Напоминание

"Игры для развития фонематического слуха и звуковой культуры речи для тетей дошкольного возраста"


Автор: Сахратова Эльвира Маратовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №31
Населённый пункт: город Нефтекамск Республики Башкортостан
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: "Игры для развития фонематического слуха и звуковой культуры речи для тетей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры для развития

фонематического слуха и

звуковой культуры речи для

детей дошкольного возраста.

Воспитатель:

МАДОУ детский сад №31

Сахратова Э. М

.

Актуальность

Большое количество гаджетов

Мало общения.

Мало

сюжетно-ролевых,

театрализованных

игр.

Количественный рост детей с ОВЗ.

Появились

дети

из

другой

социальной

культуры, не владеющие русским языком.

ВИДЫ СЛУХА

Физический

Музыкальный

Речевой

(фонематический)

Позволяет различать

шум листвы и дождя,

жужжание пчелы,

писк комара, а также

урбанистические

звуки:

гул авиалайнера,

перестук колес

поезда, шуршание

шин автомобиля

Позволяет

наслаждаться

мелодией любимой

песни

и прекрасной

музыкой великих

композиторов.

Позволяет понимать

речь, улавливать

тончайшие оттенки

сказанного, отличать

один звук от другого.

При недостаточности

речевого слуха не

различаются схожие

созвучия обращенная

речь воспринимается

искаженно.

В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЗВУКОВОЙ

КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ ПЕДАГОГ РЕШАЕТ

ЗАДАЧИ

формирования у детей правильного звукопроизношения

четкого и ясного произнесения слов в соответствии с

языковыми нормами

развития голосового и речевого аппарата

выработки умеренного темпа речи

формирования правильного речевого дыхания

Формирования навыков умелого использования

интонационных средств выразительности

развитие слухового внимания и речевого слуха

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ДВУМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ:

Основные

направления

развитие

восприятия

речи

слухового

внимания

речевого слуха

развитие

речедвигатель

ного аппарата

артикуляцион

ного,

голосового,

речевого

дыхания

формирование

произноситель

ной стороны

речи

произношения

звуков, четкой

дикции и т.д

.

фонематический

слух

Фонематический

слух

-

тонкий

систематизированный слух,

обладающий

способностью

осуществлять

операции

различения

и

узнавания фонем,

составляющих

звуковую

и

смысловую

оболочку слова

.

Развитие восприятия речи

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

1. Узнавание неречевых звуков;

2.

Различение

высоты,

силы,

тембра

голоса,

на

материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Различение слогов;

5. Различение звуков.

I. УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

Развитие слухового внимания и слуховой

памяти.

1.

ПОСЛУШАЙ И СКАЖИ ЧТО ЗВУЧАЛО

2.

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ КАКОЙ ЗАЯЦ ИГРАЕТ НА

.

,

БАРАБАНЕ БОЛЬШОЙ ЗАЯЦ ИГРАЕТ ГРОМКО А МАЛЕНЬКИЙ

.

ТИХО

II. РАЗЛИЧЕНИЕ СИЛЫ, ТЕМБРА И

ВЫСОТЫ ГОЛОСА

1.

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ВНИМАТЕЛЬНО ПОСЛУШАТЬ И СКАЗАТЬ

ЧЕЙ ГОЛОС ЗВУЧАЛ

2.

ПОСЛУШАЙ И СКАЖИ КАКОЙ МЕДВЕДЬ ГОВОРИЛ

III. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ БЛИЗКИХ

ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

1.

,

ХЛОПНИ В ЛАДОШИ ЕСЛИ ПРОИЗНЕСУ СЛОВО НЕПРАВИЛЬНО

вагон

вакон

фагон

вагон

факон

вагом

бумага

пумага

тумага

пумака

бумака

собака

сябака

сапака

фабака

собака

сабяка

шапка

фапка

сяпка

шапка

щапка

сапка

корабль

корябль

колябль

колабль

коябль

IV. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ

1.

,

ПОКАЖИ КРУЖОК КОГДА УСЛЫШИШЬ

ЛИШНИЙ СЛОГ

ка

ка

га

ка

на

ма

на

на

па

па

па

та

да

ла

ла

ла

ра

та

ра

ра

ба

ба

га

ба

тя

ла

тя

тя

хи

ки

хи

хи

жа

жа

жа

жу

ды

ры

ры

ры

2.

СЛУШАЙ И ПОВТОРЯЙ СЛОГИ КАК МОЖНО

ТОЧНЕЕ

(

)

РОТ ПЕДАГОГА ЗАКРЫТ ЭКРАНОМ

да

та

да

са

ша

са

жа

ша

жа

ра

ла

ра

ба

па

ба

за

са

за

ча

тя

ча

га

ка

га

ца

са ца

ща

ча

ща

та

да

та

ша

са

ша

ша

жа

ша

ла

ра

ла

па

ба

па

са

за

са

тя

ча

тя

-

ка

га

ка

са

ца

са

ча

ща

ча

V. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ

1.

,

Покажи на картинку когда

услышишь соответствующий

звук

: «

-

-

-

-

-

».

Девочка плачет

А а а аа аа а

: «

-

-

-

».

Мышонок смеется

И и ии ии

: «

-

-

-

-

-

-

».

Медведь сердится

Э э э э э э э

: «

-

-

-

-

».

Волк зовет другого волка

У у у у у

: «

-

-

-

-

-

».

Лось трубит в лесу

О о о о о о

: «

-

-

-

-

».

Штангист поднимает штангу

Ы ы ы ы ы

2.

,

ХЛОПНИ КОГДА УСЛЫШИШЬ НУЖНЫЙ ЗВУК

[

а

]

у а э и ы э у а о и ы и о а и э а

[

у

]

э ы а у и ы о у а э и у ы о э у и

[

и

]

а ы э и у а ы э и о у а и э и а о

3.

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО И ПОВТОРЯЙ

ао

уа

аи

ио

аиу

иао

уао

оиы

аоуи

иуоа

иыоу

аэуо

VI. НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО

ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

1.

ПОКАЖИ СТОЛЬКО КРУЖКОВ СКОЛЬКО

ЗВУКОВ НАЗОВУ

а

ау

уау

оауи

оа

ыауи

о

эоуа

иау

оуиэ

уо

2.

,

ПОКАЖИ КРУЖОК КОГДА УСЛЫШИШЬ

[

]

,

– [

],

ЗВУК А В СЛОВЕ КВАДРАТ

О

– [

]

ТРЕУГОЛЬНИК

У

клад

мост

кран

круг

поле

плуг

сук

стол

астра

ком

стая

грач

3.

НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ

4.

НАЗОВИ ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ

5.

ПОСЧИТАЙ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ В СЛОВЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. ФОРМИРОВАНИЕ

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Формирование

звуковой

культуры речи

Специальные

занятия

Входит в

режимные

моменты

Интегрирован

ные занятия со

специалистами

ДОУ

утренняя

речевая

гимнастик

а

прогулки

в

вечернии

часы

Музыкаль

-ные

занятия

Развитие звуковой культуры речи

в работе педагога ДОУ

Во время утренней речевой гимнастики

можно потренировать артикуляционный аппарат детей,

уточнить и закрепить в игровой форме произношение того

или иного звука

На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять

отдельных детей в отчетливом произношении слов, в

правильном употреблении интонационных средств

выразительности

В вечерние часы организуются индивидуальные и

групповые подвижные

сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые

дидактические игры

Спасибо за внимание !



В раздел образования