Напоминание

"Поездка на автобусе"


Автор: Загороднова Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: конспект сюжетно-ролевой игры
Тема: "Поездка на автобусе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности сюжетно-ролевой игры у детей трех лет

Тимохина Ольга Васильевна, воспитатель

Загороднова Людмила Юрьевна, воспитатель

МБДОУ Детский сад №12 «Здоровячок»

г. Барнаул

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим

эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение игры -

социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения

в

обществе,

определенными

умениями

и

социальными

навыками.

Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с

реальными проблемами. В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой

жизни – ребенок пробует себя в разных ролях: работник (в системе

родственных

взаимоотношений),

член

семьи

быту),

потребитель

социальных благ (в профессиональной деятельности). В игре дети передают

внутреннее состояние того, кого они в данный момент изображают [1].

В результате обзора работ отечественных и зарубежных авторов я

пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей

дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой

дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально

создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и

отношения между ними. Наблюдая за воспитанниками, я отметила, что

малыши с удовольствием включаются в игру, если только она не чересчур

сложна

для

ребёнка.

Играя

со

взрослым,

малыш

подражает

ему,

эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря

этому постепенно осваивает всё более сложные формы игрового поведения.

На основе анализ литературы, основными особенностями сюжетно –

ролевой игры являются:

1.

Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят,

что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом

дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение

правилу вытекает из самой сути игры.

2.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает

и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели

деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям

общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное

отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения

в обществе.

3.

Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра –

это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться

в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку

становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет

мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать,

- это пойти в школу.

4.

В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.

Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни

ему ещё недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса

игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение

детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру

от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова:

«как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые

переживания

всегда

искренни.

Ребёнок

не

притворяется:

мама

по-

настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем,

удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся

более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и

формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт

своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые

чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно

успешно выполнено. Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней

формируется эмоциональный мир малыша.

5.

В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта

дошкольника.

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим

умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей

дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к

разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг,

которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр

становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их

воображением. Некоторые игры ( «в моряков», «лётчиков», «космонавтов»)

продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не

повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение

задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей

становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то

один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды:

водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах

ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры

комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на

четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре

разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им

показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие

зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у

детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.

Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку

необходимы

игрушки

и

разные

предметы,

которые

помогают

ему

действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных

игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его

воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем

требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут

с действительностью.

6.

Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает

ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров,

согласовать

с

ними

свои

действия.

Развитие

целенаправленности,

способности

комбинирования

связаны

с

развитием

речи,

со

все

возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и

игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и

активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием

развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры

создаются с помощью слова.

Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра

способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.

Литература

1.Доронова, Т.Н., Кабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в дошкольном

детстве / Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом

«Воспитание дошкольника», 2002. – 128с.

2.

Зворыгина,

Е.В.

Первые

сюжетные

игры

малышей.

М:

Просвещение, 1988. – 96с.



В раздел образования