Автор: Загороднова Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: конспект сюжетно-ролевой игры
Тема: "Поездка на автобусе"
Раздел: дошкольное образование
Особенности сюжетно-ролевой игры у детей трех лет
Тимохина Ольга Васильевна, воспитатель
Загороднова Людмила Юрьевна, воспитатель
МБДОУ Детский сад №12 «Здоровячок»
г. Барнаул
По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим
эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение игры -
социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения
в
обществе,
определенными
умениями
и
социальными
навыками.
Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с
реальными проблемами. В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой
жизни – ребенок пробует себя в разных ролях: работник (в системе
родственных
взаимоотношений),
член
семьи
(в
быту),
потребитель
социальных благ (в профессиональной деятельности). В игре дети передают
внутреннее состояние того, кого они в данный момент изображают [1].
В результате обзора работ отечественных и зарубежных авторов я
пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей
дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой
дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально
создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и
отношения между ними. Наблюдая за воспитанниками, я отметила, что
малыши с удовольствием включаются в игру, если только она не чересчур
сложна
для
ребёнка.
Играя
со
взрослым,
малыш
подражает
ему,
эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря
этому постепенно осваивает всё более сложные формы игрового поведения.
На основе анализ литературы, основными особенностями сюжетно –
ролевой игры являются:
1.
Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят,
что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом
дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение
правилу вытекает из самой сути игры.
2.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает
и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели
деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям
общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное
отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения
в обществе.
3.
Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра –
это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться
в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку
становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет
мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать,
- это пойти в школу.
4.
В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни
ему ещё недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса
игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение
детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру
от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова:
«как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые
переживания
всегда
искренни.
Ребёнок
не
притворяется:
мама
по-
настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем,
удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся
более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и
формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт
своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые
чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно
успешно выполнено. Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней
формируется эмоциональный мир малыша.
5.
В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта
дошкольника.
Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим
умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей
дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к
разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг,
которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр
становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их
воображением. Некоторые игры ( «в моряков», «лётчиков», «космонавтов»)
продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не
повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение
задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей
становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то
один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды:
водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах
ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей.
Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры
комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на
четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре
разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им
показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие
зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у
детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.
Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку
необходимы
игрушки
и
разные
предметы,
которые
помогают
ему
действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных
игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его
воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем
требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут
с действительностью.
6.
Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает
ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров,
согласовать
с
ними
свои
действия.
Развитие
целенаправленности,
способности
комбинирования
связаны
с
развитием
речи,
со
все
возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и
игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и
активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием
развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры
создаются с помощью слова.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра
способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.
Литература
1.Доронова, Т.Н., Кабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в дошкольном
детстве / Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2002. – 128с.
2.
Зворыгина,
Е.В.
Первые
сюжетные
игры
малышей.
–
М:
Просвещение, 1988. – 96с.