Автор: Сахратова Эльвира Маратовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №31
Населённый пункт: город Нефтекамск Республики Башкортостан
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: "Игры для развития фонематического слуха и звуковой культуры речи для тетей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Игры для развития
фонематического слуха и
звуковой культуры речи для
детей дошкольного возраста.
Воспитатель:
МАДОУ детский сад №31
Сахратова Э. М
.
Актуальность
Большое количество гаджетов
Мало общения.
Мало
сюжетно-ролевых,
театрализованных
игр.
Количественный рост детей с ОВЗ.
Появились
дети
из
другой
социальной
культуры, не владеющие русским языком.
ВИДЫ СЛУХА
Физический
Музыкальный
Речевой
(фонематический)
Позволяет различать
шум листвы и дождя,
жужжание пчелы,
писк комара, а также
урбанистические
звуки:
гул авиалайнера,
перестук колес
поезда, шуршание
шин автомобиля
Позволяет
наслаждаться
мелодией любимой
песни
и прекрасной
музыкой великих
композиторов.
Позволяет понимать
речь, улавливать
тончайшие оттенки
сказанного, отличать
один звук от другого.
При недостаточности
речевого слуха не
различаются схожие
созвучия обращенная
речь воспринимается
искаженно.
В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЗВУКОВОЙ
КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ ПЕДАГОГ РЕШАЕТ
ЗАДАЧИ
формирования у детей правильного звукопроизношения
четкого и ясного произнесения слов в соответствии с
языковыми нормами
развития голосового и речевого аппарата
выработки умеренного темпа речи
формирования правильного речевого дыхания
Формирования навыков умелого использования
интонационных средств выразительности
развитие слухового внимания и речевого слуха
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ДВУМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
Основные
направления
развитие
восприятия
речи
слухового
внимания
речевого слуха
развитие
речедвигатель
ного аппарата
артикуляцион
ного,
голосового,
речевого
дыхания
формирование
произноситель
ной стороны
речи
произношения
звуков, четкой
дикции и т.д
.
фонематический
слух
Фонематический
слух
-
тонкий
систематизированный слух,
обладающий
способностью
осуществлять
операции
различения
и
узнавания фонем,
составляющих
звуковую
и
смысловую
оболочку слова
.
Развитие восприятия речи
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
1. Узнавание неречевых звуков;
2.
Различение
высоты,
силы,
тембра
голоса,
на
материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. Различение слов, близких по звуковому составу;
4. Различение слогов;
5. Различение звуков.
I. УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.
Развитие слухового внимания и слуховой
памяти.
1.
ПОСЛУШАЙ И СКАЖИ ЧТО ЗВУЧАЛО
2.
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ КАКОЙ ЗАЯЦ ИГРАЕТ НА
.
,
–
БАРАБАНЕ БОЛЬШОЙ ЗАЯЦ ИГРАЕТ ГРОМКО А МАЛЕНЬКИЙ
.
ТИХО
II. РАЗЛИЧЕНИЕ СИЛЫ, ТЕМБРА И
ВЫСОТЫ ГОЛОСА
1.
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ВНИМАТЕЛЬНО ПОСЛУШАТЬ И СКАЗАТЬ
ЧЕЙ ГОЛОС ЗВУЧАЛ
2.
ПОСЛУШАЙ И СКАЖИ КАКОЙ МЕДВЕДЬ ГОВОРИЛ
III. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ БЛИЗКИХ
ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
1.
,
ХЛОПНИ В ЛАДОШИ ЕСЛИ ПРОИЗНЕСУ СЛОВО НЕПРАВИЛЬНО
—
—
—
—
—
вагон
вакон
фагон
вагон
факон
вагом
—
—
—
—
бумага
пумага
тумага
пумака
бумака
–
–
–
–
собака
сябака
сапака
фабака
собака
–
сабяка
–
–
–
–
–
шапка
фапка
сяпка
шапка
щапка
сапка
–
–
–
–
корабль
корябль
колябль
колабль
коябль
IV. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ
1.
,
ПОКАЖИ КРУЖОК КОГДА УСЛЫШИШЬ
ЛИШНИЙ СЛОГ
–
–
–
ка
ка
га
ка
–
–
–
на
ма
на
на
–
–
–
па
па
па
та
–
–
–
да
ла
ла
ла
–
–
–
ра
та
ра
ра
–
–
–
ба
ба
га
ба
–
–
–
тя
ла
тя
тя
–
–
–
хи
ки
хи
хи
–
–
–
жа
жа
жа
жу
–
–
–
ды
ры
ры
ры
2.
СЛУШАЙ И ПОВТОРЯЙ СЛОГИ КАК МОЖНО
ТОЧНЕЕ
(
)
РОТ ПЕДАГОГА ЗАКРЫТ ЭКРАНОМ
–
–
да
та
да
–
–
са
ша
са
–
–
жа
ша
жа
–
–
ра
ла
ра
–
–
ба
па
ба
–
–
за
са
за
–
–
ча
тя
ча
–
–
га
ка
га
–
–
ца
са ца
–
–
ща
ча
ща
–
–
та
да
та
–
–
ша
са
ша
–
–
ша
жа
ша
–
–
ла
ра
ла
–
–
па
ба
па
–
–
са
за
са
–
–
тя
ча
тя
-
–
ка
га
ка
–
–
са
ца
са
–
–
ча
ща
ча
V. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ
1.
,
Покажи на картинку когда
услышишь соответствующий
звук
: «
-
-
-
-
-
».
Девочка плачет
А а а аа аа а
: «
-
-
-
».
Мышонок смеется
И и ии ии
: «
-
-
-
-
-
-
».
Медведь сердится
Э э э э э э э
: «
-
-
-
-
».
Волк зовет другого волка
У у у у у
: «
-
-
-
-
-
».
Лось трубит в лесу
О о о о о о
: «
-
-
-
-
».
Штангист поднимает штангу
Ы ы ы ы ы
2.
,
ХЛОПНИ КОГДА УСЛЫШИШЬ НУЖНЫЙ ЗВУК
[
а
]
у а э и ы э у а о и ы и о а и э а
[
у
]
э ы а у и ы о у а э и у ы о э у и
[
и
]
а ы э и у а ы э и о у а и э и а о
3.
СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО И ПОВТОРЯЙ
–
–
–
ао
уа
аи
ио
–
–
–
аиу
иао
уао
оиы
–
–
–
аоуи
иуоа
иыоу
аэуо
VI. НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО
ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
1.
ПОКАЖИ СТОЛЬКО КРУЖКОВ СКОЛЬКО
ЗВУКОВ НАЗОВУ
а
ау
уау
оауи
оа
ыауи
о
эоуа
иау
оуиэ
уо
2.
,
ПОКАЖИ КРУЖОК КОГДА УСЛЫШИШЬ
[
]
,
– [
],
ЗВУК А В СЛОВЕ КВАДРАТ
О
– [
]
ТРЕУГОЛЬНИК
У
клад
мост
кран
круг
поле
плуг
сук
стол
астра
ком
стая
грач
3.
НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ
4.
НАЗОВИ ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ
5.
ПОСЧИТАЙ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ В СЛОВЕ
РАЗВИТИЕ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Формирование
звуковой
культуры речи
Специальные
занятия
Входит в
режимные
моменты
Интегрирован
ные занятия со
специалистами
ДОУ
утренняя
речевая
гимнастик
а
прогулки
в
вечернии
часы
Музыкаль
-ные
занятия
Развитие звуковой культуры речи
в работе педагога ДОУ
Во время утренней речевой гимнастики
можно потренировать артикуляционный аппарат детей,
уточнить и закрепить в игровой форме произношение того
или иного звука
На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять
отдельных детей в отчетливом произношении слов, в
правильном употреблении интонационных средств
выразительности
В вечерние часы организуются индивидуальные и
групповые подвижные
сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые
дидактические игры
Спасибо за внимание !