Напоминание

Проект "Расти здоровым, малыш"


Авторы: Романчук Ольга Александровна, Липина Светлана Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Расти здоровым, малыш"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность

В раннем возрасте Главная задача по воспитанию здорового образа жизни - формировать

простейшие

навыки

опрятности

и

самообслуживания,

закладывать

фундамент

гигиенической культуры.

Образовательная область «Здоровье требует от нас формирование у детей привычки к

здоровому образу жизни. В процессе повседневной работы с детьми мы должны стремиться

к

тому,

чтобы

выполнение

правил

личной

гигиены

стало

для

них

естественным,

а

гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Дети раннего возраста

нуждаются в терпеливом обучении непосредственно с помощью взрослого.

Формирование

привычек

и

навыков

осуществляется

под

непосредственным

педагогическим

воздействием

взрослых

и

всей

окружающей

обстановки.

В

процессе

повседневной

работы

с

маленькими

детьми

необходимо

стремиться

к

тому,

чтобы

выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с

возрастом

постоянно

совершенствовались.

Сначала

детей

приучают

к

выполнению

элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки

и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после

приема пищи, предварительно научив его этому. Формируют навыки личной гигиены:

умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно

или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время

еды,

аккуратно

есть,

тщательно,

бесшумно

пережевывать

пищу,

уметь

пользоваться

столовыми приборами, салфеткой.

В дальнейшем можно будет утверждать, что сформированные культурно-гигиенические

навыки в раннем возрасте обеспечивают переход к более сложным видам деятельности,

стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Цель проекта:

Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей

раннего возраста через различные формы организации режимных моментов.

Задачи:

1.Формировать

умение овладевать культурно

- гигиеническими навыками и навыками

самообслуживания;

2.Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно-

гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

3.Побуждать детей к самостоятельности;

4.Оснастить предметно - развивающую среду

учебно - дидактическим комплексом по

воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста;

Тип проекта: познавательный, долгосрочный (октябрь – апрель), коллективный.

Участники проекта: дети, воспитатель, помощник воспитателя, родители.

Ожидаемые результаты для детей:

1.Формировать умение следить за своим внешним видом (поправлять платье, носочки,

класть платочек в карман);

2.Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, насухо вытираться полотенцем;

3.Вешать полотенце на место;

4.Правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой;

5.Не крошить хлеб, пережевывать пищу закрытым ртом, не разговаривать за столом.

Ожидаемый результат для педагогов:

1.Повышение

знаний

по

формированию

культурно

-

гигиенических

навыков

у

детей

раннего возраста.

2.Улучшение взаимоотношений между детьми;

3.Укрепление связи с родителями.

Ожидаемый результат для родителей:

1.Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

2.Получение консультаций по вопросам формирования культурно - гигиенических навыков

у детей раннего возраста;

3.Укрепление связей между детским садом и семьей;

4.Изменение позиций родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Определение проблем, сроков реализации, составление плана работы с детьми в разных

направлениях.

2 этап - основной.

Совместное поэтапное выполнение проекта. Реализация проекта через взаимодействие с

детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.

Формы работы с детьми:

1.Организация образовательной деятельности, беседы;

2.Дидактические игры и упражнения;

3.Использование художественного слова;

4.Чтение потешек, стихотоворений;

5.Развлечения.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы;

2.Консультации;*«Как привить детям культурно – гигиенические навыки »

*«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

3.Родительский клуб;

4.Опросы для родителей;

5.Памятки для родителей.«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

Название мероприятия

Участники

2. Основной этап

Изготовление папок – передвижек:

Стихи, потешки (на умывание, на подъем и т.д.)

«Как приучить ребёнка быть аккуратным»

«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

«Обувь для малышей»

Воспитатели

групп

Инструктор

по физ.

воспитанию

Дидактические упражнения

«Оденем куклу на прогулку»

«Уложим куклу спать»

«Айболит встречает ребят»

«Водичка, водичка »

«Делаем причёску»

«Кукла Катя, накрывает на стол»

«Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать

«Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна».

«Возьмём мишку на прогулку»

«Купание»

«Мытьё кукольной посуды»

Воспитатели

групп

Инструктор

по физ.

воспитанию,

музыкальны

й

руководител

ь, педагог-

психолог

Чтение художественных произведений о здоровом образе жизни

«Про непослушные ручки и ножки».

«Мойдодыр»

«Федорино горе»

Воспитатели

групп,

родители,

Просмотр мультфильмов о здоровье, спорте, здоровом образе

жизни («Зарядка для хвоста», «Шайбу, шайбу», серия

мультфильмов «Ох и Ах» и т.д.)

Инструктор

по

физ.воспита

нию,

воспитатели

групп

Разработка консультаций для родителей

«Оденемся на прогулку»

«Учимся кушать правильно»

Инструктор

по

физ.воспита

нию,

воспитатели

групп

Наглядная информация для родителей на тему

«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».

«Внешний вид малышей»

Медицински

е работники,

воспитатели

групп

Игры – ситуации

«Купание куклы»

«Накормим куклу»

Родители

воспитанник

ов

3 этап – заключительный.

Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки

выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта.

Заключение:

Данный проект повысит интерес детей к здоровому образу жизни, воспитают желание

выполнять культурно-гигиенические навыки и навыки в самообслуживании, положительное

отношение к чистоте. Будет совершенствоваться уровень знаний, компетентности родителей

по теме проекта.

Приложение 1

Консультуция

Формирование культурно – гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.

Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви

продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Привитые в детстве культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение

всей его последующей жизни. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста,

гигиенические процедуры – потребность, привычка.

Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены:

полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая

расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки,

щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим

гигиеническим навыкам:

мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным

сном;

мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке

(самостоятельно с двух с половиной лет);

пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего

детства);

мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно,

осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш

малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без

присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите

необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на

их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин,

куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды,

уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;

подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками

при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;

положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом

его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка;

полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и

повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми,

удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить

нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к

запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит

в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация,

вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к

активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться

Завернуть рукава одежды ребенка.

Проверить температуру воды.

Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно

поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки

(дочки)!" и т. п.

Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую

ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.

Еще раз обмыть водой руки ребенка.

Закрыть воду.

Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.

Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка

("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая.

Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим

тебе, мыло, убежать!")

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем,

вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не

вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

Снять полотенце с крючка.

Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.

Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части

лица.

Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями

руки, спрятанной под ним.

Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив

показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие,

чистые!"

Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик":

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости

обращаться за помощью).

Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в

карман.

Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

Знать свою расческу и место, где она лежит.

Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности

(после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).

Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").

Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя

знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом,

рассматривать свою одежду и т. д.).

Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Умение самостоятельно одеваться – очень трудный для ребенка навык, так как в нем

задействована мелкая моторика. Лучшим возрастом для обучения является 2-3года. В этот

период ребенку все хочется делать самому и как только Вы заметили это желание, его надо

поддержать. Запаситесь терпением и будьте готовы к тому, что навык самостоятельного

одевания сформируется не сразу, а постепенно. Обучать умению одеваться нужно с умения

раздеваться. Сначала учите ребенка снимать носочки, трусики, колготки, кофточку на молнии,

то есть те вещи, которые действительно легко снимаются. После этого нужно учить уже

непосредственно одеванию.

Учим одеваться и раздеваться

Познакомьте ребенка с изнаночной и лицевой, передней и задней стороной одежды,

расскажите, что такое рукав, ворот

Покажите, как удобнее держать вещь, чтобы ее одеть

Научите ребенка одевать одежду на большую куклу или мягкую игрушку.

Продемонстрируйте, как правильно надевать штаны – сидя на кровати или полу, вставать,

только тогда, когда нога вылезет из штанов.

При одевании носков сложность состоит в том, что ребенок растопыривает пальчики и у

него не получается натянуть носок до конца. Покажите, как нужно держать пальчики. Очень

часто дети любят натягивать на себя папины или мамины носки, этим они удовлетворяют свою

потребность быть похожим на родителя. Не запрещайте, пусть экспериментирует.

При одевании свитера объясните, что в горловину нужно лезть не лицом, а макушкой. Если

Вы знаете, что горло у свитера узковато, растягивайте его руками, перед тем, как дать ребенку,

покажите, что пространство большое и голова туда пролезет. Иначе ребенок утвердится в

мысли, что одевать какие-то вещи очень сложно.

Научите собирать пальчики в кулачок при одевании кофт и свитеров

Покупая носки, обратите внимание на резинку, она не должна быть тугой

Покупайте одежду с минимумом застежек, кнопок, шнурков и старайтесь подбирать вещи с

аппликацией для различения передней и задней части.

Штаны и юбки покупайте на резинке

Не учите одеваться, если ребенок спешит или устал

Хвалите ребенка, если он самостоятельно одел какую-то вещь, но не допускайте негатива,

высказанного по поводу шиворот навыворот одетой майки – это является преградой для

обучения. О наказании речи быть вообще не может

Первое время подсказывайте, в каком порядке одеваются вещи или складывайте их с вечера по

порядку, не помогайте, если ребенок сам не просит.

Не подавляйте инициативу, даже если Вы спешите, а ребенок ужасно медлителен. Одеть

ребенка самому – самый простой и быстрый вариант, но ребенок должен научиться делать это

сам. Одевание развивает мелкую моторику – при застегивании пуговиц, молний, крючков

одевание учит ребенка видеть разницу между грязной и чистой одеждой. Но самое главное –

навык самостоятельного одевания снимает дополнительную нагрузку с плеч родителей

Приложение 2

Дидактические игры для воспитания культурно-гигиенических навыков.

«Готовим обед для кукол»

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.),

определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка

дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи

фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

Ход игры:

Педагог: «Кукла Глаша принесла из магазина много разных продуктов. Назовите, пожалуйста,

какие продукты принесла Глаша?». Дети по муляжам перечисляют продукты.

«А сейчас мы все вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол). Из чего состоит

обед? — из первого блюда (борщ, суп, щи), из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени,

картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот,

чай). Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда

(кастрюля, в которой мы варим суп), второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты,

картофель, рыбу), третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или

сока)».

Педагог вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед.

Например, педагог сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет

поэтапно приготовление первого блюда:

промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо,

овощи);

очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;

положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;

поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;

после того как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.

На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Педагог по аналогии проводит беседу и показ

необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье — варим

компот из фруктов (яблок, груш и лимона).

Педагог поэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали, что

делают и что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой.

Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита и дети

начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети

вытирают их салфетками и «благодарят» за вкусный обед.

«Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и

значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с

полотенцем. Педагог приводит куклу Глашу с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости

и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев

это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными

руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь,

Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет

белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Педагог

обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки.

Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».

После формирования положительного отношения к навыку мытью рук в процессе

дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах.

При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примера

рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава;

открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под

струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать

«мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по

всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю

воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть

воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.

Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от умственно отсталого

ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

«Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования

пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры:

Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем

мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс

намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети

кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог

обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".

Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и

тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь.

Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них

пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не

получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком,

помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого

мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.

В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например, первая потешка:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».

Вторая потешка:

«В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова»

(или педагог называет имя ребенка).

Третья потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку — посмелей,

будем умываться веселей!»

Эту игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов.

«Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек,

последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати:

рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

Ход игры:

Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они

перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где,

чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для

мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?»

После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а

другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность

одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными

действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает

закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что

куклы одеты правильно и красиво.

«Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви,

одежды — правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла

Маша.

Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою

одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой

найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь

Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант

пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди

пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание

ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же

пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей.

Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви,

правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.

«День рождения»

Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование: гости — куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой,

подарки.

Ход игры: ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога

готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и

приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее

приготовленные на уроках труда). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми,

принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с

детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят»

мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Педагог

рассказывает детям о правилах поведения в гостях:

поздороваться, когда приходишь в гости;

без приглашения не входить в комнату;

дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть

стихотворение, песня, танец);

за столом не шуметь, не брать пищу руками;

приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;

не перебивать друг друга;

пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул

неслышно;

после еды не забыть поблагодарить именинника;

перед уходом попрощаться;

когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.

Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям,

как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.

«Волшебный шнурок»

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в

отверстия по сюжетной картинке.

Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный,

зеленый).

Ход игры: педагог вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто

изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору)

недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д. Если у ребенка не

получается выполнить действие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти

действия.



В раздел образования