Напоминание

"Создание центров детской активности в группе"


Автор: Коновалова Оксана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание центров детской активности в группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание центров детской активности в группе»

Подготовила воспитатель: Коновалова Оксана Николаевна

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные

условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания

ребенком дошкольного детства. По предметно – развивающей средой

понимают определенное пространство, организационно оформленное и

предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей

ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в

целом. Современное понимание развивающей предметно – пространственной

среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка,

становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми

доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть

безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и

развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей,

игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий

эффект. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть

насыщенной пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и

самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского

возраста. В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет,

поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки,

игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство,

познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В

групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной

двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от

мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к

двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие

двигательную активность, несколько раз в день.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому

разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное

воображение детей, и они всякий раз по – новому перестраивают имеющееся

игровое пространство, используя , ширмы, занавески, кубы, стулья.

Трансформируемость предметно – игровой среды позволяет ребенку

взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность

в обустройстве места и предвидеть ее результаты. Развивающая предметно –

пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного

характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада, за ростом

растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и

экспериментов с природным материалом. Развивающая предметно –

пространственная среда должна организовываться как культурное

пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия

народного искусства, портреты великих людей, предметы старинного быта).

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо

разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных

большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы

для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны

быть доступным детям. Подобная организация пространства позволяет

дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в

течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать

образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим

планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

- Центр сюжетно – ролевых и театрализованных игр;

- Книжный уголок (литературный центр);

- Центр развития мелкой моторики, подготовка к письму;

- Центр строительства;

- Центр песка и воды;

- Центр математики, науки и естествознания;

- Центр развивающих игр;

- Центр искусств.

Развивающая предметно – пространственная среда должна выступать как

динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При

проектировании предметной среды следует помнить, что застывшая

предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу

того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип

динамичности – статичности касается степени подвижности игровых

пространств, вариантности предметных условий и характера детской

деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды

– это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это

касается мест общего пользования (библиотека, шкафчики с игрушками и

пр.)



В раздел образования