Автор: Панькова Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Лавровская СОШ дошкольное отделение
Населённый пункт: Орловская обл., Орловский р-н, с. Лаврово
Наименование материала: Консультация для педагогов (с комплексом народных малоподвижных игр)
Тема: "Воспитание любви к Родине через русские народные игры"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
(с комплексом народных малоподвижных игр)
Воспитание
любви к
Родине через русские
народные игры.
Воспитание беззаветной любви к Родине является основным, ведущим
принципом русской педагогики.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и
играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и
разнообразное по своему содержанию.
Русские
народные
игры
имеют
многовековую
историю,
они
сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из
поколения
в
поколение,
вбирая
в
себя
лучшие
национальные
традиции.
Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за
околицей, водили хороводы, пели песни, состязались в ловкости и играли в
игры. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор,
игры в снежки. Для всех народных игр характерна любовь русского человека
к веселью, удальству.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении,
оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают
нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный
духовный настрой, интерес к народному творчеству.
В своем сборнике я собрала
игры малой подвижности
для детей
старшего дошкольного возраста. Их можно использовать во время прогулок ,
на веранде в дождливую
погоду, так же в групповой комнате во время
занятий.
В
практике
дошкольного
воспитания
народные
игры
встречаются
редко.
В
отдельных
сборниках
есть
народные
игры,
но
они
настолько
изменены,
что
в
новом
варианте
утратили
народные
традиции,
лишены
игрового значения.
Фанты
Ведущий обходит играющих и говорит:
Нам
прислали
сто
рублей
Что
хотите
,
то
купите
,
Черный
,
белый
не
берите
,
Да
и
нет
не
говорите
!
После этого он задает игрокам разные вопросы, а сам старается, чтобы
кто то в разговоре произнес одно из запретных слов: черный, белый, да, нет.
Ведущий ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?» -
«Хлеб». - «Какой?» Здесь игрок может сказать запретное слово « Черный,
белый», если во время не вспомнит правило. «Мягкий» - говорит игрок. « А
какой хлеб ты любишь больше всего черный или белый?» - «Всякий» и т. д.
Кто произнес запретное слово, отдает водящему фант. В конце игры все, кто
остался
без
фанта,
выкупают
его.
При
выкупе
фантов
участники
игры
придумывают для хозяина фанта интересные задания: спеть песню, отгадать
загадку, рассказать стихотворение и т. д.
Правила:
1.На вопросы, играющие должны отвечать быстро, ответ исправлять нельзя.
2.При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
Молчанка
Перед началом игры играющие хором произносят слова:
Первенчики
,
червенчики
,
Зазвенели
бубенчики
.
По
свежей
росе
,
По
чужой
полосе
.
Там
чашки
,
орешки
,
медок
,
сахарок
Молчок
!
После
слова
«молчок!»
все
должны
замолчать.
Ведущий
старается
играющих рассмешить движениями, словами, шутками.
Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант.
В конце игры дети свои фанты выкупают: поют песни, танцуют, выполняют
интересные движения.
Правила:
1. Ведущий не должен трогать играющих руками.
Веревочка
Берут длинную веревку, концы её связывают. Участники игры встают в
круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и
старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они
опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они
сразу же берут веревку. Кого водящий ударил по руке, тот идет водить.
Правила:
1.Играющие должны держать веревку двумя руками.
2.По ходу игры веревка не должна падать на землю.
Телефон
Все дети садятся в ряд: Кто сидит первым, тот телефон. Ведущий ему
на ухо быстро говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он
услышал, передает своему соседу, тот
в свою очередь передает это слово
следующему игроку и так до последнего играющего.
После этого все говорят, что они услышали. Первый кто перепутал
сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону.
Каждый ребенок может выполнять роль
телефона только один раз, после
чего садиться в конце ряда.
Летит - не летит
Эта
игра
проходит
за
столом.
Играющие
кладут
на
стол
пальцы,
ведущий
называет
птиц,
зверей,
насекомых,
цветы
и
т.д.
При
названии
летающего
предмета
все
должны
поднять
пальцы
вверх.
Кто
поднимает
пальцы
при
названии
нелетающего
предмета
или
же
не
поднимает
при
названии летающего – платит фант.
Камешек
Дети сидят на скамейке или стульях, ладони у всех сложены вместе и
лежат на коленях. Ведущий с камешком в руках обходит участников игры и
делает движения, точно кладет камешек каждому из них в руки. Одному из
играющих он действительно кладет камешек, затем отходит от скамейки и
зовет: «Камешек, ко мне!». Тот, у кого камешек, подбегает и показывает его.
Теперь
он
будет
ведущим.
Но
если
играющие
заметили,
кому
положен
камешек, они могут этого игрока задержать. В этом случае ведущий остается
прежний.
Правила:
1.Камешек нужно стараться положить незаметно, чтобы никто не знал у кого
он.
2.Игрок с камешком не должен выходить раньше слов: «Камешек, ко мне!».
Море волнуется
По числу играющих ставятся стулья в 2 ряда так, чтобы спинка одного
стула соприкасалась со спинкой другого.
Все участники игры садятся на
стулья. Водящий говорит: «Море волнуется». Играющие встают и бегают
вокруг
стульев.
«Море
утихло»,
-
говорит
водящий,
и
дети
занимают
свободные места. Кто-то остается без места, так как один стул занимает
водящий. Тот, кто прозевал, идет водить.
Правила:
1.Играющим не разрешается бегать близко около стульев.
2.Занимать свободное место можно только после слов: «Море утихло».
Дятел
Дети собираются на площадки, выбирают водящего – дятла. Все встают
в пары и образуют круг, дятел встает по середине. Играющие ходят по кругу
и все вместе говорят слова:
Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы
Дятел отвечает: Мне не скучно одному
Кого хочу, того возьму.
С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает
в
круг.
Оставшийся
без
пары
встает
в
середину
круга,
он
дятел.
Игра
повторяется.