Напоминание

"Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на примере игр с мячом"


Автор: Гадалова Ольга Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 19
Населённый пункт: г. Выкса
Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на примере игр с мячом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар – практикум:

«Формирование грамматического строя речи у детей

дошкольного возраста на примере игр с мячом»

Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания

проблемы; помочь в поиске путей ее решения.

Задачи:

- дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования

грамматического строя речи;

- помочь практически освоить приемы формирования грамматически

правильной речи,

-упражнять в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения

заданий;

- вовлечь педагогов в решение проблемы, достижение единых требований к

ребенку.

Оборудование: проектор, экран, презентация «Формирование

грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на примере игр с

мячом», мяч, памятка.

Содержание семинара:

I.

Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Для того чтобы настроиться на

работу предлагаю сыграть в игру «Комплименты».

Задание: педагогам

необходимо ласково назвать себя по имени и назвать прилагательное,

начинающееся на первую букву своего имени (

Светуля, Солнечная и т.д.).

II.

Сообщение темы: (Слайды 1-2.)

Тема нашего семинара сегодня - Формирование грамматического строя

речи у детей дошкольного возраста на примере игр с мячом. Что же такое

грамматика?

Это непосредственно сам грамматический строй языка, а также наука,

изучающая правила изменения, образования слов и сочетание слов в

предложении.

Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и

понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью

оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более

логично, последовательно, правильно излагать свои мысли.

Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития

ребенка, говорил Константин Дмитриевич Ушинский. А также он

подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку

правильной разговорной речи.

III.

Примеры грамматических ошибок у детей. (Слайд 3 -5.)

Небезызвестный нам советский лингвист Александр Николаевич

Гвоздев говорил о том, что каждый ребенок ещё в дошкольном возрасте

должен пройти так называемый «дограмматический период усвоения

языка». При полноценном протекании этого периода ребёнок, ещё не

знающий никаких грамматических правил, тем не менее, постепенно

начинает правильно употреблять в своей речи все грамматические формы.

Но поскольку одномоментное усвоение всех многообразных форм

невозможно, то до определенного возраста в речи всех детей имеются так

называемые

«детские

аграмматизмы»,

представляющие

собой

вполне

нормальное явление и постепенно исчезающие с возрастом.

Например, правилами изменения слов по родам, числам, падежам и

пр., а значит и умением правильно согласовывать слова между собой при

построении предложений, ребенок овладевает примерно к 4 годам. К этому

возрасту он уже не должен допускать ошибок типа «много тарелков», «около

столу», «окны», «деревы», «ухи» и т.п.

Во время обследования и в практике речевого общения можно

слышать такие ошибки у старших дошкольников:

- искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя

ушла»);

- неверное использование форм ед. и мн. числа («красивый шары», «зелёным

ягодами», « машины едет»);

- ошибки в употреблении падежных форм («слепили баба», «много

девочки»);

- ошибки в употреблении предлогов (« книга а столе», «иду бабушке»);

- ошибки в согласовании различных частей речи («пять машинов», «много

ведрах»).

Педагоги могут привести примеры из личного опыта.

IV.

Причины грамматических ошибок (Слайд 6.)

Причинами грамматических ошибок является:

- проблемы в развитии ребенка (ОНР, ЗПР…);

- социальная и педагогическая запущенность;

Такие дети обычно начинают говорить позже положенного срока –

фразовая речь у них появляется только после 3-х, а то и 4-х лет. Речь эта

обычно изобилует ошибками. Даже сами родители нередко замечают, что

ребенок путает окончания, говоря , например, «что тапочки под кроватем»,

«книги на столу», взяли под стола», «мама пришел» и т.п. Подобные

неправильности в речи ребенка даже и без специальной помощи могу

постепенно сглаживаться, но полностью не исчезнут не только в старшем

дошкольном, но и в школьном возрасте.

- билингвизм (двуязычие).

Отрицательно сказывается на формировании грамматического строя

речи ребенка и так называемое «двуязычие» (билингвизм) в семье. Если один

из родителей говорит на одном языке, а другой часто прибегает к

использованию иного языка (чаще родного), то ребенок, еще только

начинающий овладевать речью, оказывается в очень сложном положении. В

его сознании происходит столкновение разных грамматических систем.

V.

Компоненты грамматического строя речи. (Слайд 7.)

Вспомним компоненты грамматического строя речи.

Морфологический уровень – приёмы словоизменения и словообразования

(Примеры: котёнок-котята; из стекла – стеклянный; хвост лисы-лисий; нет

сапог, утят…)

Синтаксический уровень – составление предложений, сочетание слов в

предложениях.

(Пример: Машина ехать по дороге. – Машина едет по дороге. Бабушки мы в

гости пошли. – Мы пошли в гости к бабушке.)

VI.

Пути формирования грамматически правильной речи у детей.

(Слайд 8).

Условия формирования грамматически правильной речи у детей.

1. Создание благоприятной языковой среды;

2. Специальное обучение;

3.Практика речевого общения;

4.Исправление грамматических ошибок.

1. Создание благоприятной языковой среды Речь окружающих может

оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой

подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но

и ошибочные формы слов, речевые обороты. В связи с этим особенно важен

пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит

грамотно, внимателен к речи дошкольников, чутко улавливает особенности

их ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот,

если он может позволить себе сказать "Здеся положь» или "Не залазь на

горку" («не залезай!»), - даже ребенок, который привык дома говорить

правильно, повторяет ошибки вслед за ним.

2 .Специальное обучение осуществляется по двум направлениям:

обучение на занятиях и воспитание грамматических навыков в повседневном

общении.

Это может быть, как часть занятия по развитию речи и/или часть занятия по

другим разделам программы (например, математике (дети упражняются в

правильном сочетании числительных и существительных:

5 краснЫХ

квадратОВ, счёт – 7 матрёшЕК).

3. Практика речевого общения отражается в свободных играх детей,

в общении друг с другом и взрослыми. Занятия дают возможность

предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни

создаются условия для практики речевого общения.

.

Можно незаметно

упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксируя

типичные ошибки, давать образец правильной речи (за завтраком, во время

прогулки, в свободном общении, т.е. в режимных моментах).

4.- Формирование грамматического строя речи детей – постоянный

непрерывный процесс.

Исправление ошибок позволяет детям осознавать языковые нормы,

учит различать, как надо говорить правильно.

Неисправленная грамматическая ошибка – подкрепление

неправильных условных связей у ребёнка, который говорит, и у тех детей,

которые его слышат.

Не нужно повторять за ребенком неправильную форму, лучше

предложить подумать, как сказать правильно.

Например: «Ты ошибся, надо

сказать «мы хотим»

.

Дать образец правильной речи и предложить его

повторить.

Исправлять ошибку тактично, доброжелательно (неуместны ирония

или насмешки над грамматическими ошибками, допущенными детьми,

подчеркнутые исправления ошибок.) Необходимо учитывать обстановку.

Например,

- Ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него

помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

- Ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он

вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать

грамматические ошибки.

- Ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует.

Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить

их в подходящей обстановке.

С детьми младшего дошкольного возраста исправление

грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель,

исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание.

Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и

чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много

ложек и поставили много чашек», - подтверждает воспитатель.

Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и

самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможно разные. Например:

«Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно».

Можно дать образец аналогичного изменения слова (Р.п. мн.ч. - матрешек,

кошек, варежек).

((Методика исправления ошибок разработана О. И. Соловьевой,

А.М. Бородич)

Все условия взаимосвязаны и отдельно не реализуются!

VII.

Дидактические игры и упражнения в формировании

грамматического строя речи. (Слайд 9.)

Так как ведущий вид деятельности у дошкольников – это игра,

поэтому речевые дидактические игры и упражнения очень эффективны в

формировании грамматического строя речи.

В педагогике существуют два принципиально различных подхода к

использованию речевых игр с грамматическим содержанием:

I – соответствие игры определенной лексической теме;

II – соответствие игры определенной грамматической категории.

В первом случае содержание игры отражает лексическую тему, по

которой педагог планирует речевые занятия, например, «Посуда», «Мебель»,

«Домашние животные» и т.д. При этом какая-либо грамматическая категория

отрабатывается на лексическом материале данной темы.

Например, через игру «Один – много» дети учатся образовывать

категорию множественного числа существительных по теме «Посуда»

(чашка - чашки, ложка - ложки, кастрюля - кастрюли…) или по теме

«Домашние животные» (кошка - кошки, собака - собаки, корова - коровы…).

Повторение аналогичных игр с разным речевым материалом активизирует

интерес детей, способствует лучшему усвоению каких-то понятий или

категорий, закреплению их в речи детей. При этом грамматические игры

одновременно будут способствовать закреплению лексического материала по

определенной теме.

Во втором случае содержание игры отражает грамматическую

категорию вне зависимости от лексической темы. В подобном случае игра,

например, «Один – много» может включать слова из различных тем (много

ушей, платьев, гнёзд, птиц, деревьев, окон и т.п.).

Педагог вправе сам выбирать любой из двух подходов к

дидактическим играм в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

В практике, педагогу удобнее на фронтальных занятиях использовать

грамматические игры, связанные текущей лексической темой . Вне занятий,

если надо отработать конкретную грамматическую категорию, а также в

конце учебного года для закрепления полученных навыков, можно

использовать дидактические игры с разнообразным лексическим материалом.

Педагог по своему усмотрению может выбрать те игры, которые

соответствуют уровню развития речи детей группы, а также определить

форму проведения конкретной игры и ее место в педагогическом процессе.

Место грамматических игр в педагогическом процессе:

Игры планируются и проводятся как часть занятия по развитию речи,

- ознакомлению с окружающим, природой, чтению художественной

литературы (в рамках проведения одного занятия возможно использование

нескольких дидактических игр);

- как динамическая пауза во время занятия с выполнением движений,

действий;

- вне занятий в утренние, вечерние часы, на прогулке;

- могут быть рекомендованы для совместных занятий родителей с детьми в

домашних условиях;

- могут вноситься в развивающую среду группы в виде настольной

дидактических игр, схем и т.д.

Грамматические игры и упражнения могут проводиться в

различных формах: фронтально, подгруппами, индивидуально.

В младшем дошкольном возрасте грамматические игры проводятся, в

основном, в индивидуальной форме. В старшем дошкольном возрасте форма

может быть любой и определяется поставленной педагогом задачей.

VIII.

Практическая часть. (Слайд 10.)

Все игры проигрываются с педагогами, следуя словам Конфуция:

"Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю."

Подведем итоги: мы с вами вспомнили, что такое грамматика,

направления грамматического строя речи и условия его формирования.

Пришло время закрепить знания.

Игры с мячом известны с древних времён. Практически каждый

ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны,

они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются

самыми распространенными из игр. Любой ребёнок имеет возможность

играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи

различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребёнка

более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие. Для игры в группе

лучше всего использовать мягкие мячи.

Возможные варианты игр с мячом:

- перебрасывание мяча друг другу;

- прокатывание мяча, сидя на ковре;

- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

- прокатывание шарика по панно с дорожками.

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного:

Был один, а станет много.

стол – столы двор – дворы нос – носы

гора – горы мост – мосты дом – дома

день – дни лоб – лбы ухо – уши

стул – стулья перо – перья носок – носки

дружок – дружки утенок – утята слоненок – слонята

"Скажи ласково"

Стол - столик Пуговица -

Белка - Шапка -

Кукла - Мыло -

Вишня - Жук -

Книга - Часы –

"Мой - моя" (местоимения) или «Жадина»

Взрослый бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя,

моё).

Мяч - мой Кофта - моя

Яблоко - Лист -

Шуба - Платье -

Сапоги - Куртка -

Дом - Квартира -

Туфли - Группа -

Стол - Ведро -

Кресло - Детский сад -

Игра «Животные и их детеныши»

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете или «Кого зовет мама?»

у тигра – тигренок у льва – львенок

у слона – слоненок у оленя – олененок

у лося – лосенок у лисы – лисенок

у медведя – медвежонок у верблюда – верблюжонок

у волка – зайчонок у зайца – зайчонок

у кролика – крольчонок у белки – бельчонок

у коровы – теленок у лошади – жеребенок

у свиньи – поросенок у овцы – ягненок

у курицы – цыпленок у собаки – щенок

Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

белка живет – в дупле лиса живет – в норе

медведь живет – в берлоге собака живет – в конуре

пчелы живут – в улье волк живет – в логове

птицы живут – в гнезде рыбы живут – в воде

Игра «Кто как разговаривает или подает голос»

Отвечай, да поскорей

Назови язык зверей.

корова – мычит тигр – рычит змея – шипит

мышка – пищит собака – лает волк – воет

утка – крякает гусь – гогочет свинья – хрюкает

Игра «Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

Летают - (птицы, бабочки, мухи, стрекозы, жуки, комары, мошки)

Плавают – (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы)

Ползают – (змеи, гусеницы, черви)

Прыгают – (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы)

Игра «Горячий – холодный» или «Скажи наоборот»

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

широкий – (узкий) большой – (маленький)

старый – (молодой) горячий – (холодный)

хороший – (плохой) умный – (глупый)

веселый – (грустный) острый – (тупой)

легкий – (тяжелый) добрый – (злой)

радостный – (печальный) ясный – (пасмурный).

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его

шкаф из дерева – (деревянный) бутылка из стекла – (стеклянная)

рукавички из меха – (меховые) тазик из меди – (медный)

медвежонок из плюша – (плюшевый) ваза из хрусталя – (хрустальная)

сок из клюквы – (клюквенный) сумка из кожи – (кожаная)

Игра «Чья голова?»

Чья у зверя голова?

Подскажи скорей слова.

у вороны – (воронья) у рыси – (рысья)

у рыбы – (рыбья) у кошки – (кошачья)

у зайца – (заячья) у лошади – (лошадиная)

у лебедя – (лебединая) у оленя – (оленья)

у лисы – (лисья) у собаки – (собачья)

Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол – пять столов один слон – пять слонов

один гусь – пять гусей один лебедь – пять лебедей

одна майка – пять маек одна шишка – пять шишек

один утенок – пять утят один заяц – пять зайчат

одно платье – пять платьев одна пуговица – пять пуговиц

одна книга – пять книг одна конфета – пять конфет.

Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

строитель – (строит) повар – (варит)

носильщик – (носит) уборщица – (убирает)

художник – (рисует) фотограф – (фотографирует)

продавец – (продает) парикмахер – (стрижет)

врач – (лечит) учитель – (учит)

Игры с мячом “Кто кем был?”

цыпленок – яйцом

лягушка – головастиком…

дуб – желудем

хлеб – мукой

рубашка – тканью

дом – кирпичом

Уважаемые педагоги, благодарю за внимание! (Слайд 11.)



В раздел образования