Автор: Коновалова Оксана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание центров детской активности в группе"
Раздел: дошкольное образование
«Создание центров детской активности в группе»
Подготовила воспитатель: Коновалова Оксана Николаевна
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные
условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства. По предметно – развивающей средой
понимают определенное пространство, организационно оформленное и
предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей
ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в
целом. Современное понимание развивающей предметно – пространственной
среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка,
становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми
доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть
безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и
развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей,
игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий
эффект. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть
насыщенной пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и
самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского
возраста. В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет,
поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки,
игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство,
познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В
групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной
двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от
мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к
двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие
двигательную активность, несколько раз в день.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому
разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное
воображение детей, и они всякий раз по – новому перестраивают имеющееся
игровое пространство, используя , ширмы, занавески, кубы, стулья.
Трансформируемость предметно – игровой среды позволяет ребенку
взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность
в обустройстве места и предвидеть ее результаты. Развивающая предметно –
пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного
характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада, за ростом
растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и
экспериментов с природным материалом. Развивающая предметно –
пространственная среда должна организовываться как культурное
пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия
народного искусства, портреты великих людей, предметы старинного быта).
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо
разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных
большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы
для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны
быть доступным детям. Подобная организация пространства позволяет
дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в
течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать
образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- Центр сюжетно – ролевых и театрализованных игр;
- Книжный уголок (литературный центр);
- Центр развития мелкой моторики, подготовка к письму;
- Центр строительства;
- Центр песка и воды;
- Центр математики, науки и естествознания;
- Центр развивающих игр;
- Центр искусств.
Развивающая предметно – пространственная среда должна выступать как
динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При
проектировании предметной среды следует помнить, что застывшая
предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу
того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип
динамичности – статичности касается степени подвижности игровых
пространств, вариантности предметных условий и характера детской
деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды
– это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это
касается мест общего пользования (библиотека, шкафчики с игрушками и
пр.)