Автор: Гадалова Ольга Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 19
Населённый пункт: г. Выкса
Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на примере игр с мячом"
Раздел: дошкольное образование
Семинар – практикум:
«Формирование грамматического строя речи у детей
дошкольного возраста на примере игр с мячом»
Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания
проблемы; помочь в поиске путей ее решения.
Задачи:
- дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования
грамматического строя речи;
- помочь практически освоить приемы формирования грамматически
правильной речи,
-упражнять в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения
заданий;
- вовлечь педагогов в решение проблемы, достижение единых требований к
ребенку.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Формирование
грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на примере игр с
мячом», мяч, памятка.
Содержание семинара:
I.
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Для того чтобы настроиться на
работу предлагаю сыграть в игру «Комплименты».
Задание: педагогам
необходимо ласково назвать себя по имени и назвать прилагательное,
начинающееся на первую букву своего имени (
Светуля, Солнечная и т.д.).
II.
Сообщение темы: (Слайды 1-2.)
Тема нашего семинара сегодня - Формирование грамматического строя
речи у детей дошкольного возраста на примере игр с мячом. Что же такое
грамматика?
Это непосредственно сам грамматический строй языка, а также наука,
изучающая правила изменения, образования слов и сочетание слов в
предложении.
Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и
понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью
оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более
логично, последовательно, правильно излагать свои мысли.
Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития
ребенка, говорил Константин Дмитриевич Ушинский. А также он
подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку
правильной разговорной речи.
III.
Примеры грамматических ошибок у детей. (Слайд 3 -5.)
Небезызвестный нам советский лингвист Александр Николаевич
Гвоздев говорил о том, что каждый ребенок ещё в дошкольном возрасте
должен пройти так называемый «дограмматический период усвоения
языка». При полноценном протекании этого периода ребёнок, ещё не
знающий никаких грамматических правил, тем не менее, постепенно
начинает правильно употреблять в своей речи все грамматические формы.
Но поскольку одномоментное усвоение всех многообразных форм
невозможно, то до определенного возраста в речи всех детей имеются так
называемые
«детские
аграмматизмы»,
представляющие
собой
вполне
нормальное явление и постепенно исчезающие с возрастом.
Например, правилами изменения слов по родам, числам, падежам и
пр., а значит и умением правильно согласовывать слова между собой при
построении предложений, ребенок овладевает примерно к 4 годам. К этому
возрасту он уже не должен допускать ошибок типа «много тарелков», «около
столу», «окны», «деревы», «ухи» и т.п.
Во время обследования и в практике речевого общения можно
слышать такие ошибки у старших дошкольников:
- искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя
ушла»);
- неверное использование форм ед. и мн. числа («красивый шары», «зелёным
ягодами», « машины едет»);
- ошибки в употреблении падежных форм («слепили баба», «много
девочки»);
- ошибки в употреблении предлогов (« книга а столе», «иду бабушке»);
- ошибки в согласовании различных частей речи («пять машинов», «много
ведрах»).
Педагоги могут привести примеры из личного опыта.
IV.
Причины грамматических ошибок (Слайд 6.)
Причинами грамматических ошибок является:
- проблемы в развитии ребенка (ОНР, ЗПР…);
- социальная и педагогическая запущенность;
Такие дети обычно начинают говорить позже положенного срока –
фразовая речь у них появляется только после 3-х, а то и 4-х лет. Речь эта
обычно изобилует ошибками. Даже сами родители нередко замечают, что
ребенок путает окончания, говоря , например, «что тапочки под кроватем»,
«книги на столу», взяли под стола», «мама пришел» и т.п. Подобные
неправильности в речи ребенка даже и без специальной помощи могу
постепенно сглаживаться, но полностью не исчезнут не только в старшем
дошкольном, но и в школьном возрасте.
- билингвизм (двуязычие).
Отрицательно сказывается на формировании грамматического строя
речи ребенка и так называемое «двуязычие» (билингвизм) в семье. Если один
из родителей говорит на одном языке, а другой часто прибегает к
использованию иного языка (чаще родного), то ребенок, еще только
начинающий овладевать речью, оказывается в очень сложном положении. В
его сознании происходит столкновение разных грамматических систем.
V.
Компоненты грамматического строя речи. (Слайд 7.)
Вспомним компоненты грамматического строя речи.
Морфологический уровень – приёмы словоизменения и словообразования
(Примеры: котёнок-котята; из стекла – стеклянный; хвост лисы-лисий; нет
сапог, утят…)
Синтаксический уровень – составление предложений, сочетание слов в
предложениях.
(Пример: Машина ехать по дороге. – Машина едет по дороге. Бабушки мы в
гости пошли. – Мы пошли в гости к бабушке.)
VI.
Пути формирования грамматически правильной речи у детей.
(Слайд 8).
Условия формирования грамматически правильной речи у детей.
1. Создание благоприятной языковой среды;
2. Специальное обучение;
3.Практика речевого общения;
4.Исправление грамматических ошибок.
1. Создание благоприятной языковой среды Речь окружающих может
оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой
подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но
и ошибочные формы слов, речевые обороты. В связи с этим особенно важен
пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит
грамотно, внимателен к речи дошкольников, чутко улавливает особенности
их ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот,
если он может позволить себе сказать "Здеся положь» или "Не залазь на
горку" («не залезай!»), - даже ребенок, который привык дома говорить
правильно, повторяет ошибки вслед за ним.
2 .Специальное обучение осуществляется по двум направлениям:
обучение на занятиях и воспитание грамматических навыков в повседневном
общении.
Это может быть, как часть занятия по развитию речи и/или часть занятия по
другим разделам программы (например, математике (дети упражняются в
правильном сочетании числительных и существительных:
5 краснЫХ
квадратОВ, счёт – 7 матрёшЕК).
3. Практика речевого общения отражается в свободных играх детей,
в общении друг с другом и взрослыми. Занятия дают возможность
предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни
создаются условия для практики речевого общения.
.
Можно незаметно
упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксируя
типичные ошибки, давать образец правильной речи (за завтраком, во время
прогулки, в свободном общении, т.е. в режимных моментах).
4.- Формирование грамматического строя речи детей – постоянный
непрерывный процесс.
Исправление ошибок позволяет детям осознавать языковые нормы,
учит различать, как надо говорить правильно.
Неисправленная грамматическая ошибка – подкрепление
неправильных условных связей у ребёнка, который говорит, и у тех детей,
которые его слышат.
Не нужно повторять за ребенком неправильную форму, лучше
предложить подумать, как сказать правильно.
Например: «Ты ошибся, надо
сказать «мы хотим»
.
Дать образец правильной речи и предложить его
повторить.
Исправлять ошибку тактично, доброжелательно (неуместны ирония
или насмешки над грамматическими ошибками, допущенными детьми,
подчеркнутые исправления ошибок.) Необходимо учитывать обстановку.
Например,
- Ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него
помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
- Ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он
вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать
грамматические ошибки.
- Ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки.
Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует.
Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить
их в подходящей обстановке.
С детьми младшего дошкольного возраста исправление
грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель,
исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание.
Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и
чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много
ложек и поставили много чашек», - подтверждает воспитатель.
Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и
самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможно разные. Например:
«Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно».
Можно дать образец аналогичного изменения слова (Р.п. мн.ч. - матрешек,
кошек, варежек).
((Методика исправления ошибок разработана О. И. Соловьевой,
А.М. Бородич)
Все условия взаимосвязаны и отдельно не реализуются!
VII.
Дидактические игры и упражнения в формировании
грамматического строя речи. (Слайд 9.)
Так как ведущий вид деятельности у дошкольников – это игра,
поэтому речевые дидактические игры и упражнения очень эффективны в
формировании грамматического строя речи.
В педагогике существуют два принципиально различных подхода к
использованию речевых игр с грамматическим содержанием:
I – соответствие игры определенной лексической теме;
II – соответствие игры определенной грамматической категории.
В первом случае содержание игры отражает лексическую тему, по
которой педагог планирует речевые занятия, например, «Посуда», «Мебель»,
«Домашние животные» и т.д. При этом какая-либо грамматическая категория
отрабатывается на лексическом материале данной темы.
Например, через игру «Один – много» дети учатся образовывать
категорию множественного числа существительных по теме «Посуда»
(чашка - чашки, ложка - ложки, кастрюля - кастрюли…) или по теме
«Домашние животные» (кошка - кошки, собака - собаки, корова - коровы…).
Повторение аналогичных игр с разным речевым материалом активизирует
интерес детей, способствует лучшему усвоению каких-то понятий или
категорий, закреплению их в речи детей. При этом грамматические игры
одновременно будут способствовать закреплению лексического материала по
определенной теме.
Во втором случае содержание игры отражает грамматическую
категорию вне зависимости от лексической темы. В подобном случае игра,
например, «Один – много» может включать слова из различных тем (много
ушей, платьев, гнёзд, птиц, деревьев, окон и т.п.).
Педагог вправе сам выбирать любой из двух подходов к
дидактическим играм в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
В практике, педагогу удобнее на фронтальных занятиях использовать
грамматические игры, связанные текущей лексической темой . Вне занятий,
если надо отработать конкретную грамматическую категорию, а также в
конце учебного года для закрепления полученных навыков, можно
использовать дидактические игры с разнообразным лексическим материалом.
Педагог по своему усмотрению может выбрать те игры, которые
соответствуют уровню развития речи детей группы, а также определить
форму проведения конкретной игры и ее место в педагогическом процессе.
Место грамматических игр в педагогическом процессе:
Игры планируются и проводятся как часть занятия по развитию речи,
- ознакомлению с окружающим, природой, чтению художественной
литературы (в рамках проведения одного занятия возможно использование
нескольких дидактических игр);
- как динамическая пауза во время занятия с выполнением движений,
действий;
- вне занятий в утренние, вечерние часы, на прогулке;
- могут быть рекомендованы для совместных занятий родителей с детьми в
домашних условиях;
- могут вноситься в развивающую среду группы в виде настольной
дидактических игр, схем и т.д.
Грамматические игры и упражнения могут проводиться в
различных формах: фронтально, подгруппами, индивидуально.
В младшем дошкольном возрасте грамматические игры проводятся, в
основном, в индивидуальной форме. В старшем дошкольном возрасте форма
может быть любой и определяется поставленной педагогом задачей.
VIII.
Практическая часть. (Слайд 10.)
Все игры проигрываются с педагогами, следуя словам Конфуция:
"Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю."
Подведем итоги: мы с вами вспомнили, что такое грамматика,
направления грамматического строя речи и условия его формирования.
Пришло время закрепить знания.
Игры с мячом известны с древних времён. Практически каждый
ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны,
они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются
самыми распространенными из игр. Любой ребёнок имеет возможность
играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи
различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребёнка
более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие. Для игры в группе
лучше всего использовать мягкие мячи.
Возможные варианты игр с мячом:
- перебрасывание мяча друг другу;
- прокатывание мяча, сидя на ковре;
- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;
- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;
- прокатывание шарика по панно с дорожками.
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного:
Был один, а станет много.
стол – столы двор – дворы нос – носы
гора – горы мост – мосты дом – дома
день – дни лоб – лбы ухо – уши
стул – стулья перо – перья носок – носки
дружок – дружки утенок – утята слоненок – слонята
"Скажи ласково"
Стол - столик Пуговица -
Белка - Шапка -
Кукла - Мыло -
Вишня - Жук -
Книга - Часы –
"Мой - моя" (местоимения) или «Жадина»
Взрослый бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя,
моё).
Мяч - мой Кофта - моя
Яблоко - Лист -
Шуба - Платье -
Сапоги - Куртка -
Дом - Квартира -
Туфли - Группа -
Стол - Ведро -
Кресло - Детский сад -
Игра «Животные и их детеныши»
Человеческие дети
Знают всех зверят на свете или «Кого зовет мама?»
у тигра – тигренок у льва – львенок
у слона – слоненок у оленя – олененок
у лося – лосенок у лисы – лисенок
у медведя – медвежонок у верблюда – верблюжонок
у волка – зайчонок у зайца – зайчонок
у кролика – крольчонок у белки – бельчонок
у коровы – теленок у лошади – жеребенок
у свиньи – поросенок у овцы – ягненок
у курицы – цыпленок у собаки – щенок
Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Кто в берлоге, кто в норе?
Назови-ка поскорей!
белка живет – в дупле лиса живет – в норе
медведь живет – в берлоге собака живет – в конуре
пчелы живут – в улье волк живет – в логове
птицы живут – в гнезде рыбы живут – в воде
Игра «Кто как разговаривает или подает голос»
Отвечай, да поскорей
Назови язык зверей.
корова – мычит тигр – рычит змея – шипит
мышка – пищит собака – лает волк – воет
утка – крякает гусь – гогочет свинья – хрюкает
Игра «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет,
Кто ползет, а кто идет.
Летают - (птицы, бабочки, мухи, стрекозы, жуки, комары, мошки)
Плавают – (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы)
Ползают – (змеи, гусеницы, черви)
Прыгают – (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы)
Игра «Горячий – холодный» или «Скажи наоборот»
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
широкий – (узкий) большой – (маленький)
старый – (молодой) горячий – (холодный)
хороший – (плохой) умный – (глупый)
веселый – (грустный) острый – (тупой)
легкий – (тяжелый) добрый – (злой)
радостный – (печальный) ясный – (пасмурный).
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его
шкаф из дерева – (деревянный) бутылка из стекла – (стеклянная)
рукавички из меха – (меховые) тазик из меди – (медный)
медвежонок из плюша – (плюшевый) ваза из хрусталя – (хрустальная)
сок из клюквы – (клюквенный) сумка из кожи – (кожаная)
Игра «Чья голова?»
Чья у зверя голова?
Подскажи скорей слова.
у вороны – (воронья) у рыси – (рысья)
у рыбы – (рыбья) у кошки – (кошачья)
у зайца – (заячья) у лошади – (лошадиная)
у лебедя – (лебединая) у оленя – (оленья)
у лисы – (лисья) у собаки – (собачья)
Игра «Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)
Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)
Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)
Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)
Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)
Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)
Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.
один стол – пять столов один слон – пять слонов
один гусь – пять гусей один лебедь – пять лебедей
одна майка – пять маек одна шишка – пять шишек
один утенок – пять утят один заяц – пять зайчат
одно платье – пять платьев одна пуговица – пять пуговиц
одна книга – пять книг одна конфета – пять конфет.
Игра «Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
строитель – (строит) повар – (варит)
носильщик – (носит) уборщица – (убирает)
художник – (рисует) фотограф – (фотографирует)
продавец – (продает) парикмахер – (стрижет)
врач – (лечит) учитель – (учит)
Игры с мячом “Кто кем был?”
цыпленок – яйцом
лягушка – головастиком…
дуб – желудем
хлеб – мукой
рубашка – тканью
дом – кирпичом
Уважаемые педагоги, благодарю за внимание! (Слайд 11.)