Автор: Сафарова Самира Султановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Проект по финансовой грамотности
Тема: "Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность"
Раздел: дошкольное образование
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год
Воспитателя МАДОУ г. Нижневартовска ДС №71
«Радость»
Сафаровой Самиры Султановны
Тема: Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного
возраста, через игровую деятельность
Цель:
-
формирование
первичных
экономических
представлений
об
экономических
категориях:
«потребности»
«труд»
«товар»
«деньги»
«семейный бюджет»;
- развитие экономического мышления у дошкольников.
Задачи:
1.
научить
детей
правильному
отношению к
деньгам,
способам их
зарабатывания и разумному их использованию;
2.
сформировать нравственные понятия – бережливость, честность,
экономность, щедрость и т. д.;
3.
научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях,
носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд
в транспорте и т. д.).
Источники
самообразования:
методическая
литература,
семинары,
интернет-ресурсы, вебинары, курсы повышения квалификации, городские
методические объединения, ресурсные методические центры, мастер-классы,
взаимопосещения.
Формы самообразования:
1.
Индивидуальная – через индивидуальный план.
2.
Групповая – через участие в деятельности городского методического
объединения воспитателей, сетевое взаимодействие с педагогами
посредством Интернет.
Актуальность выбранной темы
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике,
об
экономической
«революции»,
о
новых
взаимоотношениях
между
потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.
С изменением социально – экономических условий в стране необходимо
воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основах.
В
настоящее
время
в
связи
с
переходом
России
к
рынку
значительно
повышаются
требования
к
уровню
экономической
грамотности,
как
взрослых, так и детей.
Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых
качеств,
особой
экономической
культуры.
Поэтому
экономическое
воспитание и образование нужно начинать как можно раньше, желательно
уже с дошкольного возраста.
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания,
организованный
педагогический
процесс,
направленный
на
формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей,
еще одна из
граней воспитательного процесса.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление
и основной вид деятельности – игра, именно, через игру ребенок осваивает и
познает
мир.
Следовательно,
игровая
деятельность
становится
основным
средством экономического воспитания дошкольников.
На
основании
вышесказанного,
был
разработан
план
работы
по
самообразованию, в данном направлении. При его разработке учитывалось
несколько
условий
для
эффективной
деятельности:
повышение
компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через
консультирования, создание материала доступного родителям и детям по
данной теме.
№
План работы
Срок
Результат
1
Изучение учебной и
научно- методической
литературы.
Сентябр
ь,
октябр
ь
Список литературы
по теме
самообразования
2
Подготовка
консультаций для
родителей
Ноябрь
Изготовление
папки- передвижки
«Экономическое
развитие
Дошкольников»
3
Пополнение
развивающей предметно-
пространственной среды
В
течение
года
Пополнение ППС:
- Приобретени
е
художественн
ой литературы
на
экономическую
тематику;
-
Альбом:
«Професс
ии детского сада»;
-
Настольно-
печатные игры;
-
Оформление
уголка (стенда)
«Школа гнома
Эконома»;
- Атрибуты для
сюжетно- ролевых игр;
-
Деньги
(банкноты,
монеты)
разного номинала;
- Пластиковые карты;
- Кошельки, копилки;
- Раскраски;
-
Картотека
загадок,
пословиц, поговорок;
-
Картотека
игр
по формированию
предпосылок
финансовой
грамотности у
дошкольников;
-
Приобретение
и
изготовление
дидактических
игр
4
Организация
работы
с
воспитанниками
В
течение
года
-
НОД,
проектная
деятельность,
совместная
деятельности.
5
Открытые просмотры
НОД, взаимопосещения
В
течение
года
Приобретение
нового опыта
6
Повышение
профессиональной
компетентности
(вебинары,
семинары,
КПК)
КПК
«Первые
шаги
по
ступенькам
финансовой
грамотности»
В
течение
года
Удостоверение о КПК
7
Разработка
совместного
проекта
с
детьми
и
родителями
по
теме
финансовой
грамотности
«В
сказки
мы
играем
–
деньги изучаем»
Феврал
ь-
март
Картотека
дидактических игр по
формированию
основ
финансовой
грамотности у
детей
дошкольного
возраста
2. Консультации
для родителей по
формированию основ
финансовой
грамотности у детей
дошкольного возраста.
3. Картотека
дидактических
игр
по
ознакомлению
детей
с
профессиями
4. Разработка
конспектов НОД
7. Разработка и
реализация проекта в
соответствии с
планом РИП
8
Участие в системе
методической работы ДОО
Март-
май
Представление
презентации
проекта
на
педсовете ДОО
9
Подготовка
консультаций для
педагогов
Март
Подготовка
консультаций для
педагогов ДОО по теме:
«Формирование
предпосылок
финансовой
грамотности у
дошкольников»,
«Формирование основ
финансовой
грамотности у детей
дошкольного возраста
посредством
дидактических игр»
1
0
Проведение анализа работы
Май
Справка,
отчет
о
проведенной работе за
год
Предполагаемые результаты
По завершению реализации плановых мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные
экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в
ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный
бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и
качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс
детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и
что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут
остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы
для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут
положительно или отрицательно сказаться на экономическом
положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив,
навредить, бюджету семьи и здоровью человека.