остановить это безобразие, не
допустить исчезновения растений, животных и птиц?
Дети:
- Ученые решили создать Красную книгу.
Педагог:
- Верно, а о чем или о ком нам рассказывает Красная книга?
Дети:
- О животных и растениях, которых осталось мало на земле, и они нуждаются в
нашей защите.
Педагог:
- Вы правы ребята. А помните, мы с вами решили создать вместе Красную книгу
нашей Ростовской области, чтобы она у нас была в группе для изучения животных
и растений, которым нужна помощь? (ответ)
Так вот (показ заготовок-книг для дальнейшего пополнения) я выполнила вашу
просьбу. Теперь мы вместе будем узнавать и пополнять обе книги –животные и
растения.
Педагог: Ребята, а в каком краю мы с вами живём? (ответы детей)
- Вы совершенно правы, (показ карты – макета)
вот она наша Ростовская область, где мы с вами расселили животных, которые
обитают в нашем Донском крае.
СЛАЙД 1
- Ребята, посмотрите, как прекрасны творения Донской природы. Ими бы только
любоваться да восхищаться, если бы не одно обстоятельство -
некоторым из них грозит исчезновение. Вы огорчены?... Я тоже.
- Ребята, я же совсем забыла нам утром принесли письмо. Где же оно? Сейчас
прочитаем. (читает)
Педагог: - В письме нас Лесник просит о помощи! Вы готовы прийти на помощь?
Состояние природы часто зависит от нас, от нашего поведения. А как же вы, дети,
можете помочь природе? Ответить на этот вопрос, поможет игра «Правила юных
защитников природы».
- Иван, поможешь мне раздать сигнальные знаки друзьям? Спасибо.
Правила игры: если вы согласны, то показываете зеленый кружок – «можно», если
нет, красный – «нельзя».
Обобщение и систематизация знаний.
(Повторение правил поведения в природе)
• Разорять птичьи гнёзда
• рвать и бросать цветы
• ломать ветки деревьев и кустарников
• сажать молодые деревья
• давить насекомых
• шуметь в лесу
• оставлять мусор в природе и около водоёмов
• вешать кормушки и скворечники
- Молодцы, отлично справились!
- Пора собираться в экспедицию и выполнить поручение Лесника.
Друзья, у вас есть предложение, на чем мы полетим?
Дети:
- На машине, вертолете.
Педагог:
-Хорошая идея полететь на вертолете.
Физминутка «Вертолеты».
Руки в стороны в полёт
Отправляем вертолёт
Правое крыло вперёд
Левое крыло вперёд
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш вертолёт.
Вертолёт, вертолёт, ты возьми нас всех в полёт.
Крылья быстро распрями, ввысь машину подними.
Начал винт большой вращаться.
Вертолёт стал подниматься.
В воздухе он покружился и вперёд он устремился
Замер вдруг, остановился.
(во время полета попадают в облака)
Дид.игра «На кого похожи облака?»
- Как вы думаете, на кого похожи эти облака?
А потом опять, опять, стал он по небу летать.
А внизу поля, леса,
Словно ниточка, река.
Вертолёт опять завис,
А потом спустился вниз.
Предлагаю приземлиться и выполнить первое задание. (звуки природы)
- Вот мы и очутились в степи. Почему кругом пусто? Никого не видно?
1. Кто из вас откроет конверт с цифрой 1. (Если вы видите на опушке ёлочку, тогда
от неё пройдите муравьиным шагом в правую сторону, отсчитав 6 шагов, возможно
там сможете найти моих друзей.
(находят ежа)
Воспитатель: а как же мы можем помочь ёжикам, о чем нас просил Лесник?
(ответы детей)
Подойти к столу где лежат заготовки для лепки, выбирайте себе место для работы.
Определились, что будет каждый из вас лепить?
Но сначала мы свами разомнём наши пальчики.
Гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идём грибы искать:
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел!
Оттого и потолстел.
(Непринужденная беседа с детьми во время лепки)
- Жить ежи предпочитают на лесных опушках, в зарослях кустарников.
- На поиски пищи выходят только с наступлением темноты.
- Едят ежи все, что попадется: змей, кузнечиков, ящериц, мышек, улиток,
червяков, ягоды.
- Ежата рождаются слепыми и без иголок. А потом у них открываются глазки и
начинают вырастать иголки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут
совсем твердыми. И только тогда ежиха-мама начинает выводить ежат из норки.
- Как вы думаете почему? Дети: ответы детей.
- Правильно. Без иголок - ежи беззащитны. Легкая добыча для хищников. Когда у
ежат выросли иголки, им не страшны ни собаки, ни медведи, ни лисы. Хотя ежи
все-таки боятся лису. Она их хитростью берет.
Воспитатель: какие замечательные лакомства у вас получились!
Давайте соберём их в корзину и поставим возле куста, когда мы уйдём, я уверена
они полакомятся.
- Может возьмём с собой ёжика, он такой миленький? (подвести к мнению, что
нельзя забирать диких животных)
- Как вы думаете, мы справились с первым заданием?
Ребята, в конверте с цифрой 2 есть следующее задание - необходимо отгадать
загадку, тогда мы узнаем – кого нам искать дальше.
Он мешок под клювом носит,
Рыбу схватит - туда бросит.
Эта птица великан,
А зовется ...
(Пеликан).
А найти мы его сможем, если поймаем в реке щуку и угостим его.
Игра «Рыбалка». (среди различной рыбы необходимо поймать только щук, и
появляется пеликан)
- Молодцы, дружно работали!
С удовольствием расскажу об этой птице. Хотите, присядем отдохнем.
(рассказ о пеликане)
- Вот такие интересные обитатели живут у нас в Ростовской области, только жаль,
что они являются исчезающими и занесены в красную книгу.
Вот мы и завершили с вами наше увлекательное путешествие, выполнили важное
задание. Как вы думаете, лесник будет доволен?
- Давайте вместе решим, как мы сможем сообщить леснику о результатах нашей
экспедиции? (предложения от детей)
Отличная идея, (Настя) я согласна – телефон нам в помощь, становитесь с картой, я
вас сфотографирую и отправлю ему (отправляет)
- Нам пора возвращаться.
(Улетают на вертолете).
- Мне очень понравилось с вами путешествовать?
- Кому мы сегодня помогали?
- С кем мы сегодня познакомились? (пеликан и ёж)
- Наша Красная книга пополнится первыми страницами.
На столе лежит много страниц книги, но мы сейчас отберём только те, которые
рассказывают о еже и пеликане. (дети отбирают и помещают в книгу.)
- А на карту Ростовской области поместим картинки с их изображением. (дети
размещают)
- Как вы считаете пеликана, где правильнее поместить? (у водоема)
- Вы меня порадовали, что знаете о том, что пеликан водоплавающая птица
- Предлагаю вместе решить, стикером какого цвета мы обозначим, ежа и пеликана,
которые нуждаются в защите? (Милана, обозначь стикером ежа, а ты, Леша,
пеликана)
Сколько мы добавили обитателей из Красной книги? (2)
- Найдите необходимые листы для Красной книги, с кем вы познакомились
сегодня. (отбирают информационные листы) Мы разместим их в нашу книгу.
- Каждый раз, когда мы узнаем о редких растениях или животных, что мы будем
делать? (мы будем добавлять в нашу Красную книгу картинки и подписи).
- Зачем нам это? (чтобы все, и мы, и взрослые, помнили о них и не давали в обиду).
- Ребята, ответ от Лесника уже пришел. (читает с телефона)
«Как я рад, у вас всё получилось, я очень вам благодарен за помощь.
Помните, что только от нас зависит будущее нашей планеты.
Будьте внимательны к окружающей среде, сохраняйте её и тогда
наша жизнь будет красочна и интересна.
Я отправил для вас посылку с сюрпризом.
Спасибо вам, вы настоящие друзья, до связи.»
- Смотрите, а посылка то уже у нас! Что же здесь, интересно. (открывают, книга с
рассказами и сказками о животных)
Домашнее задание.
На столе лежат раскраски наших новых обитателей Красной книги. Предлагаю,
раскрасив их дома, рассказать родителям то, о чем вы сегодня узнали во время
нашего путешествия.